Принятие управленческих решений. Отличие от решения формальных задач

Принятие решений — это «центр»,вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план — это набор решений по размещению ресурсови направлению их использования для достижения организационных целей.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.

Принятие решений в организации характеризуется как:

•сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;

•поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;

•процесс взаимодействия членов организации;

•выбор альтернатив в рамках социального и политического стояния организационной среды;

•часть общего процесса управления;

•неизбежная часть ежедневной работы менеджера;

•важно для выполнения всех других функций управления.

Принятие правильных решений — это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность первого и второго, знания иумения составляют компетентность любого руководителя и, в зависимости от достигнутого уровня компетентности, говорят об эффективности работы менеджера.

Вопрос 29

Требования к управленческому решению

Управленческое решение должно отвечать следующим требованиям.

Целевая направленность. Это требование означает, что решение всегда ориентировано на достижение одной или нескольких целей.

Обоснованность. Это требование означает, что принятию решения должна предшествовать подготовительная работа, которая заключается в изучении ситуации, размышлениях, формировании критериев выбора альтернатив и т. п.

Своевременность. Это требование означает, что следует постараться точно определить время принятия решения. Преждевременное, так же как и запоздавшее, решение не будет столь эффективным, как своевременное.

Адресность. Это требование означает, что при разработке и принятии решения следует назначить его исполнителей и указать конкретные результаты, которых они должны достичь. Если лицо, принимающее решение, и лицо, исполняющее решение, совпадают, то это требование утрачивает свое значение.

Директивность. Это требование означает, что принятое решение должно быть обязательно выполнено: оно является директивой для тех, кто его должен выполнять. Невыполнение принятых решений подрывает авторитет лица, принявшего решение, и разрушает организационную иерархию (порождает дезорганизацию).

Вопрос 30

Организационная (корпоративная) культура

Под организационной культурой следует понимать совокупность базовых ценностей, негласных соглашений и норм поведения, которые разделяются всеми сотрудниками организации и становятся их убеждениями. Сотрудники не просто знают эти ценности, соглашения и нормы поведения, но и убеждены в их правильности и необходимости в повседневной трудовой деятельности руководствоваться именно ими.

Корпоративная культура входит во внутреннюю среду организации, а ее формирование является одной из важнейших задач менеджмента.

Вкорпоративной культуре можно выделить.

Видимый уровень. Это то, что видит сгоревший наблюдатель: артефакты — фирменная одежда, манера одеваться, символы, девизы, церемонии, планировка служебных помещений.

Невидимые уровни. К ним относятся невидимые для стороннего наблюдателя, но общие и понятные для сотрудников организации ценности и негласные соглашения. К невидимым уровням относятся, во-первых, выраженные в словах и делах общие ценности, во-вторых, основополагающие предположения относительно человеческой природы и смысла ведения бизнеса, такие как: «Главное — прибыль любой ценой», «Любое движение должно приносить доход», «Каждый сотрудник — личность».

Корпоративная культура подвергается влиянию внешней среды и должна приспосабливаться к ее изменениям.

По отношению к внешней среде организации различаются четыре вида корпоративной культуры:

• адаптивная;

• культура, ориентированная на результат;

• клановая;

• бюрократическая.

Адаптивная культура возникает в такой внешней среде, которая требует от организации быстрой реакции на изменения. Ценностями такой культуры являются самостоятельность в принятии решений, отзывчивость на пожелания потребителей, ориентация на изменения, инновативность, творчество, нестандартность мышления.

Культура, ориентированная на результат, характерна для организаций, которые обслуживают известных и достаточно консервативных потребителей. Эта культура предполагает такие ценности, как готовность работать много и долго, личная инициатива в определенных рамках, стабильное качество продукта и обслуживания.

Клановая культура обладает такими базовыми ценностями, как удовлетворение потребностей сотрудников, забота о сотрудниках, равный статус всех сотрудников, семейная атмосфера.

Бюрократическая культура отличается ценностями, ориентированными на внутреннюю стабильность и стабильность внешней среды. В рамках этой культуры ценятся соблюдение правил и бережливость, поощряется рациональность и упорядоченность. Это культура порядка, дисциплины и контроля.

Наши рекомендации