О с н о в н ы е и н о р м а т и в н ы е т р е б о в а н и я в разработке программы прикладного социологического исследования
ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИКУМУ
Разработка полной и подробной программы исследования, включая инструментарий, [ так, в программе должны быть указания о том, как операционализируются понятия, каковы гипотезы исследования и каким образом ( в частности, с помощью каких математических методов на основе анализа, каких признаков и объектов) эти гипотезы будут проверяться]; обязательное проведение анкетирования; наличие в анкете достаточно сложных методов измерения; проведение методического эксперимента; грамотное построение выборки; осуществление анализа данных.
Описательная характеристика практикума:
Социологический практикум
В этот вид заданий входят: подготовка и проведение индивидуальных микросоциологических исследований и участие в групповых, больших по объему социальных исследованиях; составление и работа с тестами; тренинг. Работа с тестами предполагается как при изучении отдельных тем, так и пройденного материала курса «Социология».
Составление программы социологического исследования
П р о г р а м м а социологического исследования - документ исследования, содержащий методологические и методические предпосылки научного поиска. Разработка программы является необходимым элементом исследования; она предваряет все другие процедуры исследования и составляет их методологическую основу. Программа содержит теоретические предпосылки, основные цели и задачи исследования, обоснование методики сбора, обработки и анализа информации.
Основное назначение программы социологического исследования раскрывается следующими функциями:
Методологическая функция определяет научную проблему, для решения которой проводится исследование и устанавливает систему внешних связей исследования (его отношение к ранее выполненным и выполняемым исследованиям по аналогичной проблематике). Она фиксирует исходное представление об изучаемом объекте, его первоначальное состояние, формулирует общую цель и необходимые для ее достижения конкретные задачи исследования.
Методическая функция программы содержит общий логический план исследования, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к эмпирическим фактам и от которых к теоретическим обобщениям и практическим рекомендациям. Она задает требования к использованию методов измерения, регистрации и анализа данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами исследования, обеспечивает возможность сопоставления результатов исследований, проведенных в разное время разными исследовательскими группами.
Организационная функция. Ее назначение: - осуществлять интеграцию деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, достигать рационального разделения труда, служить основой планирования исследовательских работ и определять их последовательность. Она является основой для контроля поэтапного хода исследования.
О с н о в н ы е и н о р м а т и в н ы е т р е б о в а н и я в разработке программы прикладного социологического исследования .
П р о б л е м н а я с и т у а ц и я - состояние в развитии социального объекта, которое характеризуется неустойчивостью, несоответствием функционирования объекта потребностям его дальнейшего развития. В качестве проблемной ситуации могут выступать: конфликтные ситуации, отличающиеся острым разногласием участников, трудности в реализации намеченных целей, в преодолении недостатков, в создании более эффективных форм и методов работы, сложная ситуация явившиеся исходным пунктом социологического исследования.
Проблема, с одной стороны, отображает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между знанием людей о потребностях в определении практической действительности, незнанием средств и методов реализации этих проблем.
При постановке проблемы можно исходить из некоего системного представления о практикуме, или же нужно «коллекционировать» полезные наработки, имеющиеся в отечественной социологической практике и более или менее механически «склеивать» их друг с другом.
А к т у а л ь н о с т ь - форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, отображает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой - указывает на противоречие между знаниями людей о потребностях и определенных практических действиях и незнанием средств и методов реализации этих действий. Гипотеза формулируется как выражение необходимости в изучении определенной области социальной жизни, в разработке теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на разрешение социальных противоречий.
Ц е л ь социологического исследования - модель его ожидаемого конечного результата (решения проблем), которая может быть достигнута только с помощью проведения исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических, организационных процедур. Цель исследования определяет доминирующую ориентацию социолога на решение теоретических, методических и прикладных проблем.
Предположим, студент выбрал тему «Проблемы студенческой семьи». Для успешной разработки программы исследования ему, вероятно, (мы сознательно не конкретизируем задачу в должной мере, надо вспомнить следующие обстоятельства:
· семья – это социальный институт и как таковому ей свойственны определенные образцы поведения, характерные роли ее членов, специфика отношений между ними и так далее. Надо подумать, как эти параметры могут быть конкретизированы в студенческой субкультуре и на основе каких показателей их можно «отследить».
· семья – это малая группа и как таковая характеризуется определенными групповыми взаимодействиями: сплоченностью, включенностью индивида в группу, стабильностью, структурой власти, ролевым поведением и т. д. Известно, как эти параметры измеряются. Необходимо продумать практические аспекты реализации соответствующих процедур;
· функционирование семьи как общественного института (например, малой группы) может не отвечать общественным потребностям. Имеет ли это место в рассматриваемом случае? Да, и как здесь надо понимать роль общественных потребностей? Каким должно быть отвечающее им функционирование семьи? Как измерить степень их соответствия друг другу?
· информация, полученная от разных членов семьи, может быть различной; стоит ли опрашивать разных членов семьи? Как объединять получаемые результаты?
· нужна ли исследователю информация интимного характера? Как ее получать? И т. д.
