МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ. Составитель преподавательСергеенкова Д.С
Факультет экономики
Кафедра менеджмента
Составитель преподавательСергеенкова Д.С.
Обсуждено на заседании кафедры «___» ____________ 200 г.
Одобрено методическим советом
Протокол №___ от «____» ________________ 200 г.
Калининград 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................ …………………….. 4
1. Тематический план дисциплины «Исследование систем управления» 5
2. Методические указания по выполнению контрольной работы……………… 9
3. Варианты контрольной работы....................................... …………………….. 11
4. Задания для контрольной работы................................... ……………………. 12
4.1. Теоретические вопросы для контрольной работы…………………….. 12
4.2. Ситуационные задания для контрольной работы……………………. 15
5. Контрольные вопросы к экзамену ……………………………………………
6. Список литературы.......................................................... …………………….. 34
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина “Исследование систем управления” предназначена для студентов специальности “Менеджмент”.
Целью изучения курса является овладение основными знаниями в области изучения систем управления, овладение основными методами исследования систем управления для того, чтобы уметь наилучшим образом организовать исследования, а также наилучшим образом принимать управленческие решения по повышению эффективности функционирования организации.
Студенты, изучая дисциплину “Исследование систем управления”, познакомятся с основными знаниями в области исследования систем управления, получат знания о научном подходе к исследованию систем управления; познакомятся с многообразием методов исследования; поймут теоретические основы социально-экономических исследований, в том числе математических; методов тестирования; факторного анализа; экспертных оценок. Студенты научатся методам планирования эксперимента и организации исследования систем управления и научатся использовать приобретенные теоретические знания в практических ситуациях.
Дисциплина “Исследование систем управления” призвана способствовать выработке у обучаемых научного подхода к исследованию систем управления, развивать способности к системному подходу при изучении сложных объектов управления, призвана адаптировать обучаемых к работе в изменяющихся социальных и хозяйственных условиях.
Основной задачей дисциплины “Исследование систем управления” является максимальное повышение степени обоснованности принимаемых управленческих решений, направленных на совершенствование системы управления; разбудить и развить у студента творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, мотивировать научный и новаторский подход к управлению; дать знания и навыки практического исследования управления, анализа существующих ситуаций, опирающегося на предвидение и понимание будущего.
Дисциплина раскрывает обязательный минимум содержания профессионального образовательной программы “Исследование систем управления”.
Поскольку у студентов-заочников аудиторные занятия составляют незначительную часть учебного времени, то наибольшее внимание в учебном процессе отводится самостоятельному изучению этого курса. Важной составной частью освоения курса является письменная домашняя контрольная работа, выполняемая студентами-заочниками в межсессионный период с последующим зачетом преподавателем-рецензентом.
Глубокому освоению студентами-заочниками дисциплины «Исследование систем управления» служат (наряду с учебниками) учебно-методические пособия. Их цель - оказание студентам методической помощи в глубоком освоении учебного материала и в выполнении контрольной работы. Этой цели и служит данная методическая разработка.
1. Тематический план дисциплины «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ»
№ п/п | Тема | Основные вопросы | заочная | ||
Лекц- ии | Практ. занятия | Самост. работа | |||
Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека | Понятие исследования. Типология исследований. Характеристики исследования. Исследования в практике управления. Менеджер исследовательского типа. Основные черты менеджера исследовательского типа. | - | |||
Роль методологии в исследовании систем управления | Методология исследования: понятие и практическое содержание. Проблема в методологии исследования систем управления. Процессуально-методологические схемы исследования систем управления. | ||||
Практическая формула диалектического подхода к управлению | Диалектический подход в исследовании систем управления. Принципы диалектического подхода к исследованию. Диалектические методы исследования. Сочетание различных подходов в исследовании. | - | |||
Общенаучные методы в исследовании систем управления | Состав и использование общенаучных методов исследования. Конструирование определений. Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления. Методы классификации, обобщения и типологии. Принципы корректной и эффективной классификации. Методы морфологического анализа. Методы доказательства. Методы моделирования в исследовании систем управления. Полемика как метод исследования систем управления. Общенаучный метод экспериментирования. | ||||
Системный подход в исследовании управления | Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание понятия "система". Система управления как объект исследования. Основные принципы системного подхода. | - | - | ||
