Социальные движения в современном обществе 4 страница
В качестве примера виртуальных сетевых сообществ ретроспективной ориентации можно привести сообщества пожилых людей, большинство сообществ религиозной направленности и т.д. Большинство же сообществ сформированных по профессиональным признакам, сообществ политической направленности, игровых сообществ нацелены на будущее.
В перспективных сообществах обмен идеями, нацеленность на активное отношение к будущему способствует как процессам развития самого сообщества, так и укреплению межличностных связей. Такого рода процессы, говоря словами Энтони Гидденса, «это осознание линейной протяженности своей собственной трансформации». (Giddens A. Central Problems in Social Theory. –N.Y., 1979, P. 221.)
При рассмотрении функционирования виртуальных сетевых сообществ необходимо учитывать временные характеристики социальных процессов в киберпространстве. Время является универсальным измерением социальных изменений. Питирим Сорокин писал об этом так: «...любое становление, изменение, процесс, сдвиг, движение, динамическое состояние, в противоположность существованию, предполагает время». (Sorokin P. Social Dynamics. Vol. 1, -N.Y., 1937, P.156.)
Уилберт Моор определил триединую функцию времени, связанную с тремя универсальными аспектами социальной жизни: синхронизацией одновременных действий, последовательностью действий, совершаемых одно за другим, определением уровня действий внутри временной единицы. (Moore W.E. Man, Time and Society. –N.Y., 1963.)
Первое универсальное требование социальной жизни в киберпространстве – синхронизация активности. Основная часть этой жизни наполнена совместными действиями групп пользователей и создателей информационных ресурсов. К примеру, для того чтобы участвовать в процессах синхронной межличностной коммуникации пользователям необходимо подключиться к одному из ресурсов.
Второе универсальное требование – координация. Координацию деятельности в виртуальных сетевых сообществах осуществляют владельцы ресурсов, системные администраторы, модераторы или иные специально уполномоченные на то или выбранные самим сетевым сообществом лица. В совокупности все они приводят к единой цели осуществляя в виртуальном пространстве процессы социальной координации.
Третье универсальное требование социальной жизни – последовательность. Социальные процессы проходят различные стадии. При этом множество действий по формированию сообществ и организации их функционирования проходят в определенной последовательности (вход в сеть, выбор IP адреса по которому находится сообщество, знакомство с размещенным контентом и т.д.). Для осуществления всех указанных действий необходимы последовательность и отсчет времени.
Четвертое требование – своевременность. В виртуальных сетевых сообществах межличностного общения данное требование наиболее актуально в условиях синхронного процесса коммуникации. Для электронных СМИ своевременность означает оперативность размещения контента.
Пятое требование – измерение. В виртуальном пространстве длительность различных коммуникационных процессов зачастую имеет решающее значение. Так, в чатах длительные паузы при осуществлении межличностной коммуникации могут трактоваться как отрицательное отношение собеседника к процессу коммуникации. Кроме того, стоимость коммуникации в сети определяется расценками провайдера и также может иметь решающее социальное значение.
Шестым требованием социальной жизни в киберпространстве является ее дифференциация. В виртуальном пространстве дифференциация проявляется в переходе пользователей от одного сообщества к другому, от одних информационных ресурсов – к другим.
Значимость указанных выше функций изменяется по мере усложнения процессов социальной коммуникации в виртуальных сетевых сообществах. Циклические ритмы социальной жизни самым тесным образом связаны с ритмической сущностью социальных процессов. Можно рассматривать три цикла социальной жизни, базирующихся на трех естественных последовательностях, которые можно определить как единицы времени, - суточный цикл, недельный цикл и времена года.
