Подготовка и проведение полевого структурированного не включенного наблюдения

Цель: изучение поведения студента на лекции, разработка и заполнение карточки наблюдения.

Наблюдение – метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования.

Ход работы:

1. Наблюдаемая ситуация: «учебный процесс в ВУЗе», организованная форма: «лекция»

2. Тема: «Изучение поведения студента на лекции».

3. Объект наблюдения: «студент группы сцб-11-1 Института Изобразительных Искусств и Социально-Гуманитарных Наук Национального Исследовательского Иркутского Государственного Технического Университета».

4. Предмет наблюдения: «состояние утомляемости студента на учебных занятиях».

5. Цель наблюдения: «Определение оптимальной продолжительности учебного занятия».

6. Задачи наблюдения:

1) Определение структуры поведения студента в процессе учебного занятия.

2) Определение степени утомляемости студента во время учебного занятия.

7. Вид наблюдения: полевое, структурированное, не включенное, опосредовательное.

8. Инструментарий наблюдения: карточка.

Структура карточки:

-тема исследования

-место проведения исследования

-дата проведения

-время проведения

-Ф. И. О. наблюдателя

-элементы наблюдаемого поведения:

· занимается посторонними разговорами

· отвлекается на мобильный телефон

· занимается посторонними делами

· читает книгу

· пользуется социальными сетями

· переписывает лекции по другому предмету

· играет в игры

· смеется

· часто меняет позы

· периодически поглядывает на часы

· периодически зевает

· спит

· преждевременно начинает собирать свои вещи

-количество испытуемых

-описательные категории.

Карточка:

1. Тема исследования: «Изучение поведения студента на лекции».

2. Место проведения исследования: НИ ИрГТУ, ИИИиСГН, II курс, группа сцб-11-1, Японский язык.

3. Дата проведения исследования: 29. 04. 2013 г.

4. Время проведения исследования:

~начало: 10 : 00ч.

~окончание: 11 : 30 ч.

5. Исследование проводит: Соколова Анастасия Александровна.

6. Элементы наблюдаемого поведения:

· занимается посторонними разговорами

· отвлекается на мобильный телефон

· читает книгу

· пользуется социальными сетями

· смеется

· часто меняет позы

· периодически поглядывает на часы

· преждевременно начинает собирать свои вещи

7. Количество испытуемых: 1 человек.

8. Описательные категории:

Утомляемость студента можно представить описательными категориями, которые фиксируют элементы его поведения.

Нам известно, что наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объекте нашего наблюдения, проверять исходные предположения, связанные с ними. Наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств с объектом изучения. Описательные категории фиксируют конкретные фактические проявления количественно-качественных показателей объекта нашего исследования. Представим некоторые из них в соответствии со временем, выделенным на одно учебное занятие. Попытаемся зафиксировать и воспроизвести точные временные показатели происходящего: (мы не называем имени студента, за которым ведется наблюдение ввиду того, что некоторые из показателей могут характеризовать его не с лучшей стороны)

-10 : 00 ч.: учебное занятие только начинается, студент выкладывает перед собой все необходимое (тетрадь, ручку, мобильный телефон) и начинает записывать текущую дату.

-10 : 40 ч.: студент отвлекается от рассказа преподавателя, слушает его менее сконцентрировано, чем в начале занятия и занимается посторонними разговорами с теми, кто сидит поблизости, периодически смеется.

-10 : 45 ч.: студент окончательно отвлекается от занятия и смотрит в свой мобильный телефон.

-10 : 50 ч.: студент внимательно читает электронную книгу на своем мобильном, не следит за ходом занятия, периодически пользуясь социальными сетями.

-11 : 00 ч.: студент «вернулся» к занятию, переписывает в лекцию все, что он пропустил, начинает работать и вступает в диалог с преподавателем, касательно темы занятия.

-11 : 15 ч.: студент начинает уставать, теряет интерес к учебному занятию, часто меняет свои позы.

-11 : 20 ч.: студент периодически поглядывает на часы и преждевременно начинает собирать свои вещи, даже не интересуясь тем, какое задание задали на дом.

-11 : 30 ч.: учебное занятие заканчивается, студент покидает аудиторию.

Таким образом, в результате проведенного нами наблюдения в рамках исследования утомляемости студента мы можем заключить, что длительность учебного занятия (для данного объекта наблюдения) не является подходящей. Возможно, имеет смысл уменьшить занятие хотя бы на несколько минут, тем самым улучшить учебные показатели данного студента и увеличить долю его интереса непосредственно к процессу обучения. Также, по моему мнению, необходимо ужесточить санкции за опатийное отношение к учебному процессу и установить какие-либо поощрительные перспективы для того, чтобы у объекта нашего наблюдения появилось стремление к обучению. Имеет смысл провести семинарские беседы о негативном влиянии такого отношения к учебе на будущее студента.

Вывод: мы изучили поведение студента на лекции, разработали и заполнили карточку наблюдения, в соответствии со всеми правилами ее составления, дали свои рекомендации, таким образом, мы можем заключить, что цель, поставленная перед нами в данной части лабораторной работы, была достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы завершаем лабораторную работу. В первой части лабораторной работы мы стремились провести взаимную проверку и анализ инструментов исследования анкеты с использованием перечня приведенных вопросов.

Перечень необходимых вопросов был представлен в описании нашей работы. Анкета отвечала всем требованиям ее составления, она была тщательно проанализирована со стороны вопросов, найденные в ней ошибки перечислены в первой части нашей лабораторной работы.

Во второй части лабораторной работы мы преследовали цель –изучение поведения студента на лекции, провели разработку и заполнение карточки наблюдения, дали свои рекомендации.

В данном случае мы руководствовались основными правилами проведения наблюдения, регистрировали полученные данные в карточке наблюдения.

Таким образом, мы завершили нашу лабораторную работу, достигнув целей, поставленных перед нами в каждой части работы и указав пути их достижения.

Наши рекомендации