Социальные институты в современном белорусском обществе.

Изучение основных проблем темы должно основываться на знании положений концепции развития системы образования в Республике Беларусь, основных направлений деятельности органов государственного управления по осуществлению реформы средней и высшей школы. Студентам следует знать, что социокультурные предпосылки реформирования образования в целом и школьного, в частности, возникли с началом научно-технической революции, которая затронула всю экономику и инфраструктуру, привела к качественным переменам в характере, содержании и организации труда, в отношениях между людьми в производственном процессе и социально-культурной сфере. Это потребовало обновления учебных программ, форм и способов образования и профессиональной подготовки.

По оценке ЮНЕСКО, в 60-е годы ХХ в. развитые страны начали активно проводить так называемые реформы первого порядка, связанные с техническим обустройством учебно-материальной базы и совершенствованием кадрового потенциала научных учреждений. В СССР в практической деятельности школ больших изменений не было, хотя законы о реформе образования принимались в 1958 и 1977 гг. Школа работала, как и раньше, направляя основные силы на естественно-математическое образование. Основные перемены коснулись только трудового воспитания и создания образовательных учреждений нового типа – средних профтехучилищ.

В 70-80-е годы в мире начались реформы второго порядка, связанные с трансформацией целей и подходов к образованию, уяснением его роли в качестве стратегического капитала в постиндустриальном информационном пространстве. Наша школа выпала из этого процесса, стала частью механизма застоя, нравственной деградации, что вызвало острую тревогу у родителей и общественности. Тогда и началась реформа (1984г.) советской общеобразовательной и профессионально-технической школы, а позднее – и перестройка среднего специального и высшего образования, системы повышения квалификации. С того времени советская, а после распада СССР – российская и белорусская школы находятся в стадии постоянных реформ. Российские исследователи выделяют в этот период (1984-1996 гг.) три этапа.

Первый этап – романтический. В это время появилось увлечение новыми словами: «демократизация», «гуманизация», «гуманитаризация», «децентрализация», «регионализация» образования, интеграция его в европейское мировое образовательное пространство. Тогда изменились и вывески: детский сад стал Центром развития детей, школа – лицеем и гимназией, ПТУ – высшим ПТУ, техникум – колледжем, институт – университетом и академией. В сущности, основных изменений в материальной базе и квалификации персонала, повышении качества и фундаментальности содержания образования не произошло.

Второй этап – технологический, связанный с разработкой стандартов образования, технологией дифференцированного и интеграционного образования, обеспечивающего образование по выбору при достижении государственных стандартов.

Третий этап – выход образования за границы своей отрасли, поиск спонсоров, новых источников финансирования, коммерциализация образования, иначе – включение всех значимых структур и субъектов общественности в педагогическую деятельность, а образование – в развитие всех экономических, политических и социокультурных систем.

Реформирование общеобразовательной школы теснейшим образом связано с гуманизацией и гуманитаризацией образования в вузах. Гуманизация и гуманитаризация воплощают в себе не только важные, но и чрезвычайно актуальные проблемы как для отечественной, так и для мировой высшей школы, о чем свидетельствуют материалы международных и республиканских конференций и семинаров, прошедших в 1995 – 1998 гг. в Республиканском институте высшей школы (РИВШ). Гуманизация и гуманитаризация направлены на преодоление излишнего технократизма образования, на формирование творчески активной, профессионально-компетентной, социально-ответственной личности.

Наряду с системой образования семья является одним из важнейших социальных институтов современного общества. Важность проблематики, связанной с семейными отношениями в обществе, позволяет выделить эту проблему в качестве самостоятельной. В ней рассматриваются понятия брака и семьи, связь семьи с другими социальными общностями и сферами общественной жизни, исследуются исторические типы и формы семейно-брачных отношений, тенденции и перспективы их развития, анализируются проблемы развития институтов семьи и брака сквозь призму социально-экономических, политических, правовых и духовных структур общества.

Студентам, изучающим проблемы социологии семьи, следует обратить внимание на то, что в социологии семья рассматривается, прежде всего, как один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих преемственность культурных и социальных форм общественной жизни. Эта роль семьи в обществе раскрывается в совокупности ее социальных функций, основными среди которых являются воспроизводство населения, хозяйственно-экономическая функция и функция социализации. Анализ конкретно-исторических форм реализации этих функций позволяет проследить динамику исторических форм семьи и брака.

