Чем больше коллективное сознание как своеобразный голос общественной совести регламентирует социальную жизнь общества, тем теснее и крепче связь индивида с группой

Изучая эволюцию человеческого общества, Э. Дюркгейм столкнулся с особым феноменом, который он назвал коллективным, или общим сознанием.

Коллективное сознание- <совокупность верований и чувств, общих, в среднем, членам одного и того же общества>, которая и образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь>.

Коллективное сознание существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, хотя такую реальность нельзя ни сфотографировать, ни измерить каким-либо физическим прибором.

Коллективное сознание есть нечто совсем иное, чем частные сознания, хотя оно осуществляется только в индивидах.

Коллективное сознание - психический тип общества, тип, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия существования.

Коллективное сознание обладает реальной силой, воздействующей на поведение отдельных людей.

Граждане предпочитают общество своих соотечественников, скорее нежели иноземцев, особенно оказавшись на чужбине. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия.

Коллективное создание представляет для общества особую и предпочтительную ценность. Если общие верования, дорогие каждому идеалы и традиции оказываются под угрозой, то все сообща берутся за их охрану. Общие ценности и чувства могут разрушаться в результате нашествия врагов или преступлений самих соотечественников. Оскорбление общих верований как тягчайшее преступление карается особенно сильно. Так коллектив защищает себя от посягательств агрессивной личности, не считающейся с законами и обычаями, обретая в этой борьбе еще большее единство.

Чем больше коллективное сознание как своеобразный голос общественной совести регламентирует социальную жизнь общества, тем теснее и крепче связь индивида с группой.

15. Метод социологизма (Э.Дюркгейм).

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие "социологизм".Социологизм- объяснение социального только социальным.

1. По Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а главное "реальна", как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, как и последние, развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество - реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. И здесь следует подчеркнуть одну основополагающую идею, которая пронизывает все научное творчество Дюркгейма.

Что такое со.реальность. понятие соц факта,рассматривать как вещи. Св-ва соц. Факта.

Объясняет на примерах самоубийства.

16. Учение Э.Дюркгейма о социальной солидарности.

Учение о соц.солидарности отражено в работе «разделение труда. метод социологии».
Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям. Индивиды, связанные трудовыми функциями в единую систему общественных отношений, становятся уже не просто носителями профессиональных ролей, но и социально зрелыми личностями. Солидарность покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

Дюркгейм выделяет механическую и органическую солидарность. Определяющее понятие- разделение труда. Видимым символом соц. Солидарности выступает право.право- это организация соц.жизни в устойчивом и точном выражении. в праве отражены все существенные черты соц. Солидарности: число различных типов отношений между людьми прямо пропорционален числу определяющих юридических правил. Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного пра­ва, служат показателями механической солидарности; нормы с реститутивными (восстановительными) санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показате­лями органической солидарности. по Дюркгейму, между работником и хозяином возникла механическая солидарность: хотя работник и не был юридически равноправен хозяину, он пользовался определенной частью получаемого продукта. Присущие мануфактурному периоду формы разделения труда и пожизненного прикрепления рабочих к частичной трудовой функции явились основой существования механической солидарности. Замена мануфактурного производства производством, основанным на применении машин и использовании наемного труда, создала предпосылки для возникновения органической солидарности. Непрерывное распределение различных человеческих работ порождает и усиливает органическую солидарность и само становится причиной возрастающей сложности и объема социального организма. Тем самым разделение труда становится, по Дюркгейму, условием воспроизведения органической солидарности, так как связывает между собой работников, группы, классы, участвующие своим особым способом в социально-экономическом развитии общества.

17. Дюркгейм о роли разделения труда в развитии общества.

