Типология обществ в социологии

Все многообразие обществ разделяют на типы. Типы обществ со сходными признаками или критериями составляют типологию.

Общества делятся на:

1) дописьменные и письменные (первые - умеющие говорить, но не умеющие писать, вторые - владеющие алфавитом и фиксирующие звуки). Не знающие письменности народы (в джунглях Амазонки, в Аравийской пустыне есть и сейчас) называют доцивилизованными.

2) простые и сложные. Критерием здесь выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых. В сложных несколько уровней управления и слоев населения по доходам.

3) по способу производства и форме собственности на общественно-экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Здесь критерий – способ добывания средств существования. Первобытное общество состоит из локальных родственных групп. Это протообщество или период человеческого стада. Оно существовало сотни тысяч лет. Далее скотоводство (пастушество) и огородничество. С земледелием зарождаются государства, города, классы, письменность – признаки цивилизации. Земледельческую, аграрную цивилизации 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность) и индустриальное общество. В 70-е годы XX века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Здесь преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.

4) выделяют еще доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Создатель этой модели американский социолог Даниел Белл (род. 1919). Иногда постиндустриальное общество называют постмодерным.

В доиндустриальном обществе (традиционном), определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство с церковью и армией, как главными инструментами. В индустриальном обществе – промышленность с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения. Развитие общества последовательно проходит три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Переход от первобытного общества к доиндустриальному или традиционному называется неолитической революцией, а от него к индустриальному – промышленной революцией.

Американский публицист и футуролог Алвин Тоффлер (род. 1928) в своих работах «Шок будущего» (1970), «Третья волна» (1980), «Сдвиг власти» (1990) объясняет кризис современного общества переходом к новой цивилизации «Третьей волны» (первая – аграрная цивилизация, вторая – индустриальная). Эта третья волна несет следующие изменения:

1) переход от производства массовой, серийной продукции к выпуску товаров с учетом индивидуальных запросов заказчика;

2) переход к мелкому производству, способному быстро приспосабливаться к переменам на рынке;

3) антибюрократизация всех сфер общественной жизни – переход к ее новым формам равенства, принятия участия в политических решениях, социального многообразия;

4) снижение роли вертикальной иерархии управления и повышение роли горизонтальных связей;

5) уход в прошлое концентрации, синхронизации, стандартизации, урбанизации (городов-мегаполисов), массового образования, массовой культуры, т.е. всего того, что принесло с собой индустриальное общество;

6) демократизация принятия важных государственных решений путем регулярных опросов общественного мнения с использованием домашних компьютеров.

В условиях информационного общества из трех источников власти – насилия, богатства, знаний решающее значение приобретут знания. Они обладают тем преимуществом, что бесконечны и общедоступны.

В таком футурологическом подходе подмечены важные тенденции развития современного общества. Недостаток его в фетишизации технического прогресса, в том числе роли высоких технологий и информатизационных систем.

В 70 е - 80-е гг. XX века на Западе широкое распространение получила идея конвергенции – сближения социальных систем. Ее родоначальниками были русские мыслители Сорокин, Бердяев. Сорокин выдвинул идею «гибридного» общества. Оно образуется в результате сложения положительных ценностей двух общественных систем капитализма и социализма. Современные исследователи считают, что смешанное общество примет от социализма более высокую степень равенства людей, плановое ведение хозяйства и участие работников в управлении производством, а от капитализма – частную собственность, прибыль как побудительный мотив хозяйственной деятельности и рыночную экономику. Конвергенция отражает объективные процессы растущей взаимосвязи в рамках единого мирового сообщества, единого мирового хозяйства.

Наши рекомендации