Интерес социологов к проблемам семейных отношений не ограничивается анализом ее роли в обществе как макросистеме. Семья – это не только социальный институт, но и малая социальная группа, организованное объединение людей, члены которого соединены браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Такой подход позволяет социологам перейти к анализу внутрисемейных отношений, которые представляют особый интерес при изучении современной семьи.

Различия в структуре и характере внутрисемейных отношений дают основания для выделения различных типов семьи: бездетных, малодетных; однопоколенных, многопоколенных; социально гомогенных и гетерогенных; мононациональных и гетеронациональных (интернациональных). Социологи включают в свой анализ и демографические типы семьи: простые, усложненные, нуклеарные и сложные.

Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. «Общественные порядки, - подчеркивал Ф.Энгельс, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются… ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи». Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется, прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием, прежде всего, общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам, заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущность семьи выражается через такие понятия, как функции семьи, се структура и ролевое поведение ее членов. Функции семьи отражают систему взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности — с другой. В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменялись как содержание, так и ее социальные функции. Совокупность функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативная и регулятивная (включая первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета в семье).

Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т.д. Выделяют так называемую авторитарную структуру и, в связи с этим, авторитарные семьи, которые характеризуются жестким подчинением жены - мужу, а детей - родителям. Демократические семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, па равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей в воспитании детей, на сознании, а не принуждении. Важную роль в современных семейно-брачных отношениях играют правовые отношения, регламентирующие закрепленные в юридических нормах взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей друг к другу.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Основные ролевые отношения в семье - мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, а также свекра (свекрови), тестя (тещи) н невестки (зятя) и т.д. - характеризуются различными особенностями, которые существенно различаются в традиционных и современных семьях. Традиционные роли, когда женщина вела дом, хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. Сейчас подавляющее большинство женщин в одних регионах и значительная часть в других участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимают равное участие в общесемейных решениях. Это повлияло на функционирование семьи и на особенности брачно-семейных отношений, способствовало освобождению и развитию личности женщины-матери, равенству супругов, но вместе с тем воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению уровня рождаемости и росту числа разводов. Для современной семьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Происходит процесс усложнения взаимоотношений между старшим и средним поколениями в семье и, одновременно с этим, растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Во-первых, традиционные нормы и ценности, во многом поддерживаемые традиционной семьей, становятся менее значимыми по сравнению с нормами и образцами поведения, устанавливаемыми в процессе межличностного общения в отдельных семьях. Во-вторых, происходят изменения структуры лидерства в семье и характера отношений между супругами и между родителями и детьми. Наконец, основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

Семья является объектом исследования многих общественных наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, педагогики, демографии. Каждая из наук в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. В центре внимания экономики находится семья, или домохозяйство, как экономическая, главным образом потребительская, ячейка, хотя в условиях осуществления экономической реформы ей все больше отводится место как производительной силе советского общества (семейный подряд и т.п.). Этнографические исследования связаны с изучением особенностей уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками. Для демографии основной интерес представляет роль семьи и семейной структуры населения в воспроизводстве населения.

Социология сосредоточивает внимание на анализе семьи как социального института, основанного на браке и выполняющего определенные социальные функции. Социология семьи и брака изучает типы социальных отношений, характерных для семьи, факторы, определяющие численность и структуру семейной общности; связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни; общественные функции семьи и ее особенности как социального института и психологической группы; мотивацию браков и разводов, а также социальные и психологические факторы, способствующие планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи; исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. На первых этапах его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело соответственно нравственный, религиозный и правовой характер. Это позволило еще более усилить социальный контроль над браком и в то же время обесценить внерелигиозные и внеправовые санкции брака, в случае если они вступали в противоречие с интересами государства.