Несмотря на то, что телекоммуникационные сети носят глобальные характер, суточная активность виртуальных сетевых сообществ в значительной мере зависит от часового пояса в котором находятся пользователи. Суточная активность пользователей зависит не только от чередования дня и ночи, но и от места выхода пользователей в сеть (работа, дом или интернет-кафе), стоимости доступа в сеть в зависимости от времени суток. Недельный цикл определяется в первую очередь юридическим статусом рабочего места пользователя (корпоративные пользователи больше пользуются сетью в рабочие дни, в то время как в выходные дни возрастает активность частных лиц). От времени года зависит активность пользователей определенных типов ресурсов (образовательной направленности, туристических, специализирующихся на сезонных товарах электронных магазинах и т.д.).
С каждым годом растет число людей пользующихся возможностями компьютерных телекоммуникационных сетей (уже сегодня ими пользуются по всей планете несколько сотен миллионов человек), а это значит, что будет увеличиваться количество виртуальных сетевых сообществ. Соответственно будет возрастать роль социологических знаний о процессах создания и функционирования сообществ в киберпространстве.
Тема 4. сОЦИОЛОГИЯ КультурЫ
План
§ 1. Понятие культуры
§ 2. Культурные универсалии
§ 3. Основные элементы культуры
§ 4. Формы культуры. Субкультура
§ 5. Социокультурные суперсистемы
§ 1. Понятие культуры
Первоначальное значение слова «культура» (от лат. cultura) – возделывание, обрабатывание. Обычно под культурой понимается все то, что не само по себе возникает из природы, а сделано человеком. Предпосылки возникновения культуры – человеческие потребности и требования социальной жизни.
Культура может быть определена как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек.
Эту способность, способность к рациональному или абстрактному мышлению, понимали по-разному, но открытие рационального поведения среди высших животных показало недостаточность такого понимания. Термин «обозначение» был предложен как более адекватное понятие для определения уникальной умственной способности человека, состоящей в наделении вещей и событий определенными значениями, которые не могут быть схвачены одними чувствами. Членораздельная речь – язык – является хорошим примером. Значение слова «собака» не в самих по себе звуках; оно приписывается людьми звукам свободно и произвольно. Обозначение – это вид объективно определяемого поведения, и его не следует путать с символизацией, которая имеет совершенно другой смысл.
Социологи и антропологи предложили множество определений человеческой культуры, отражающих различные направления мысли. Э. Тайлор в своей «Первобытной культуре» (1871) дал классическое определение, согласно которому культура включает в себя все способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества. Клайд Клакхон (1967) считает: «Понятие культуры вызвано к жизни самой пластичностью человеческого существа. Новорожденных в различных группах населения приучают выполнять «одни и те же» действия, причем почти бесконечным множеством способов... Даже такие явно биологические процессы, как чихание, ходьба, сон и половой акт, всегда несут печать человеческой индивидуальности. Если людей, несмотря на все их отличия друг от друга, можно научить думать, чувствовать, верить и действовать определенным образом, примерно одинаковым для целых групп... если целые группы или общества научаются делать определенные вещи более или менее однотипно, мы можем сделать некоторое обобщение относительно их поведения. Такое поведение, особенности которого усвоены всей группой, которое передается от старших поколений потомкам или в какой-то мере воспринимается от другой группы, называется «культурой». Можно сказать, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Культура создается людьми, культуре обучаются; поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
Именно феномен культуры позволяет органически соединить в себе не просто производство вещей и сознания в его абстрактных формах, а производство самого человека как общественного человека, т. е. производство его во всем богатстве общественных связей и отношений. Выступая одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда.
Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами. Различия среди социокультурных систем связаны с физическими условиями и ресурсами; диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типа языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов; степенью социального развития. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида очень влияет культура, в которой он живет, и, конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур.
В социологии выделяются два вида культуры: материальная (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения, здания; техника и др.) и нематериальная (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.).
Среди основных функций культуры называют: познавательную, аксиологическую, запрещающую, стимулирующую, регулирующую, гармонизирующую, преобразующую, гедонистическую (наслаждения), функцию преемственности.
§ 2. Культурные универсалии
Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.
Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.
В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.
Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п.