Методы, направленные на решение управленческих задач и принятие управленческих решений
Решение управленческих задач и принятие управленческих решений -это всегда выбор альтернативы, которая требует от участников управленческого процесса компетентности, творчества, активности, решительности и предусматривает применение соответствующих методов.
Метод «красивой идеи». Это древнейший метод, который предусматривает проявление интуиции. Поскольку проблема формулируется не всегда четко, на основе интуиции часто приходит молниеносное ее формулирование и решение.
Метод «мозгового штурма». Сущность его заключается в генерации идей участниками творческой группы, возглавляемой специалистом. Решения принимают другие специалисты (5- лиц). Они знакомятся с выдвинутыми во время (мозгового штурма. идеями и выбирают те, что следует реализовать (как правило, приблизительно 10% выдвинутых идей).
Метод синектики. Метод, разработанный Гордоном, буквально означает (метод соединения разнообразного. Он имеет много общего с методом «мозгового штурма», а отличается от него организацией работы творческой группы, подобранной для решения конкретной проблемы. Процедура его применения охватывает четыре фазы: 1) обдумывание всеми участниками творческой группы проблемы и старание найти пути её решения с фиксацией соображений на бланках (в рабочих тетрадях); 2) общее избрание лидера группы, который детально излагает свою мысль относительно решения задачи; 3) высказывание участниками своего понимания возможного способа решения проблемы дискутирование, согласование разных взглядов и разработку модели решения задачи (если дискуссия не приводит к оформлению общего подхода в решении управленческой задачи, используют разнообразные методы согласования); 4) анализ приглашенными специалистами-экспертами выдвинутых творческой группой оценок проблемы и предложенной ею модели ее решения.
Метод дневников. Если управленческая задача является очень сложной и для своего решения требует значительного напряжения творческих усилий на протяжении продолжительного времени создают специальную группу экспертов, участникам которой разрешают работать коллективно, а также порознь. Каждый из них ежедневно на протяжении одного двух недель записывает в блокнот наблюдения и формулируют выводы по поводу возможного решения задачи. Результаты работы обсуждают на общей дискуссии. Для обобщения наблюдений, соображений, предложений формулирования тематики дискуссии руководитель может лично ознакомиться с заметками в каждом дневнике.
Метод Дельфи. Применяют его, когда решение задачи предусматривает выдвижение и обоснование альтернатив. Он имеет несколько основных этапов:
- оценивание каждым участником выдвинутой альтернативы по степени субъективного преимущества по 10-балльной системе (высшим баллом считают единицу, а не десять). С этой целью альтернативам приписывают баллы в иерархической последовательности; анализируют баллы всех лиц группы по всем альтернативам и для каждой подсчитывают среднюю величину;
- сравнение участниками своих оценок со средними величинами (по 10-балльной системе указывают, в какой мере оценки совпадают), подсчет второй средней величины;
- перемножение двух средних величин по каждой альтернативе и определение наилучшей (альтернативы с наименьшей величиной). Для подсчетов используют матрицу значений.
Метод «635». Это один из вариантов метода мозгового штурма, который предусматривает постепенное изготовление новых решений и сосредоточение только на основных идеях. Метод «635» реализуется следующим образом: основные идеи поступают поочередно к лицам группы; они добавляют свои мысли по поводу возможного решения проблемы. Каждому из шести участников творческой группы предлагают специальные бланки, в которых отображено 18 идей (6 лиц по 3 идеи). После заполнения (это занимает приблизительно полчаса) бланки содержат уже 108 идей.
Метод «635» требует соблюдения таких условий: обеспечение неоднородности состава группы; формулирование проблем к началу работы группы; сообщение о проблемах за 2-3 дня до начала работы; запрет устного обмена информацией между участниками группы.
Метод голосования «за - против». Сущность его заключается в том, что из нескольких вариантов выбирают отдельные, оцениваемые в баллах экспертной группой (жюри). Голосования происходит поэтапно:
- эксперты - относительно каждого обсуждаемого варианта определяют по два представители концепции «за» (защитники варианта решения) и противники (что отбрасывают этот вариант); все выдвигают свои аргументы, которые эксперты фиксируют на специальном табло (этот этап длится 10- 15 мин.);
- представители концепции «за» и «против» меняются местами и приводят дополнительные доказательства «за» и «против» относительно рассмотренных вариантов, которые также фиксируют на табло;
- эксперты обсуждают все доказательства и, если необходимо, дополняют их; распределяются по 4-6 лиц для усовершенствования предложенных вариантов.
Голосование используют для обсуждения с участием экспертов концепций или элементов решения управленческой задачи, полученных с помощью метода дневников или метода «635».
Метод утопических игр. Этот метод предусматривает активное участие творческой группы в решении сформулированной проблемы. Каждый участник высказывает нереалистичное (утопические) утверждение в виде идеи. При применение этого метода целесообразно придерживаться таких условий:
- не ориентироваться на действие конкретной организации особенностей её функционирование и т.п.;
- не принимать во внимание порядок планирования в организации;
- принятые прежде решения (целевые установки, директивы и т.п.) не должны влиять на работу творческой группы;
- ориентироваться на перспективу.
Представленные идеи разделяют с помощью баллов на две больших категории: на модель «утопий» и модель «не утопий». В первую модель попадаются прогнозы желательного будущего, в другую прогнозы нежелательного будущего, Модель «утопий» дополняют факторами, которые препятствуют реализации утопических идей, а к модели «не утопий» предлагают факторы, которые вызывают нежелательные тенденции. Высказанные идеи оценивают с помощью матрицы преимуществ. Этот способ оценивания заключается в суммировании индивидуальных оценок.