Вместе с брачным правом рождалась и половая мораль, исходящая из принципа подчиненности женщины и соответственно устанавливавшая «двойной стандарт» оценки сексуального поведения: один - для мужчин, другой - для женщин. Однако право оказало не только отрицательное, но и положительное влияние на моральные устои брака. Оно ускорило преодоление пережитков полигамных отношений и увеличило ответственность родителей за воспитание детей. Кроме того, узаконивая господство мужчин над женщинами, оно в какой-то степени и ограничивало это господство, не позволяя ему превратиться в произвол. Некоторые правовые обязанности (например, супружеская верность и взаимопомощь) способствовали формированию и развитию у людей соответствующих нравственных качеств, оказывали общее облагораживающее воздействие на их мораль. Наконец, юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее их союз. И если брак нуждался в поддержке и защите, люди, состоящие в нем, могли апеллировать как к общественному мнению, так и к закону.

Следовательно, введение брачного права и возникновение связанных с ним правовых отношений между супругами явилось не только исторически закономерным, но и в значительной степени исторически прогрессивным событием, хотя оно и было связано с узаконением многих отрицательных с точки зрения норм общечеловеческой морали. Наряду с процессом, который можно обозначить как нормативную социализацию и ин-ституционализацию отношений между полами, происходил процесс их нравственного и эстетического обогащения, охвативший первоначально не все, а лишь отдельные слои общества и завершившийся появлением высшей формы этих отношений - индивидуальной половой любви.

Если в биологическом сексуальном инстинкте влечение к другому полу по существу деперсонализировано, то в любви оно направлено всегда на конкретную индивидуальность, т.е. половой инстинкт приобретает уже нравственно-эстетический характер. Таким образом, в браке и супружеских отношениях находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная, так и духовная сфера жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (например, отношения между матерью и сыном, братом и сестрой), так и групповыми (например, отношения между родителями и детьми или в «неразделенных», больших семьях - между супружескими парами, детьми разных отцов и т.д.).

Семья - это социальный институт и в то же время обладающая исторически определенной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. В принципе система семьи стабильна, хотя степень и критерии ее стабильности в различные эпохи менялись. Ее прочность и устойчивость могут обеспечиваться за счет как внешних по отношению к ней сил: права, религии, общественного мнения (в этом случае семья рассматривается в качестве социального института), так и внутренних связей, в которых реализуется взаимная эмоциональная или экономическая заинтересованность (в этом случае семья уже должна описываться и определяться как малая группа, причем не только в психологическом, но и в социальном значении данного термина).

В социологии приняты следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака выделяются типы семейной организации: моногамия и полигамия. В зависимости от структуры родственных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая, или нуклеарная, семья, представляющая собой супружескую чету с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется другой ее тип - расширенная, или сложная, семья. Она включает три и более поколения или же две и более нуклеарных семьи, живущие вместе и связанные общим хозяйством, независимо от того, принадлежат ли они к одному или различным поколениям. Важным основанием для типологии семей, в частности нуклеарных, является наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью (в состав которой входят оба супруга) и неполную, где один из супругов отсутствует. Семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.

Выделяется различное число фаз этого цикла:

· образование семьи - вступление в первый брак;

· начало деторождения - рождение первого ребенка;

· окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

· «пустое гнездо» - вступление в брак (и выделение из семьи) последнего ребенка;

· прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными особенностями, проявляющимися в настроениях, образе мыслей и жизни людей. В итоге проблемы организации общественного быта, торговли, сервиса в целом становятся проблемами не только экономической, но и социальной, демографической и культурной политики.

Социологические исследования показали, что эффективность семейного воспитания зависит главным образом от таких характеристик семьи, как ее состав (полная - неполная), нравственно-психологический климат, социальная ориентация, личный пример родителей, их общая и педагогическая культура, время и характер общения с детьми.

Главная в современном обществе воспроизводственная функция семьи - если под воспроизводством населения понимать его не только количественную, но и качественную сторону - связана с целым комплексом экономических и духовно-идеологических факторов. Эффективно стимулировать эту функцию семьи можно, лишь воздействуя на все факторы, среди которых в современных условиях наиболее существенное значение имеет всесторонняя помощь молодым семьям, материальное и моральное стимулирование рождаемости и более всего - рождение второго и третьего ребенка. По мере решения проблем, от которых непосредственно зависит воспитательный потенциал семьи, эффективность ее влияния на формирующуюся личность будет все в большей степени определяться развитием общественного бытового обслуживания и службы семьи, научной разработкой методов определения степени совместимости лиц, вступающих в брак, прогнозирования физического и психического здоровья будущих детей.

