Определение цели и задач исследования
Социологическое исследование преимущественно преследует прикладную, т.е. практическую цель, призванную служить обоснованием прогнозов, программ, проектов развития объекта или отдельных практических рекомендаций, предложений, подготовки и принятия управленческих решений.
Цель определяется как модель ожидаемого конечного результата исследования. В соответствии с целью формулируются задачи, которые служат средством реализации цели. Специфика задач зависит от основной ориентации исследования – теоретической, методической или
прикладной. Формулировка задач связана также с конкретными требованиями к анализу изучаемого явления. Задачи раскрывают предмет исследования, согласуются с гипотезами.
Различают основные и дополнительные задачи. В данной работе можно ограничиться описанием и исследованием 3-5 основных задач.
· Каково объективное материальное положение молодежи в настоящее время?
· Как оценивается положение молодежи в обществе различными социальными группами?
· Каково социальное самочувствие молодежи в условиях экономического кризиса?
Обоснование выборки исследования
В этом разделе программы опишите, какой тип выборки, по Вашему мнению, целесообразно использовать в данном исследовании. В первую очередь следует указать, какой будет выборка по форме реализации - одноступенчатой или многоступенчатой.
В последнем случае на первой ступени может быть, к примеру, реализована гнездовая выборка (отбор студентов институтов, коллективов предприятий и т.д.).
На второй ступени, например, может быть проведен случайно-бесповторный отбор респондентов в гнездах.
Третья часть контрольной работы.
Инструментарий социологического исследования и его анализ
В этой части контрольной работы необходимо составить анкету. Она должна начинаться с обращения к респондентам. Обращение, как правило, содержит пять основных частей.
1.Представление.
2.Цель исследования.
3.Попытка заинтересовать респондента.
4.Способы заполнения анкеты.
5.Указание, если необходимо, на анонимность анкеты.
Затем должен идти текст самой анкеты. Сколько вопросов должно быть в анкете? Количество вопросов анкеты должно обеспечивать проверяемость гипотез, сформулированных в программе исследования.
Типология вопросов по содержанию
Останавливаясь на этой типологии, следует формулировать вопросы, как о фактах сознания респондентов, так и о фактах их поведения. Например, если вопрос, хотел бы респондент перейти на другую работу, свидетельствует о его желаниях, то вопрос о том, сколько раз за время своей трудовой деятельности он менял место работы, направлен на выявление конкретных фактов его поведения.
Для определения общей направленности интересов личности, мотивов деятельности, ценностных ориентаций попробуйте составить проективные вопросы, являющиеся одним из видов вопросов о фактах сознания. Здесь респонденту предлагают представить себя в конкретной ситуации выбора и просят указать предпочтительный вариант поведения. Преимуществом такого вида вопросов является его направленность, проективность на конкретную поведенческую установку личности.
Пример.
Представьте, что Вы потеряли свою работу. Будете ли Вы пытаться устроиться на нее вновь?
- Да.
- Нет.
- Не знаю.
Кроме того, типология по содержанию включает вопросы о личности респондента, образующие, как правило, особую часть анкеты, называемую социально-демографическим блоком. Сюда входят вопросы, выясняющие пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие подобные вопросы, связанные с задачами исследования.