Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
Цель занятия: характеристика молодежи как возрастной группы; молодости как стадии жизненного пути; изучение основных концепций подросткового возраста; выявление специфики молодежной субкультуры; анализ ценностных ориентаций современной молодежи.
Основные понятия: молодежь, молодость, поколение, постфигуративная, конфигуративная и префигуративная культура, молодежная культура, субкультура, стиль, кризис идентичности, ювентизация, ценностные ориентации, молодежная политика.
Основные термины и концепции: концепция когнитивного развития Ж. Пиаже, культурно-психологическая концепция подросткового возраста Э. Шпрангера, психоаналитическая теория, теория делинквентности Чикагской школы, концепция развития личности Э. Эриксона, теория молодежной субкультуры М. Брейка.
План
1. Молодежь как субъект социальных отношений.
2. Молодежная субкультура и молодежные организации.
3. Ценностные ориентации молодежи.
Темы рефератов
1. Ценностные ориентации общества и молодежи в условиях общественного кризиса.
2. Молодежная культура: проблемы и перспективы развития.
3. Саморазрушающее поведение у подростков.
4. Молодежная субкультура: за и против.
5. Экстремизм и персонификация сил зла в молодежной среде.
6. Сленг молодежных субкультур.
7. Культура и молодежный бунт.
8. Социальный портрет современного студента.
9. Молодежь и безработица.
10. Основные принципы молодежной политики.
Основные положения
1. Социология молодежи – это отрасль социологической науки, исследующая молодежь как социально-демографическую общность, с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются особенностями социализации, уровнем социально-экономического и культурного развития общества.
Возрастные границы понятия «молодежь» достаточно расплывчаты, разные авторы относят к категории молодежи различные группы людей от 15 до 29 лет. Возрастные границы молодежи во многом зависят от конкретно исторической ситуации.
Следует различать молодежь как возрастную группу и как специфическое, историческое поколение.
2. Межвозроастные конфликты, относящиеся к молодежи как возрастной группе, являются постоянным фактором, не зависящим от исторического времени. Наибольший интерес для исследователей представляет конфликтность в борьбе исторических поколений.
Поколение – это социально-демографическая общность людей, характеризующаяся более или менее общими условиями социализации, примерно одинаковым периодом вступления в пору социальной зрелости, а также возрастными социально-психологическими особенностями. Взаимодействие между молодым и старшим поколениями может развиваться в рамках трех типов культур: постфигуративной, конфигуративной и префигуративной. Постфигуративная культура характеризуется наследованием ценностей у предков; конфигуративная тем, что взрослые и дети перенимают ценности и образы своих современников; префигуративная культура характеризуется интериоризацией старшими поколениями ценностей молодого.
Спектр взаимоотношений поколений может быть достаточно широк: от взаимопониманий и единства до конфликта по поводу ценностей и норм или разрыва межпоколенческих связей. Процесс включения каждого нового поколения в социальную жизнь имеет две стороны: социализацию и ювентизацию. Под последней понимается влияние молодежи на обновление общества, изменение его норм и ценностей, ролевых ожиданий и моделей поведения.
3. Молодежное сознание является основной, носителем особой субкультуры, вторичной по отношения к культурной среде взрослого населения. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всегда и не точно повторяющие взрослый социум.
Молодежная культура – это совокупность ценностей, норм и моделей поведения, выполняющих функцию адаптации к периоду перехода от юности к взрослому состоянию. Нормы и ценности молодежной культуры, противостоящие господствующей культуре, получили название контркультуры.
4. Структура ценностных ориентаций современной российской молодежи претерпевает значительные изменения и в настоящее время характеризуется большой неустойчивостью. Социологические исследования фиксируют потенциал движения к ценностям рыночного общества.
Рыночная экономика требует работы на конкретный результат. Российские студенты, судя по полученным данным, уже хорошо усвоили эту истину и ориентируются на нее; это существенное отличие молодого поколения от старших. Студенты выступают за изменение общества в направлении дальнейшей демократизации и являются важной социальной базой экономических реформ.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение предмета социологии молодежи. Какие проблемы изучает эта отрасль социологического знания?
2. Предложите критерии выделения молодежи как социальной общности. Каковы возрастные рамки молодежи?
3. Как проявляется активная роль молодежи в обществе? В чем состоит ювентизация общества?
4. Раскройте содержание понятия «молодежная культура». Сформулируйте отличия контркультуры от культуры.
5. Что включает понятие «молодежная субкультура»? Приведите известные вам примеры молодежных субкультур. Покажите их специфические черты.
6. Согласны ли вы с мнением, что молодежь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений.
