Этапы и виды прикладного социологического исследования

Основной целью прикладного социологического исследования является получение фактов, которые составляют эмпирический базис социологии или имеют самостоятельное прикладное значение, удов­летворяя практические потребности заказчи­ков (предприятий, органов госуправления, СМИ). Как правило, оно проводится с целью подтверждения или оп­ровержения теоретических предположений / гипотез.

Виды прикладного социологического исследования. В зависимости от глубины требуемого анализа предмета исследования и сложности решаемых задач различают следующие виды ПСИ.

Пилотажное (разведывательное) исследование является пробным иссле­дованием, предназначенным для проверки качества подготовки основного исследования. Оно охватывает не­большие совокупности явлений и основывается на упрощенной программе. В ходе пилотажного исследования проверяются все элементы будущего основного исследования: уточняются его задачи и гипотезы, проверяются основные понятия, уточняется инструментарий, выяв­ляются трудности, которые могут встретиться в ходе проведения исследования, отрабатывается организация сбора информа­ции. Часто в результате пилотажного исследования фор­мируются новые гипотезы, а также собираются оператив­ные социологические данные.

Пилотажное исследование дает возможность качественно провести основное исследование – с уточненными задачами и гипотезами, на апробированном инструментарии и т.д.

В свою очередь, основное ПСИ может быть описательным и аналитическим.

Описательное исследование предполагает получение эмпирических све­дений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении и его структурных элементах. Оно проводится по подробно разработанной программе на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применя­ется, когда объектом анализа является относительно большая общ­ность людей, отличающаяся разнообразными характери­стиками. В исследовании такого вида можно осуществить сравнение и сопоставление характеристик объекта, выявить наличие или отсутствие связей между ними. Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью.

Аналитическое исследование является самым углублен­ным видом социологического анализа, целью которого яв­ляется описание структурных элементов изу­чаемого явления, выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают его характер и специфику. Подготовка аналитического исследования требует значи­тельного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора со­циологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер; в нем, дополняя друг дру­га, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Существуют и другие виды социологического исследования. В зависимости от того, изучается ли предмет в статике или в динами­ке, выделяются точечные (разовые) и повторные виды исследования.

Точечное исследование дает информацию о состоя­нии объекта анализа, его характеристиках в момент его изучения. Такая информация носит характер статической, поскольку отражает момен­тальный «срез» объекта и не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени, т.е. однократное снятие информации о каком-то явлении по­зволяет охарактеризовать его в статике, но непригодно для описания его изменений во времени. Например, замеряем рейтинг политиков в начале предвыборной компании. Моментальный срез дает общую картину мнений избирателей о кандидатах.

Повторное исследование – это исследование одного и того же или различных объектов, которое проводится не­сколько раз через определенные промежутки времени, в одинаковых или различающихся социальных условиях. Варианты повторных исследований определяются изучаемым объектом, временем обследования и ситуацией. Такие исследо­вания достаточно сложны и требуют от социолога высо­кой методической и методологической подготовленности.

Повторное исследование показывает динамику развития, изменения объекта исследования. Если проводить замер рейтинга политиков каждую декаду месяца, можно увидеть изменения ситуации по каждому кандидату: кто более активен, его рейтинг растет, снижается активность кандидата – снижается и его рейтинг. Повторные замеры рейтинга кандидатов могут способствовать прогнозированию, кто из кандидатов победит на выборах.

Этапы прикладного социологического исследования. Любое ПСИ имеет ряд этапов своего осуществления: 1) подготовительный этап; 2) по­левой этап; 3) подготовка к обработке и обработка ин­формации; 4) анализ информации и подготовка итоговых документов социологического исследования.

На подготовительном этапе исследования уточняется тема, разрабатывается теоретиче­ская концепция, программа исследования, устанавлива­ется выборка, разрабатываются и тиражируются методи­ческие документы для сбора информации, определяется инструментарий исследования, формируются исследова­тельские группы, составляются графики работ, прово­дятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением исследования.

Полевой этап (этап сбора первичной социологи­ческой информации) предполагает сбор информации в зоне практических действий социолога, или в «в поле». По­лучение информации от ее носителей в аудиториях, домах, на улицах, производстве и т.д. осуществляется при помощи различных способов и инст­рументария, определенных в соответствии с программой исследования; как правило, используются различные виды опроса (интервью, анкетирование и т.д.), наблюдение, анализ документов, эксперимент.