Укрепление семьи - одна из важнейших целей социальной политики страны. Прочность семьи - не всегда показатель ее прогрессивности и социальной дееспособности. Если в качестве показателя прочности семьи взять, например, одно только количественное соотношение браков и разводов за определенный период времени, как это подчас делается, то самый легкий путь к ее укреплению - затруднить или вообще запретить расторжение брака. В этом случае статистика сразу обретает «благополучный» вид, что же касается воспитания детей, других функций семьи, то они от этого вряд ли выиграют. Более того, законсервированные внутрисемейные конфликты, безысходность ситуации будут сказываться на жизнедеятельности супругов подчас даже более тяжело, чем открытый разрыв. Не всегда оправдываются в случае ужесточения условий развода и надежды на более серьезное отношение молодежи к браку.

Нарушение структуры семьи, как показали исследования, оказывает негативное влияние на подростков не само по себе, а в сочетании с другими показателями, в частности с низким уровнем образования и квалификации родителей, а также с алкоголизмом отца (матери).

4. Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь.

Управление в самом общем понимании – это функция организмов, систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима функционирования, реализации программы развития. Это - воздействиес определённой целью. В отличие от биологических или технических систем воздействие в общественных системах имеет свою специфику. Здесь управленческое воздействие отражает социальные закономерности и тенденции, характеризующие взаимодействие элементов общества как социальной системы.

Социальная сфера охватывает условия жизнедеятельности людей; социальные отношения и связи между ними; социальные институты (устойчивые социально-нормативные комплексы, определяющие процесс саморегулирования в обществе). Социальное управление в социальной сфере осуществляется посредством социальной политики, направленной на преобразование условий жизни и взаимодействий между людьми, на развитие и возникновение новых социальных институтов.

Таким образом, под социальным управлением понимается функция общества как социальной системы, обеспечивающая сохранение его структуры, поддержание режима функционирования общественных отношений, реализации программы развития. Пространством социального управления выступают общественные отношения в широком и в узком смысле в различных сферах общества.

Главная особенность социального управления заключается в том, что и субъектом управленческого воздействия, и его объектом выступают люди, имеющие собственные потребности и интересы. Взаимодействуют ли в процессе управления отдельные личности, либо они объединены в группы или организованы в структуры, в социальном управлении мы имеем дело с самоорганизованными акторами.

Управленческое воздействие в социальном управлении предполагает реализацию следующих основных функций: целеполагание, организацию и регулирование.

Функция целеполагания заключается в определении и в строгой операционализации целей управленческого воздействия на структурные элементы социальной системы. От того, насколько точно и адекватно цели стоящие перед той или иной структурой, группой, отдельными личностями, отражают их потребности и коренные интересы зависит в конечном итоге эффективность управления.

Функция организациисостоит в упорядочении элементов системы, в обеспечении необходимых связей между ними. Без этого система распадается и становится не управляемой.

Функция регулирования обеспечивает определенную направленность изменений в социальной системе. Это может быть целенаправленное регулирование, осуществляемое путем непосредственного управленческого воздействия, либо саморегулирование, как следствие влияния сознательного изменения условий жизнедеятельности, создания необходимых стимулов или других способов опосредованного воздействия.

Социология управления – это отрасль социологии, изучающая закономерности социальных взаимодействий в системе социального управления, формы и методы целенаправленного воздействия на условия жизни людей, детерминирующих их интересы; на установление упорядоченных социальных связей, т.е. организационного порядка; на социальную самоорганизацию, т.е. внутриколлективное саморегулирование спонтанных процессов; на развитие социальных институтов и институционализацию регулирования социальных взаимодействий.

Взаимодействие осуществляется между субъектом и объектом управления. Субъект – тот, кто управляет, объект – тот, кем управляют. Субъект и объект управления взаимозависимы. Как субъект, так и объект управления заинтересованы в сохранении структуры, посредством которой они удовлетворяют свои интересы. В этой структуре они зависимы функционально, один управляет - другой подчиняется. Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в нужное состояние. Успешное прохождение процесса управления будет зависеть от того, насколько осознают субъект и объект управления свою взаимозависимость. Эта взаимозависимость реализуется посредством взаимодействий.

