Тема 1. Возникновение социологии в XIX в. Создание позитивистской социологии. Органицизм О.Конта

История социологии

методические указания

ДЛЯ студентов факультета социально-политических наук (специальность «СОЦИОЛОГИЯ»)

Ярославль 2005

$Составитель: доцент кафедры философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова С.А.Кудрина.

История социологии: Метод. указ. / Сост. С.А.Кудрина; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2005. 28 с.

Предлагается развернутый конспективный план изложения материала, список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям, приложения, а также темы для докладов с перечнями источников и контрольные вопросы.

Предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Социология».

Печатается по решению научно-методического Совета Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.

Рецензент: кафедра философии и культурологии ЯрГУ им. П.Г.Демидова..

© С.А.Кудрина, 2005

© Ярославский государственный

университет, 2005

Методические указания по каждой теме включают (1) развернутый конспективный план изложения материала; (2) список литературы, рекомендуемой студентам для подготовки к семинарским занятиям или для самостоятельного изучения материала; (3) темы для докладов; (4) список литературы для подготовки к докладам

Предлагаемые методические указания должны способствовать формированию у студентов целостного системного представления о возникновении и динамике социологических воззрений. Изучение истории социологии должно содействовать развитию способностей к профессиональному диалогу, осознанию собственной позиции и формированию способности к ее теоретическому выражению, а также пониманию особенностей национальной социологической традиции и ее места в мировой социологии.

Дана подробная многофакторная классификация социологических теорий. Материалом для подготовки к семинарам послужит содержащаяся в методической разработке информация о рождении социологии как науки, о ее становлении. Серьезное внимание уделяется структурно-функциональному анализу общества, в рамках которого развивались теории социальной стратификации, социальной мобильности, социального поведения, социального контроля, институционализации и др.

Данные методические указания призваны нацелить студентов на понимание социологии как неотъемлемой составляющей самопознания человечества, на осмысление главных социологических проблем в историко-социологическом ракурсе. Для этого идеи и концепции представляются в их генезисе и изменении, в их непреходящем значении для человеческой культуры, для самой социологической науки. Методические указания должны также способствовать рассмотрению в их становлении классических типов социологического анализа и рассуждения, сохранивших свое значение для современности, и выявлению единства мирового историко-социологического процесса и одновременно разнообразия его форм, обусловленных культурной спецификой отдельных стран и эпох. Для студентов важно понять, что социология не являет собой набор мертвых абстрактных схем, а предстает как воплощение живого интереса человека к его бытию в социальном измерении, как вполне закономерное желание постичь законы функционирования и развития общества, как “творческий диалог” социологов всех эпох. Контрольные вопросы позволят студентам попытаться стать участниками этого увлекательного диалога.

Методические указания содержат приложения, позволяющие систематизировать материал.

Тема 1. Возникновение социологии в XIX в. Создание позитивистской социологии. Органицизм О.Конта.

Возникновение социологии в рамках французского позитивизма: поиск объективных законов социального развития. Огюст Конт (1798 – 1857). Введение в употребление термина «социология». Классификация наук: от низшего к высшему, от общего к специфическому. Место социологии в контовской классификации наук. Зарождение органицизма. «Социальная физика»: социальная статика и социальная динамика. Роль социальных инстинктов в обеспечении стабильности социального целого. Социальные «инстинкты»: военный, производительный, изобретательский. Закон двойной эволюции: зависимость уровня социального прогресса от состояния развития позитивных наук. Закон трех стадий: религиозная, метафизическая, позитивная. Положение об эмпирических методах в социологии: метод наблюдения, метод эксперимента, метод сравнения «различных последовательных состояний человечества».

& Литература:

1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия. Спб., 1890 – 1907.

2. Западноевропейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.

3. Зборовский Г.Е История социологии. М., 2004.

4. Голосенко А.И. Оглядываясь на Огюста Конта. Социс, 1999. № 1.

5. Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1999.

6. История социологии. Минск, 1997.

7. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.

8. История теоретической социологии. В 4 т. Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Канон, 2002.

9. История теоретической социологии. В 5 т. М., 1995.

10. Конт О. Дух позитивной философии// Западно-европейская социология XIX века: тексты/ под ред. В.И.Добренькова. М., 1996.

11. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. Москва – Екатеринбург, 2002.

12. Кравченко С.А. Социология. Учебник. М..2004.

13. Основы теоретической социологии. Метод. разработка/ Сост. С.А.Кудрина. ЯрГУ., 2003. С. 6-7.

14. Перцев А.В., Черепанова Е.С. Сова Минервы над муравейником. Екатеринбург, 2001.

15. Социальная статика как теория общественного строя// Социология Конта в изложении Риголажа. Спб., 1898.

16. Шпакова Р.П. Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему. – Социс. 1999. № 3.

17. Хайек Ф.А. фон. Контрреволюция науки: Этюды о злоупотреблениях разумом (Пер.с англ.). М., 2003.

Тема 1. Возникновение социологии в XIX в. Создание позитивистской социологии. Органицизм О.Конта - student2.ru Контрольные вопросы к теме:

1. Как определял О.Конт предмет социологии?

2. Каково место социологии в контовской классификации наук?

3. Что обозначает понятие «органицизм»?

4. Что такое «позитивная социальная теория»?

5. Почему социология появилась именно в рамках позитивизма?

6. Каковы, с точки зрения Конта, факторы сохранения социального целого?

7. Как Конт характеризует и оценивает выделенные им последовательные стадии социальной и интеллектуальной эволюции?

$Тема доклада:

Наши рекомендации