Уроки 27-29. Типология обществ

Основные исторические типы общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество.

Первые два складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах.

Типологические характеристики исторических типов общества (социокультурных общностей людей):
отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

1. Традиционное общество

Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления; основой жизнедеятельности является ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий, обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях.

Любовно-бережное отношение к природе как к источнику жизни, из которого не полагалось черпать лишнего. Восприятие природы как живого существа, требующего нравственного к себе отношения. Трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы.

Преобладала частная собственность на землю главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Понятие личной зависимости характеризует тип социальной связи людей, относящихся к различным социальным классам феодального общества, ступеням «феодальной лестницы». Владельцы земли были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества отношение личной зависимости.

Люди одного социального класса или сословия были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими, а воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Тип созерцательной личности, созидательные усилия которой обращены не на переделку жизни, а на душевное благоустройство. Социальная предопределенность и идея предопределенности судьбы

Повседневная жизнь устойчива, она регулировалась не столько законами, сколько традицией – сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. Патриархальное общество.

Публичный авторитет верховной власти, поддерживаемый религиозные представления о божественном происхождении власти. Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

Вопросы : 1. Какие цивилизации охватывает понятие традиционного общества?

2. Что является основой жизнедеятельности человека в традиционном обществе? Опишите особенности труда людей на данном этапе развития человечества.

3. Каковы были взаимоотношения человека и природы на данном этапе? Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.

4. Что вы можете сказать о взаимоотношениях между людьми в традиционном обществе?

5. Что такое «внеэкономическое принуждение»?

6. Каковы последствия подобных отношений между людьми. При ответе опирайтесь на.примеры из всеобщей истории.

7. Какие ценности формируются на данном этапе развития людей?

8. Прокомментируйте приведенный факт с точки зрения ценностей традиционного общества.

9. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек» и «личность» в традиционном обществе.

10. Каким было отношение к традициям?

11. Чем определялся социальный статус человека в традиционном обществе?

12. Поясните поговорку того времени: «На роду написано».

13. Охарактеризуйте повседневную жизнь традиционного общества.

14. Охарактеризуйте политическое устройство государств на этапе традиционного общества. Попытайтесь обосновать сильную власть правителей и покорность населения.

15. Какова роль церкви на данном этапе развития человечества?

16. Выделите сильные и слабые стороны данного типа общества. Свой выбор обоснуйте.

Дополнительный материал

Существует одна средневековая норманнская легенда о благородном воине, который, путешествуя по Европе, совершил много славных подвигов. Однажды поиски приключений занесли его в замок благородного господина на юге Франции. В гостеприимном замке викингу понравилось множество вещей и драгоценностей. После обильного застолья в его честь, когда все улеглись спать, благородный викинг собрал все приглянувшиеся ему вещи и покинул гостеприимный замок. Но в дороге его начала мучить совесть. Воин решил, что он поступил неблагородно и бесчестно по отношению к радушному хозяину. Тогда он вернулся в замок, разбудил хозяина, вызвал его на поединок, убил, забрал драгоценности и с чистой совестью отправился искать новых приключений.

Наши рекомендации