Согласно наиболее распространенной теории, причина разделения труда коренится исключительно в непрерывно растущем стремлении к счастью, присущем человеку. Известно, в самом деле, что чем больше разделяется труд, тем выше его производительность. Представляемые им в наше распоряжение ресурсы становятся изобильнее и лучшею качества. Наука развивается лучше и быстрее, произведения искусства - многочисленнее и утонченнее, промышленность производит больше и продукты ее совершеннее. Но человек испытывает потребность во всех этих вещах; он, по-видимому, должен быть тем счастливее, чем больше он их имеет, и, естественно, он старается их приобрести. если бы разделение труда прогрессировало только для приращения нашего счастья, то оно бы давно уже пришло к своему крайнему пределу имеете с основанной на нем цивилизацией и оба остановились бы. Чтобы человек оказался в состоянии вести то скромное существование, которое наиболее благоприятно для удовольствия, не было нужды в бесконечном накоплении всяческих возбуждений. Достаточно было бы умеренного развития, чтобы обеспечить индивидам всю сумму наслаждений, на которую они способны. Человечество быстро пришло бы к неподвижному состоянию, из которого оно бы уже не вышло. Это и случилось с животными: большая часть их не изменяется уже веками, потому что они пришли к этому состоянию равновесия. Разделение труда не только содержит в себе черту, по которой мы определяем нравственность; оно стремится вес более и более стать существенным условием социальной солидарности. По мере продолжения в процессе эволюции ослабляются узы, связывающие индивида с его семьей, с родной землей, с завещанными прошлым традициями, с коллективными обычаями группы. Становясь более подвижным, он легче меняет среду, покидает родных, с тем чтобы жить в другом месте более автономной жизнью, более самостоятельно формирует свои идеи и чувства. Без сомнения, от этого не исчезает всякое общее сознание; всегда остается, по крайней мере, тот культ личности, индивидуального достоинства, о котором мы сейчас говорили и который теперь является единственным объединяющим центром стольких умов. Но как мало этого, особенно когда думаешь о все возрастающем объеме социальной жизни и вследствие этого - индивидуальных сознании! Ибо так как они становятся объемистее, так как интеллект становится богаче, деятельность разнообразнее, то, чтобы нравственность стала постоянной, т. е. чтобы индивид остался прикрепленным к группе с силой, хотя бы равной прежней, необходимо, чтобы связывающие его с ней узы стали сильнее и многочисленнее. Значит, если бы не образовалось других уз, помимо тех, которые происходят от сходств, то исчезновение сегментарного типа сопровождалось бы регулярным понижением уровня нравственности. Человек бы не испытывал достаточного умеряющего воздействия; он не чувствовал бы более вокруг себя и над собой того здорового давления общества, которое умеряет его эгоизм и делает из него нравственное существо. Вот что создает моральную ценность разделения труда. Благодаря ему индивид начинает сознавать свое состояние зависимости по отношению к обществу; именно от него происходят сдерживающие и ограничивающие его силы. Словом, так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно вместе с тем становится основанием морального порядка.

18. Взаимосвязь между социальной солидарностью и типом права.

Признаки:

1.Типы поселений. У механической (населённый пункты с малым объёмом населения). Органическая(большие города).

2.Уровень развития разделения труда. Механическая(низкий).Орагнический(высокий).

3.Высшая ценность.Механическая(общество).органическая(человек)

4.форма коллективного сознания.механическая(большой объём интенсивность определённость абсолютная власть группы) органическая(малый объём,низкая интенсивность, неопределённость,андивидуальная инициатива).

5.Содержание коллективного сознания.Механическая (конкретность,религиозность).Органическая(абстрактность,светкость).

6. Тип права.Механическая (уголвное).Органическая(Кооперативное).

7.Тип норм,воплощённых в праве .механическая(репрессивные).Орагническая(реститутивные).

19. Э.Дюркгейм о преступлении и природе наказания.

Юридические правила классифицируются по санкциям.Санкции бывают репрессивные и реститутивные.

1)репрессивные.состоят в страдании причиняемом индивиду. Их цель- нанести ущерб имущества, а свободе,в счастье,жизни,лишить его чего-то,чем он пользуется(случай уголовного права)уголовное право с репрессивными санкциями, соответствуют механичесмкой солидарности.такое право носит карательный характер и составляет основу обществ, в которых не развито индивидуальное сознание,а преобладает коллективное сознание и в которых не развито разделение труда.нарушение связей механической солидарности преступлние.преступление-это поступок,задевающий сильные и определённые состоятемя коллективного сознания.наказание- внушённое страстью реакция,различная по степени интенсивности.

2.Реститутивные. состоят в восстановлении правопорядка вещей. Не карательные функции.Соотв. орагнической солидарности, вызыванная разделением труда. Нарушителю не причиняются страдания, он приговаривается к подчинение порядка.Кооперативное право с реститутивными санкциями.репрессивное право составляет сердце ,центр коллективного сознании.Кооперативное право с реститутивными санкциями совсем не предстваляет центр коллективного сознания или является слабым состояниям.Характерен индивидуальное сознание.