Сущность социологического подхода к управлению состоит в выявлении социорегуляционного эффекта, возникающего в социальных взаимодействиях, между субъектом и объектом управления в процессе:

· целенаправленного управляющего воздействия, которое бывает внешним (орган управления находится вне объекта), а также самоуправления (источник управления входит в состав объекта);

· социальной самоорганизации, т.е. спонтанных процессов внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», социальные нормы);

· установления социального порядка, зафиксированного как в виде управленческих структур, так и в форме стихийно сложившихся правил и норм в социальных структурах.

Что же касается управленческого воздействия, то с социологической точки зрения оно рассматривается как последовательно связанные элементы в процессе взаимодействия между субъектом и объектом управления: анализ проблемной ситуации; постановка цели; выбор средств; собственно воздействие; обратная связь. Рассмотрим подробнее.

I. Анализ проблемной ситуации – изучение условий, способствующих возникновению проблемы. Потребность в управлении возникает, когда появляется реальная проблема. Различаются жизненные проблемы и социальные.

Если решение жизненных проблем зависит, как правило, непосредственно от самого человека, то причины и реализация социальных проблем опосредованы обществом. Социальная проблема - противоречие, возникающее объективно или в результате субъективного вмешательства, в ходе реализации индивидуальных или групповых потребностей. Потребность – нужда в чем либо, состояние неудовлетворенности, побуждающее человека к активности.

В общественной жизни постоянно возникает множество проблем, успешная реализация которых нуждается в их типологии. Поскольку социальные противоречия всегда затрагивают коренные индивидуальные и групповые потребности людей, за основу типологии проблем принято брать классификацию потребностей. Наиболее распространенной признается классификация потребностей А. Маслоу (в самосохранении, в самоопределении, в самовыражении, в самоутверждении, в общении).

Типы проблем:

1. Проблемы самосохранения, связанные с обеспечением физического или биологического существования человека, сохранением им своего социального положения;

2. Проблемы самоопределения, связанные с определением или осознанием себя в социальной сфере;

3. Проблемы самовыражения, связанные с осознанием собственного «Я»;

4. Проблемы самоутверждения, связанные со стремлением утвердить себя в чём-либо или в ком-либо;

5. Проблемы общения, связанные с потребностью в сотрудничестве, взаимопонимании, обмене информацией.

Возникая в определенной ситуации, социальные проблемы связаны с нереализованными по разным причинам потребностями и не могут быть успешно разрешены без управленческого воздействия. В ходе анализа проблемной ситуации выявляются причины возникновения той или иной проблемы, определяются условия и факторы, влияющие на ее реализацию.

II. Постановка цели.Потребность является содержанием цели, но это не означает их отождествления. Управленческое решение характеризуется сознательной целенаправленностью, представляющей собой единство осознанного выбора цели и наличия воли для ее реализации. На этом этапе управленческого взаимодействия реализуется функция оптимизации связи между противоречиями, выявленными в ходе анализа проблемной ситуации и поставленными целями.

Целеполагание связано с приданием смысла деятельности, ориентира дальнейших действий. Но возникает вопрос - на основе чего должно осуществляться целеполагание? В идеале оно осуществляется на основе анализа интересов и потребностей, реализуемых в данном обществе (организации), с учетом существующих закономерностей и тенденций. Значит, целеполагание предполагает согласование целей и средств деятельности, индивидуальных и общественных (организационных, групповых) целей.

В научной литературе приводятся различные классификации целей. Их можно классифицировать:

· по сроку (долгосрочные/краткосрочные);

· по сфере деятельности (экономические, социальные, политические);

Целеполагание считается прерогативой высшего руководства, которое устанавливает долговременные цели, главную цель для достижения которой необходимо достичь ряд подцелей. Процедуру достижения главной цели, опираясь на промежуточные цели осуществляют с помощью метода - «дерево целей», в процессе которого необходимо соблюдать следующие правила:

· формулировка целей должна описывать желаемые результаты (состояние, предметы и т.д.), но не действия, необходимые для достижения;

· формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конечного результата;

· содержание главной цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием достижения целей данного уровня;

· на каждом подуровне цели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;

III. Выбор средств. Цели останутся пустыми пожеланиями, если не видеть реальных возможностей их достижения. Поэтому данный элемент управленческого воздействия состоит в поиске оптимального соотношения между конкретной целью и наличными средствами.