[16;18;28;29;34;35;44;45;52;74;76;83,гл. 9, 89;92,разд. 3, гл. 4]
Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Цель занятия: изучение семьи как социального института и как группы; знакомство с различными формами брака; типологизация семьи, анализ структуры семьи и внутрисемейных коммуникаций; выявление основных исторических этапов эволюции семьи; сравнительный анализ моделей семьи.
Основные понятия:семья, брак, полигамия, моногамия, полигиния, полиандрия, структура семьи, нуклеарная семья, родственная семья, функции семьи, жизненный цикл семьи, стабильность семьи, развод, детоцентристская семья, супружеская семья, внебрачная семья.
Основные теории и концепции: функциональный, интеракционистский, психоаналитический и развивающийся подходы к анализу семьи.
План
1. Брак и семья – социальные институты. Функции семьи.
2. Структура и модели семьи.
3. Тенденции развития семейно-брачных отношений.
Темы рефератов
1. Социология семьи как отрасль социологического знания.
2. Специфика макро- и микросоциологического анализа семьи.
3. Социобиологические теории эволюции семьи.
4. Условия стабильности брака и причины развода.
5. Традиционная и современная семья.
6. Социальные и психологические проблемы бикарьерных семей.
7. Жизненный цикл семьи: методы и результаты исследований.
8. Семейная жизнь в России и западных обществах: сравнительный анализ.
9. Современная семья и права ребенка.
10. Истоки и перспективы гендерной социологии
Основные положения
Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало эмпирических исследованиях известных европейских ученых-статистиков Рилха и Ле Пле. В середине XIX в. они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.
1. Семья – это общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей. Основу семьи составляет брак, под которым понимается совокупность отношений между супругами, регулируемых с помощью официальных норм. Исходя из сферы выбора партнера браки подразделяются на эндогамные и экзогамные. Первые из них основываются на супружеском союзе между представителями одного класса или одной социальной группы, соответственно, вторые – на супружеском союзе представителей разных классов или социальных групп. В зависимости от структуры и численности партнеров различают моногамные браки (между одним мужчиной и одной женщиной) и полигамные (между партнерами одного пола и несколькими партнерами другого). Разновидностями полигамии являются полигиния – брак между одним мужчиной и несколькими женщинами и полиандрия – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами.
Структура семьи определяется характером взаимоотношений между ее членами, распределением ролей и власти внутри нее. В соответствии с составом семьи подразделяют на нуклеарные, состоящие из обоих родителей и детей, и расширенные или родственные, включающие наряду с супругами и детьми других родственников: бабушек, дедушек и т.п. Наиболее распространенными в современном обществе являются нуклеарные семьи.
Английский социолог Э. Ботт, исследуя распределение ролей между супругами, пришла к выводу о том, что роли могут быть разграниченными или сходными. Характер подобного распределения зависит от степени включенности семьи в социальный контекст. Наибольшая разграниченность ролей формируется при условии, что после заключения брака супруги продолжают жить в том месте, где они жили и ранее. В результате они сохраняют свои прежние социальные связи, что способствует их обособленности друг от друга при исполнении определенных семейных обязанностей, проведении досуга или в период занятости. Большинство современных исследователей, занимающихся проблемой разделения ролей внутри семьи, обращают внимание на противоречие между семейной и профессиональной структурой. Его суть заключается в сложности совмещения семейных и социальных (в первую очередь - профессиональных) ролей.
2. Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия. К наиболее важным функциям относятся: репродуктивная, психологическая, социализирующая, экономическая, социально-статусная функции, а также функция сексуального контроля.
В современной социологии выделяются различные типы семьи. Исходя из место проживания выделяют патрилокальные (если супружеская пара проживает вместе с семьей мужа или по соседству с ней), матрилокальные (когда муж включается в семью жены), эванклюлелакальные (характеризуемые проживанием мужа и жены с смеьей дяди или тети), а также неолокальные семьи, отличающиеся отдельным проживанием как семьи мужа, так и семьи жены обоих спуругов. В зависимости от того, кто в семье играет роль лидера (муж/отец или жена/мать), различают патриархальные матриархальные.
3. Главным содержанием эволюции семьи является переход от традиционного к современному типу семьи. Основными чертами современной семьи являются: ее нуклеарный характер, социальная автономия, равноправное распределение ролей между супругами, отделение сексуальных отношений от репродуктивной функции, индивидуализация межличностных отношений.
Вопросы для повторения
1. В чем заключается двойственность природы семьи?
2. Что представляют собой семья и брак как социальные институты?
3. Какие критерии используются в социологии для классификации типов семей?
4. Каковы основные функции семьи? Как они изменяются в последнее время?
5. Какие факторы влияют на стабильность (нестабильность) брака?
6. Какие тенденции развития семейно-брачных отношений характерны для современного общества?
[3;6;10;40;41;42;50;55;57;67;68;77;80;88;94;65;99]