20. Понятие аномии в социологической теории Э.Дюркгейма.

Аномия - это состояние, вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.

Аномия - продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности, ибо объективная база последней - общественное разделение труда - прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании.

Постоянно воспроизводится необходимое условие аномии - расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения.

Предпосылкой цельной, неаномической личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное общество. относительно свободная нормативная структура индустриального общества больше не определяет жизнедеятельность людей и начинает воспроизводить аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит многих в неопределенное социальное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту в нем отклоняющегося и саморазрушительного поведения.

Одна из главных социально-исторических причин аномии - уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей "нормальными", им же установленными средствами. При аномии, даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, которые ведут к этим общим целям.

Люди приспосабливаются к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом (подчиняющимся поведением), либо различными видами девиантного поведения (новаторство, ритуализм, уход от мира, мятеж), в которых отвергаются или цели, или средства, или и то и другое сразу.

21. Исследование самоубийств с позиций социологизма (Э.Дюркгейм).

Социологизм- объяснение социального социальным. Объясняет на примерах самоубийств:

1)аномическое(Сущ. В об-ве ,где развита орагническая солидарность.Аномия-состояние ценностно-нормативного вакуума , когда старые боги уже устарели,а новые не пришли им на смену.Связаны с моральным распадом.массовый характер)

2)эгоистическое(свойственно орагнической солидарности.общество позволяет мыслить о самоубийстве).

3)альтруистическое(самоубиство человека ,где индивидуальное сознание не развито.Коллективное сознание подовляет индивидуальное.)

4)фаталистическое(свойственно для общества,, где была развито индивидуальное сознание,но люи оказываются в неволе .тоталитарный режим.)

22. Социологический номинализм М.Вебера.

Классическое выражение социологический номинализм получил у М. Вебера. Вебер был сторонником социального номинализма.

Номинализм – теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер и действия индивидов, а не коллективов, в конечном счете определяют суть общества.

Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Как считает социолог, анализ и типизация социальных действий людей является основным предметом социологии.

Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

- субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл;

- ориентация на поведение других людей.

Номиналисты утверждают, что в социальной действительности нет ничего сверх того, что можно обнаружить в отдельных индивидуумах. Знание свойств отдельных индивидуумов, их целей, мотивов, ценностных ориентации достаточно для научного познания общества.

Номиналисты также утверждают, что введение в социологию коллективных понятий является глубоким заблуждением и грубой ошибкой. Они настаивают на том, чтобы социология отказалась от коллективных понятий или чтобы она не онтологизировала их, т. е. чтобы не придавала этим понятиям статус реально существующих явлений. Номиналисты отрицают объективные социальные законы. По мнению номиналистов, в социальной действительности могут существовать закономерности, определяемые целями действующего субъекта, т. е. телеологические закономерности.

23. Веберовская концепция идеальных типов.

Концепция идеальных типов явл. Важнейшей составляющей теории соц. действия. Вебер трактовал идеальные типы как интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции. Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в соврем. ему эпохе.

Идеал.тип позволяет:

1. Сконструировать явление или социальное действие, как если бы они имели место в идеал. условиях

2. Рассмотреть это явление или соц. Действие независимо от локальных условий

Есть возможность сравнить, насколько явление или действие по своим количественно- качественным параметрам подходит на идеал.

Вебер называет идеальный тип «продуктом нашей фантазии, созданным нами самими чисто мыслительным образованием».

Идеальный тип создается как инструмент для постижения исторической реальности. «Образование абстрактных идеальных типов, — пишет Вебер, — рассматривается не как цель, а как средство» [37, S. 193]. Именно благодаря своей определенности от эмпирической реальности, своему отличию от нее идеальный тип может служить как бы масштабом для соотнесения с ним этой последней. Чтобы усмотреть действительные каузальные связи, мы конструируем недействительные»

24. Теория социального действия М.Вебера.

Вебер определяет действие как такое поведение, с которым действующий индивид или индивиды связывают субъективно полагаемый смысл.. "Социальным" действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него".

Наши рекомендации