Методически ориентированное исследование направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария социологического исследования. Прикладное социологическое исследование направлено на решение практических задач совершенствования изучаемого объекта. В качестве продуктивного результата прикладного исследования должны выступать прогнозы развития социального объекта, проекты, программы его совершенствования, отдельные практические рекомендации.
Таким результатом могут быть алгоритм типового решения достаточно изученных социальных проблем применительно к специфике конкретных условий деятельности исследуемого объекта. В этом отношении результаты прикладного социологического исследования служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний. Четкая формулировка цели - одно из важнейших методологических требований к программе социологического исследования. В прикладном социологическом исследовании цель должна быть обязательно согласована с задачами.
3 а д а ч и социологического исследования представляют собой систему конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. По отношению к ним задачи являются необходимым средством ее реализации, они носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования.
Задачи теоретического и прикладного исследования заключаются в выработке нового знания, которое может принимать различную форму: это может быть знание отдельных эмпирических фактов, воспроизведение системы факторов, их взаимосвязи, получение цельной картины изучаемого социального процесса в виде модели или теоретической схемы. Специфика задач прикладного исследования состоит в том, что на базе изучения социальных фактов формулируются задачи прикладного социального действия, основанные на выводах, полученных в ходе исследования. Задачи раскрывают содержание предмета исследования, согласуются с гипотезами. В социологическом исследовании есть сонорные (общие) задачи, ориентированные на решение центральной проблемы исследования и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы, способов ее решения. Основные задачи развертываются с помощью комплекса неосновных задач, заданий и требований к этапам и процедурам социологического исследования.
О б ъ е к тсоциологического исследования - носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания. Описание объекта социологического исследования осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют ту сферу социальной действительности, которая содержит то или иное противоречие, выражающееся в проблемной ситуации. Поскольку определенная социальная проблема может проявляться на различных уровнях социальной структуры общества, то при ее изучении возможно обращение к различным социальным общностям, группам. К примеру, социальная проблема превращения труда в первую жизненную потребность может изучаться среди социально-профессиональных, социально-демографических групп работников, в трудовых коллективах и т.д. На стадии разработки программы необходимо не только указание на объект исследования, но и на его достаточно полное описание в системе факторов, влияющих на его функционирование, вызывающих проблемную ситуацию. В рамках прикладного социологического исследования достаточно эффективным является выборочное исследование класса элементов объекта изучения. Уточнение объекта в программе исследования осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупности; тем самым задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы результаты, полученные в ходе исследования.
И д е а л и з и р о в а н н ы й о б ъ е к т социологического исследования - теоретическая модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа (например модель коммунистического отношения к труду).
Анализ модели объекта дает возможность уточнить проблемную ситуацию, предмет, создает предпосылки для выдвижения гипотез, выделения единиц и категорий анализа.
П р е д м е т социологического исследования - наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Построение предмета социологического исследования зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает социолог. Предмет исследования формируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним. Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем последовательно, предполагает множество предметов исследования. Предмет исследования устанавливает познавательные границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном исследовании. Правильный выбор предмета исследования обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта.
Предмет исследования чаще всего имеет сложную структуру. Так, изучение социальных факторов текучести рабочих кадров на предприятии в качестве предмета исследования предполагает выяснение объективных и субъективных условий, мотивов, ценностных, ориентаций, характеризующих определенные социально-демографические, профессионально - квалификационные группы работников предприятия. Правильный выбор предмета способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблемы исследований.
Г и п о т е з а прикладного социологического исследования - научное предположение о структуре объектов, о характере и сущности связей между ними, о факторах, обусловливающих эти связи. Она является главным методологическим инструментом исследования. Гипотезы исследования указывают на способ согласования факторов, составляющих проблемную ситуацию, выражающую способ решения проблемы исследования и достижения его целей. Характер основных гипотез предопределяет логику исследования; все его последующие процедуры направлены на обоснование, доказательство или опровержение гипотез. В методологическом отношении гипотезы служат звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования, они предназначены для проверки тех зависимостей, которые включены в теоретическую схему и на изучение которых направлены задачи исследования. В этом плане гипотеза есть своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Гипотеза является необходимым элементом методологического раздела программы и формулируется после определения проблемы, целей, основных задач, объекта и предмета исследования. Гипотеза помогает организовать процесс научного поиска, способствует правильному выбору методов исследования. Проверка гипотез в ходе прикладного социологического исследования осуществляется на основе выведения следствий из гипотез и их эмпирической проверки с помощью процедур операционализации, измерения, регистрации и анализа.
И н т е р п р е т а ц и я о с н о в н ы х п о н я т и й социологического исследования - процедура истолкования, уточнения смысла понятий,. составляющих концептуальную схему исследования. На основе интерпретации понятий поддерживается научный уровень исследования, единство смыслового содержания элементов и процедур исследования, достигается более полное инструментальное использование понятий как теоретических норм анализа процессов. В социологическом исследовании существует три основных вида интерпретации: теоретическая, эмпирическая, операциональная, с помощью которых обеспечивается связь теоретического и эмпирического уровня анализа, процессов, связь теоретических положений с реально наблюдаемыми фактами действительности, с методами измерений, поиска, регистрации и анализа эмпирических признаков.