Этап подготовки и обработки информации. Ин­формация, полученная на полевом этапе, нуждает­ся в проверке и упорядочении. Весь собранный массив изучается с точки зрения отклонения выборки от расчет­ных параметров. Процедура проверки включает просмотр методических документов на предмет точности, полноты и качества их заполнения, а также вы­браковку тех из них, которые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит ко­дировка открытых вопросов. Программист готовит программу обработки информации на ЭВМ. При небольших массивах и незначительном объеме инструмен­тария обработка информации производится вручную.

Анализ информации и подготовки итоговых докумен­тов. Это заключительный этап исследования, в ходе которого делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные свя­зи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социаль­ные проблемы, а также оформляются результаты исследования. Итоговый документ зависит от вида исследования и определяется пожеланиями заказчика. В качестве такого документа могут выступать: 1) информационная справка; 2) информационная записка; 3) аналитическая записка; 4) отчет о научно-исследовательской работе. Ана­литическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.

Исследование явлений социального характера предполагает получение и анализ сложных потоков информации политического, экономического и социального содержания. Как правило, эта информация не систематизирована, несопоставима, получена из разных источников и по разным методикам, обладает различной степенью достоверности, содержит дублирование сведений и характеризуется избыточностью данных по одним проблемам и недостаточностью по другим. Поэтому для получения достоверной картины социальной реальности и динамики социальных процессов, происходящих в обществе, необходим специальный сбор и обработка таких сведений, которые наиболее полно отражает социальные изменения, относительно легко поддаются классификации, систематизации и обобщению в количественной форме.

Наиболее эффективным способом решения таких проблем является организация социального мониторинга – непрерывного и оперативного получения данных явлениях и процессах, происходящих в обществе. Мониторинг как целостная система получения социальной информации, позволяющая фиксировать, хранить и производить первичный анализ получаемых сведений, предполагает наличие теоретической и методологической базы, а также технических средств его осуществления.

В системе социального мониторинга выделяют две подсистемы: статисти­ческий и социологический мониторинги.

Статистический мониторинг представляет собой систему получе­ния количественных характеристик о различных сторо­нах жизни общества, таких как статисти­ческие показатели, коэффициенты и др. Его главная цель – сбор и передача показателей социальной и экономической статистики, необходимых для эффективного анализа явлений в политической, эко­номической, социальной и других сферах.

Социологический мониторинг – это целостная система отслеживания происходя­щих в обществе перемен на основе исследования и ана­лиза массовых представлений о них. Его основная цель заключается в получении новой, систематизированной со­циологической информации, причем не единовременно, а систематически, через небольшие периоды времени. При этой форме исследования про­водятся, как правило, обязательные ежемесячные и ежеквартальные экс­пресс-опросы по наиболее актуальным проблемам.

Социологический и статистический мониторинги предоставляют различную информацию: первый учитывает субъективные мнения людей по различным вопросам, а второй дает описание различных явлений с помощью объективных ко­личественных характеристик. Однако, несмотря на разли­чие в характере дан­ных, принципы организации подсистем социологического и статистического мониторинга совпадают, и обе эти сис­темы, объединяясь, образуют единую систему социального мониторинга.

Итак, социальный мониторинг – это система получения, комплексной обработки и хранения социологической и статистической информации по наиболее актуальным проблемам жизни общества. Основными чертами социального мониторинга являются охват наиболее значительных социальных явлений в стране; наличие определенного постоянного состава по­казателей и индикаторов (социологических и статистических); наличие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости от потребностей пользователя, что обеспечивает гибкость системы мониторинга; передача данных по каналам связи на центральный вычислительный центр, их обработка и хранение; проведение мониторинга из единого организационного центра; организация доступа потребителей к имеющейся информации. Результаты социального мониторинга, полученные в ходе комплексной обработки информации, служат основой для достоверного обоснования закономерностей поведения людей в зависимости от объективных условий жизни, а также позволяют определить, как интересы, ценностные ориентации, мотивы и цели деятельности людей влияют на эти условия.

Наши рекомендации