Метод жребия (лотерейный метод).
Последовательность вопросов в анкете
Существует два основных подхода к построению последовательности вопросов: индуктивный и дедуктивный.
Дедуктивный подход заключается в том, что все вопросы анкеты выстраиваются в порядке от конкретного к общему.
Например, проводя соцопрос, респондента сначала спрашивают, что лично его побудило вступить в Ассоциацию любителей барбекю, затем спрашивают о том, зачем вообще люди, по его мнению, вступают в эту Ассоциацию, затем следует вопрос о том, зачем люди вообще вступают в какие-либо ассоциации т д.
В случае, когда социолог использует индуктивный подход, социологический опрос начинается с общих вопросов и заканчивается более конкретными.
Выбор подхода к построению последовательности вопросов анкеты всегда зависит от решаемой в соцопросе проблемной ситуации.
Многие начинающие социологи и маркетологи задаются вопросом - как составить анкету для опроса?Предлагаем Вам для ознакомления пример анкеты (опросника) для проведения опроса потребителей мобильных телефонов.
Социологический опрос предполагает как закрытые и полузакрытые вопросы, так и открытые вопросы - вопросы, где респонденту предлагается написать свой вариант ответа на вопрос. Наш образец анкеты содержит все эти виды вопросов. Вы можете использовать данный пример анкеты для создания собственной анкеты для опроса посетителей магазина, кафе или ресторана, для опроса клиентов, сотрудников, покупателей или студентов.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Меня зовут _____________, Я представляю социологический центр изучения общественного мнения г. Москвы, который в интересах компании-производителя мобильных телефонов проводит опрос покупателей.
Цель опроса – изучение предпочтений покупателей в отношении различных технических характеристик телефонов.
Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые впоследствии будут использованы только в совокупности с ответами других респондентов.
Вопрос №1 (вопрос-фильтр, закрытый вопрос). Пользуетесь ли Вы сотовым телефоном?
1) Да 2) НЕТ (закончить интервью)
Вопрос №2 (содержательный вопрос анкеты). Какой марки Ваш сотовый телефон? (если у Вас больше одного сотового телефона, подчеркните несколько торговых марок или напишите)
Nokia, модель_________________
Philips, модель________________
Samsung, модель______________
LG, модель___________________
HTC, модель _________________
Другая марка (напишите марку и модель)_______
Вопрос №3 (вопрос-фильтр). Когда Вами была совершена последняя покупка сотового телефона?
1) 2012 г.; 2) 2010 г.;
3) 2011 г.; 4) 2009 г.;
5) (если в 2008 году или ранее, то в совокупности с выбором варианта ответа №2 «нет» на следующий вопрос - интервью прекращается !!!)
Вопрос №4 (пример дихотомического вопроса анкеты). Планируете ли Вы в ближайшей перспективе (в нынешнем или следующем году) покупку нового сотового телефона?
1) Да 2) Нет
Вопрос №5 (пример полузакрытого вопроса анкеты). Укажите, какими из перечисленных марок телефонов Вы владели?
Nokia
Philips
Samsung
LG
HTC
Другие:____________________________________
Виды вопросов:
Закрытые вопросы
Закрытые вопросы предполагают, что респондент при ответе на вопрос ограничен заранее придуманным исследователями списком вариантов ответов содержащихся в анкете.+
Пример закрытого вопроса: "Вы довольны своей зарплатой?" Варианты ответов:
а) Да, мне платят даже больше, чем я заслуживаю,
б) Да, я получаю столько, сколько заслуживаю,
в) Нет, я должен (должна) получать больше
г) Я не работаю
Закрытые вопросы также могут быть дихотомическими, предусматривающими ответы только «да» или «нет» на вопрос или с множественным выбором - более двух вариантов ответа, как в примере, приведенном выше.
В закрытых вопросах очень важно правильно подобрать варианты ответов. Предложенные варианты должны охватывать все возможные варианты ответов на поставленный вопрос. Если это невозможно в силу очень большого числа вариантов ответов на этот вопрос, то перечисляются наиболее вероятные ответы и добавляется вариант ответа «другое». Варианты ответов не в коем случае не должны ставить респондента в ситуацию, когда он вынужден выбирать ответ из списка вариантов, среди которых ни один ему не подходит. Например: «Вы перестали избивать свою жену по выходным?». Варианты ответа: «Да», «Нет».
