Вопрос 7. Зарождение социологии позитивизма. Социологическое творчество О. Конта.
Позитивизм социологический: (установки – Сен-Симон, концепции – Конт, Милль, Спенсер) главное устремление – отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» социальной теории. Характерные черты раннего П – натурализм (концепции опирающиеся на методы и познават-е средства ест-х наук), органицизм (аналогия с человеческим организмом), эволюционизм (опирающиеся на понятие «эволюция), феноменализм (общество – явление созданное в духовном взаимодействии индивидов). Суть всех этих направлений сводится к социологич-у редукционизму, кот стремился объяснить осн-ые явления обществ жизни с т. зр. единственного определяющего фактора. Все эти напр-я получили названия школ одного фактора. П постулировал наличие неизменных законов функционирование и развития общества, кот рассматривались как часть или продолжение природных законов. Несостоятельность биологического и механицистского редукционизма (сведение специфически человеческого бытия к его социальному аспекту) привела П к кризису. Т. к. законы развития общества в П. рассматривались как продолжение законов природы, поэтому признавалась их неизменность. При этом подход к характ-ке законов раз-я общ-ва, как продолжению законов природы, привёл позитивистов к изучению общ-ва не столько в динамике, сколько в статике, а также рассмотрению общ-ва как системы, кот находится в стабильном состоянии. Чтобы знание об общ-ве соответствовало требованиям объективности оно д/б добываться с помощью методов естеств наук.
О. Конт (1798-1857) “План научных работ необходимых для реорганизации общества” - 1822, “Курс позитивной философии” - 1842, ”Система позитивной политики” - 1854 (социальная статика и социальная динамика). Соц-я изучает неизменные естественные законы. Главное условие создания самостоятельной социальной науки – выделение специфической реальности, не изучаемой ни одной другой наукой. К, полагал, что законы развития общества схожи с физическими и биологическими законами. Признаками общества являются территория, население, совершенная власть и правительство. В иерархии наук 1) каждая высшая ступень зависит от низшей, 2) с каждым новым этапом знание усложняется 3) социология занимает ведущее место в системе наук; 4) основывается на законах биологии и без них не может существовать, но имеет нечто своеобразное и видоизменяющее влияние этих законов вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. Для социологии характерны 4 метода познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод. Выводы должны не зависеть от позиции исследователя. Такой подход он назвал позитивным (позитивизм). Общество представляет собой “коллективный организм” в основе развития которого лежит развитие всех членов коллективности, ориентированного на достижение консенсуса. Социальный прогресс проявляет себя как увеличение специализации функций. Индивиды - компоненты социального организма и части социальной ткани - неизменны, общество развивается через совершенствование (гармонизацию) связей между индивидами. Открыл закон трёх стадий согласно которому все мысли проходят три сменяющих друг друга состояния: 1)теологическое (господство спонтанно возникающих фикций, не имеющих доказательств) 2)метафизическое (преобладание абстракций или сущностей, принимаемых за реальность) 3)позитивное (основывающееся на точной оценке внешней реальности). Каждое из этих трёх состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. Главную ценность социологии К. видел в применении к обществу научных принципов реформизма. Механизмами социальных реформ К. считал три силы и класса: материальную (деловые люди и лидеры о-ва), интеллектуальную (ученые социологи и священники) и моральную (женщины). Любой объект по К. может изучаться с двух точек зрения: статической и динамической. Поэтому социология делится на две части социальную статику и социальную динамику, что соответствует лозунгу «порядок и процесс». Высшая цель соц статики – обнаружение законов соц порядка, соц динамики – законов прогресса. Соц статика – это соц анатомия, изучающая строение соц организма; объект – общество в состоянии покоя. Соц динамика – соц физиология, изучающая его функционирование; объект – общество в состоянии движения.