IV. Воздействие.Отражает отношения между субъектом и объектом управления. В социальном управлении – это всегда взаимодействие, поскольку предполагает ответную реакцию объекта управления.

Существует 3 типа воздействия:

· прямое - направленноенепосредственно на объект управления;

· косвенное - направленное на условия существования объекта, его внутренние и внешние связи, систему его ценностей и норм;

· взаимовоздействие – направленное на партнерское сотрудничество.

Необходимым элементом воздействия является принятие решения. Управленческое решение – это концентрированный результат управленческой деятельности, то что «движет» процесс управления. Оно всегда затрагивает других людей. К нему, как правило, не бывает индифферентного отношения, либо негативное, либо позитивное. Результатом управленческого решения может быть либо апатия, бездеятельность подчиненных, либо, наоборот, подъем, стремление сделать работу, энтузиазм, инициатива.

Решение предполагает выбор альтернатив из существующих вариантов. Существует разнообразные типологии управленческого решения, где классифицируются управленческие решения по разным критериям. В сущности можно свести все критерии в три большие группы:

· по сложности решения (рутинные - инновационные, запрограммированные - незапрограммированные и т.п.);

· по психотипу руководителя (рассудительность-эмоциональность, интуиция – рациональность, стремление к риску - избегание риска и т.п.)

· по количеству людей, принимающих участие в разработке решения (индивидуальное, коллективное).

Признается, что на управленческое решение в большой степени влияет субъективный фактор, не случайно среди критериев в типологии управленческих решений часто выступает психотип руководителя. Но не в меньшей мере на принятие решения руководителем влияют социокультурные факторы, как то:

· социально-экономическая ситуация;

· нормы и стандарты поведения;

· сложившаяся организационная культура;

· степень осознания социальных проблем;

· социальная зрелость руководителя и подчиненных и др.

Поэтому роль социологической информации в принятии управленческого решения трудно переоценить.

V. Обратная связь.Функционально она направлена на определение эффективности управленческого взаимодействия. Об этом можно судить на основе анализа соотношения между каждым рассмотренным элементом управленческого взаимодействия и достигнутыми результатами.

Так, об эффективности анализа проблемной ситуации принято судить по отношению объекта управления к проблеме. Различаются 2 типа отношения к проблеме:

1. Рациональный (адекватное отражение её в сознании и поиск оптимальных путей её решения);

2. Иррациональный:

2.1. стремление не замечать проблему:

- стоическое терпение;

- уверенность, что проблема решится сама;

- перераспределение собственных проблем на других.

2.2. преувеличение (гипертрафирование) проблемы:

- чрезмерная рефлексия;

- одержимость борьбой со злом;

- превращение проблемы в достоинство.

О реальности поставленных целей, а также об эффективности выбранных средств и способов воздействия также судят по достигнутым результатам. Для этого существуют критерии оценки, представляющие собой меру практической реализации поставленных целей.

Проблематика социологии управления, таким образом, включает в себя вопросы методологии и теории социального управления, изучение условий жизнедеятельности объекта и эффективности функционирования субъекта управления, социальных механизмов и факторов их взаимодействия, влияния характера социальных отношений в общественных структурах и организациях на эффективность управленческих воздействий, разработку методов социального регулирования и технологий для целей социального управления и др.

Осуществление социальной политики является важной функцией любого государства, направленной на соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство и т.д.) и обеспечение достойного уровня жизни населения. Государственной защите подлежат бесплатное образование и здравоохранение определенного уровня, жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.

Прежняя система во главу угла ставила принцип социальной справедливости при относительно высоком уровне социальных гарантий всему населению. Основой социальной политики при рыночной системе хозяйствования являются предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества вместо общественных фондов потр

Наши рекомендации