Некоторые закрытые и полузакрытые вопросы могут подразумевать не один, а несколько ответов респондента на вопрос. В этом случае после формулирования вопроса респонденту сообщают, что он может выбрать более одного варианта ответа на данный вопрос.
Полузакрытые вопросы
Полузакрытые вопросы также как и закрытые, содержат варианты ответа респондента на поставленный вопрос, но при этом респондент может не ограничиваться предложенным списком вариантов, а предложить свой вариант ответа. Полузакрытые вопросы более сложны в обработке, но позволяют собрать более интересную информацию, чем закрытые.2
Открытые вопросы
Открытые вопросы не содержат вариантов ответов, а предлагают опрашиваемому самому сформулировать ответ на вопрос в свободной форме. Процедура обработки открытых вопросов достаточно трудоемка и заключается в следующем. Исследователи просматривают заполненные анкеты и распределяют ответы респондентов на открытые вопросы на несколько однородных групп.
Ответы респондентов внутри такой группы схожи по смыслу. Затем, каждой такой группе социологи присваивают определенное название (категорию), которое отражает общий смысл ответов респондентов попавших в данную группу. Например, социологи проводят социологический опрос для выяснения отношения граждан к сотрудникам ДПС. При анализе ответов респондентов на открытый вопрос «Как Вы оцениваете работу сотрудников ДПС в Вашем городе?», исследователи могут выявить следующие категории ответов: «недовольство», «озлобленность», «зависть», «безразличие», «положительная оценка», «непонимание» и т.д. Эти категории уже могут быть использованы при статистической обработке результатов исследования, например, для построения частотных таблиц, где высчитывается процент ответов респондентов, относящихся к той или иной категории.
Сложность обработки открытых вопросов компенсируется богатством информации, которую получают исследователи. Эти вопросы применяются в случаях большой неопределенности, когда у социологов, маркетологов или психологов нет достаточной информации об исследуемом явлении или процессе, чтобы заранее предугадать всевозможные варианты ответов на интересующий их вопрос.
Типы выборки:
Случайная выборка
Такая выборка является одной из самых точных, репрезентативность случайной выборки достигается при помощи методов теории вероятностей.
Особенность данного типа выборки заключается в том, что все единицы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную совокупность, что обеспечивает принцип случайности.
Пример случайной выборки.
Если социологу необходимо провести опрос работников какой-либо организации, то он может взять список всех сотрудников этой организации и случайным образом (наугад) выбрать оттуда необходимое количество сотрудников для опроса. Это и будет случайная выборка.
Основным преимуществом случайной выборки перед другими типами выборок является полное соблюдения принципа случайности и, как следствие – избежание систематических ошибок.
Ограничения случайной выборки, которые затрудняют ее применение на практике:
1.Необходимость наличия списка элементов генеральной совокупности. К сожалению такой список есть у исследователя не всегда.
2. При случайной выборке для проведения опроса требуется много времени, так как социолог имеет случайно составленный список респондентов и должен ему следовать, даже если респондент живет в неудобном районе, постоянно занят и т.д.
3.Следующее ограничение - относительно большой объем выборки. Для получения результатов с высокой степенью точности случайный отбор требует достаточно большого объема выборки, так как не все респонденты, попавшие в выборку могут четко соответствовать целям и задачам исследования и часть респондентов отсеются уже на первых вопросах-фильтрах.
Рассмотрим разновидности случайных выборок:
Простой случайный отбор.
Данный способ формирования выборочной совокупности предполагает что:
генеральная совокупность однородна;
все её элементы равнодоступны для исследования;
имеется полный список элементов, составляющих генеральную совокупность;
к этому списку применяются процедуры случайного отбора, с использованием таблиц или компьютерных генераторов случайных чисел.
Существует несколько методов формирования выборки, применяемых при простом случайном отборе.
Метод жребия (лотерейный метод).
Суть этого метода заключается в том, что каждый респондент заносится на карточку, затем бумажки помещаются в барабан, перемешиваются и, не глядя, вынимаются. Номера на выбранных карточках указывают на конкретных людей (респондентов), которые попадают в выборочную совокупность. Здесь тоже есть несколько вариантов:
Вариант А: простой случайно-повторный отбор – отбор, при котором выбранная карточка возвращаются обратно в урну, и затем отбор продолжается;
Вариант Б: простой случайно-бесповторный отбор – отбор, при котором выбранная карточка откладываются в сторону и отбор продолжается.
Отбор заканчивается, когда будет выбрано заранее заданное количество элементов выборочной совокупности.