Место дисциплины в структуре ооп

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

________________В.Я. Шевченко

«___»__________________2013 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИОЛОГИЯ культуры»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Экономика и управление »

профилизации «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве»

Екатеринбург

РГППУ

Учебно-методический комплексдисциплины «Социология культуры». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 18 с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Автор: канд. социол. наук, доцент, зав. каф. социологии Т.В. Пермякова
     
     
Рецензент: д. социол. н., проф. каф. теории и социологии управления Уральского института-филиала РАНХиГС Н.Б. Костина

Одобрен на заседании кафедры социологии. Протокол от 18 октября 2013 г. № 4.

Заведующая кафедрой социологии   Т.В. Пермякова

Рекомендован к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от 21 октября 2013 г. № 1.

Председатель методической комиссии ИСП   Н.Г. Суровцева
Директор ИСП   А.Г. Кислов
  © ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013
  © Т.В. Пермякова, 2013

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Социология культуры» является необходимым компонентом теоретической и практической подготовки квалифицированного бакалавра.

Цель дисциплины – сформировать систему научных знаний и представлений о социокультурной жизни общества, принципах духовной регуляции сфер социального бытия на различных уровнях социального взаимодействия: внутригрупповом, межгрупповом и общества в целом.

Задачи дисциплины:

· Рассмотреть социологические подходы к пониманию сущности культуры, а также механизмы функционирования и закономерности развития социокультурных процессов и явлений в конкретно-исторической ситуации.

· Проанализировать специфику применения базовых и профессионально профилированных знаний и навыков по основам социологической теории и методам социологического исследования в духовной сфере социального бытия.

· Выработать умение соотносить элементы культуры (нормы, ценности, смыслы) с социальной регуляцией и социальным действием в осуществлении общих закономерностей поддержания целостности и дифференциации общества.

· Развить умение выявлять социальные значения культурных явлений в процессе формирования и функционирования актуальной культуры общества.

· Развить способность студентов анализировать социально-значимые проблемы и процессы социокультурной жизни общества.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Социология культуры» входит в вариативную часть дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1), является дисциплиной по выбору студентов.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «История»:

Знания: различных научных точек зрения на интерпретацию исторических событий, основные этапы и особенности исторического развития.

Умения: оперировать базовыми понятиями исторической науки, ее теоретическими и ценностными конструктами, выявлять причинно-следственные связи исторических событий; ориентироваться в хронологической последовательности исторических событий, выделять основные этапы их развития.

Владение навыками исторического анализа социальных явлений и процессов.

2.2. Из курса «Философия»:

Знания: универсальных возможностей человека как культурно-исторического существа; специфики человека как субъекта самоопределения, самодеятельности, самоорганизации и самоуправления; особенностей главных продуктивно-творческих сил человека; особенностей и закономерностей научно-теоретического, ценностного и практического освоения мира человеком; своеобразия культуры и цивилизации; особенности менталитета и культуры России.

Умения: определять в понятиях ценностные основы бытия человека и воспитания, семьи и Родины, правосознание и государства, труда и собственности; обосновывать в понятиях лично избранную иерархию ценностей, свое мировоззрение; понимать целостность человеческой субъективности, применять философскую методологию в усвоении иных дисциплин, в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе.

Владения: целостным представлением о человеке, единстве его продуктивно-творческих сил; рефлексией относительно собственных духовно-душевных состояний, технологией понимания философских текстов; процессами творчества, системой приемов эвристического решения проблем и задач; методологией исследования социальных процессов, соотношения духовного и материального в развитии коллектива, общества.

2.3. Из курса «Общая психология»:

Знания:психологии личности, механизмов функционирования и развития личности в различных видах деятельности; особенностей групповой психологии, межличностных процессов, отношений и общения.

Умения:определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; давать психологическую характеристику личности; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

2.4. Из курса «Социология»:

Знания:ключевых понятий социологии; особенностей функционирования и развития социальных процессов и явлений основных сфер (подсистем) жизнедеятельности общества – экономической, политической, социальной, духовной; основных концепций социальной структуры, стратификации, социальной мобильности.

Умения: давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; анализировать и критически оценивать тенденции, противоречия и проблемы различных сфер жизнедеятельности общества, потребности различных социальных групп в той или иной сфере общественной жизни; пользоваться понятийным аппаратом социологии и применять его к анализу реальных социальных процессов и явлений; понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем.

Владения: способами самостоятельной работы с социологической литературой; социологическими методами анализа социальных явлений и процессов.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Социология образования;

· Социология туризма.

Наши рекомендации