Анализ результатов эмпирического исследования. Первые шаги анализа результатов опроса состоят в том, чтобы после получения общего результата вычислить результаты различных подгрупп и сравнить их между собой, используя следующие виды шкал: номинальной, порядковой или интервальной (См.: Хагуров А. Технология исследовательской деятельности (Учебное пособие).- Москва – Краснодар, 1998. – С. 31-56.)
Последовательность действий социолога при анализе эмпирических данных может быть представлена следующим образом:
Первая стадия – описание всей совокупности данных в их простейшей форме.
Вторая стадия – «уплотнение» исходной информации, т. е. укрупнение шкал, формирование агрегированных признаков – индексов, выявление типических групп, жестких подвыборок общего массива и т. п.
1. Третья стадия анализа как бы вклинивается в предыдущую. Это – углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы, устойчивые образования. (См. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. – С. 238 – 240).
БИБЛИОГРАФИЯ:
2. Хагуров А. Технология исследовательской деятельности (Учебное пособие).- Москва – Краснодар, 1998.
3. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.
Задания по самостоятельной работе к социологическому практикуму:
Самостоятельная работа студентов включает выполнение практического задания. Задание заключается в разработке программы экономико-социологического исследования по выбранной студентами теме.
Для выполнения практического задания студенты выбирают тему исследования в соответствии со спецификой своей специальности, интересами и имеющимися знаниями по проблеме.
Примерный перечень тем, которые могут быть выбраны для разработки программы исследования студентами.
1. В области социально-трудовых отношений:
1.1. Отношение работников к труду
1.2. Производственная адаптация
1.3. Особенности социально-трудовых отношений на частных предприятиях
1.4. Мотивация труда
1.5. Социальные проблемы приватизации и акционирования предприятий
1.6. Трудовое поведение
2. В области занятости населения и рынка труда:
2.1. Отношение населения к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений
2.2. Социально-психологические последствия безработицы
2.3. Экономическое поведение безработных
2.4. Поведение на рынке труда отдельных групп населения (например, молодежи, женщин и т.д.)
2.5. Социальные проблемы переподготовки кадров
2.6. Отношение населения к работе центров занятости
2.7. Отношение населения к работе альтернативных служб занятости
3. В области уровня жизни и социальной защиты населения:
3.1. Динамика доходов отдельных групп населения
3.2. Особенности и образ жизни отдельных групп населения
3.3. Материальное положение студентов
3.4. Стратегии выживания социальных групп
3.5. «Новые бедные»: социальный портрет
3.6. Адаптация к рынку групп населения
3.7. «Социальное дно» и проблема нищенства
4. В области маркетинга:
4.1. Потребительское поведение отдельных групп населения
4.2. Отношение населения к различным формам рекламы
4.3. Эффективность различных видов рекламы
4.4. Диагностика индекса потребительских настроений
4.5. Воздействие инфляционных процессов на потребительское поведение населения
5. В области социологии организаций и предпринимательства:
5.1. Стиль и методы руководства
5.2. Управленческое поведение наемного менеджера
5.3. Мотивация предпринимательской активности
5.4. Барьеры развития предпринимательства
5.5. Социальная политика в отношении персонала
5.6. Проблемы социального контроля в коллективе
6. В области финансов, денежного обращения, кредитования и страхования:
6.1. Финансовое поведение
6.2. Инвестиционная активность
6.3. «Финансовые пирамиды» как социальный феномен переходной экономики
6.4. Сберегательное поведение
6.5. Отношение к деньгам
6.6. Изменение ценности денег в общественном сознании
7. В области социально-правовых отношений:
7.1. Проблемы девиантного поведения в экономической сфере
7.2. Экономические субкультуры и контркультуры
7.3. Теневая экономика в зеркале общественного мнения
7.4. Отношение населения к девиации в сфере экономики
7.5. Правовая обеспеченность экономической жизни
8. В области методов управления в сфере политики.
8.1. Властные отношения: власть и подчинение.
8.2. Государство как главный субъект власти.
8.3. Социология правосознания: информированность, воспитание, активность.
8.4. Особенности государственного регулирования различных сторон общественной жизни.
8.5. Разновидности форм государственного режима. Административно-государственное управление как наука.
8.6. Регулирование жизнедеятельности социально-культурной сферы как фактора сохранения и развития общества.
8.7. Социальная политика государства: организация и формы проведения.
Помимо предложенных, студенты могут выбрать для разработки программы исследования и другие темы. Тема исследования и состав группы согласовывается с преподавателем.
Программа исследования должна иметь стандартную структуру: методологический раздел (обоснование актуальности проблемы исследования; цель и задачи исследования; объект и предмет исследования; рабочие гипотезы; логический анализ основных понятий (теоретическая интерпретация); эмпирическая и операциональная интерпретация понятий) и методико-процедурный раздел (описание разработанного инструментария; описание техники построения
[1] Хагуров А. Технология исследовательской деятельности (Учебное пособие).- Москва – Краснодар, 1998. – С. 24.