Специфические методы исследования систем управления | Состав и классификация специфических методов исследования систем управления. Методы изучения документов. Методы социологических исследований управления. Метод экспериментирования "деловая игра". Метод тестирования. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления. Метод исследования взаимодействия факторов. | ||||
Программа и план исследования | Программа исследования: структура, разработка и содержание. Планирование исследования систем управления. План исследования. Алгоритм. | ||||
Формы и факторы организации исследования | Организация исследования: условия, типы, виды. Технология исследования систем управления. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Образовательно-исследовательские структуры в системе управления. Формирование интегрального исследовательского интеллекта. Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта. | - | - | ||
Диверсификация исследования | Процессы диверсификации исследования: потребность, настоящее, будущее. Состав и система диверсифицированных методов исследования. | - | - | ||
Стадии и этапы исследования систем управления | Состав стадий и этапов исследования систем управления. Принципы определения эффективности исследования систем управления. | - | - | ||
Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления | Разнообразие методов творческого поиска решений в исследовании проблем. Интуиция в деятельности человека. Стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности. Выбор стратегии интуитивного поиска. | - | - | ||
Метод "мозгового штурма" | Содержание метода "мозгового штурма". Использование метода "мозгового штурма". Группа "мозгового штурма". | - | - | ||
Метод синектики в исследовании управления | Понятие и идеи синектики. Операторы синектики. Формирование и деятельность синектических групп. Причины и факторы возникновения идей синектики. | - | - | ||
Методы проектирования концепций | Проектирование концепции. Методы дивергенции, трансформации и конвергенции. Использование методов проектирования концепций и стратегия исследовательского мышления. | - | - | ||
Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса. Метод Мэтчета в исследовании управления | Понятие эффективности исследования и основные факторы ее реформирования. Исследовательский потенциал управления. Принципы обеспечения эффективности исследования. Содержание метода Мэтчета. Режимы мышления. Варианты подходов, суждений, стратегий, тактик, взаимодействий, формулирования понятий и препятствий. | - | - | ||
Фактологическое обеспечение исследования | Понятие факта и его роль в исследовании. Факты и информация. Функции фактов в исследовании. Состав фактов. Система фактов. Фактология. Фактология и научное обоснование явления. | - | - | ||
Оценки в исследовании систем управления | Роль оценивания в исследовании систем управления. Принципы оценивания. Виды оценки параметров управления. Конструирование и использование показателей. Система показателей для исследования управления. | - | - | ||
Креативное образование современного менеджера. Мышление исследователя | Содержание и особенности креативного образования. Отличительные признаки креативного образования. Формулы образования менеджера. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера. Мышление в исследовательской и управленческой деятельности. Типология мышления. Эффективное мышление исследователя. | - | - | ||
всего |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
По содержанию контрольная работа состоит из двух теоретических вопроса и одного задачи ситуационного задания, которые охватывают все основные разделы курса «Исследование систем управления».
Ответы на теоретический вопрос должен быть четкими, конкретными, предельно сжатыми. При решении ситуационных заданий должны быть проведены необходимые расчеты, сделан анализ и оценка эффективности систем управления, сформулированы выводы и разработаны рекомендации по повышению эффективности систем управления исследуемой организации. Ситуации требуют формирования гипотезы, цели исследования, разработки программы исследования систем управления и определения основных направлений повышения эффективности управления. Также должны быть даны конкретные ответы о том, как провести экономические эксперименты на хозяйствующих объектах, социологические и психологические исследования в трудовых коллективах организаций, параметрические исследования.
Задания контрольной работы составлены в 100 вариантах. Выбор варианта контрольной работы определяется по прилагаемой таблице в зависимости от двух последних цифр номера зачетной книжки (шифра) студента.
В таблице по горизонтали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - последняя цифра шифра студента.
По вертикали также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - предпоследняя цифра шифра.
Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с вариантами заданий контрольной работы студента.
Например, шифру 314015 соответствуют вопросы и задачи: 18,33,44.
Раскрывая вопрос варианта, студент должен полностью переписать его в тетрадь( лист), в виде заголовка, а затем излагать ответ на него. Такое же требование к решению ситуационных заданий.
Текст работы пишется на обеих сторонах листов, нумеруются и на них должны быть оставлены стандартные поля для замечаний рецензента.
В конце контрольной работы должен быть приведен список использованных литературных и других источников, поставлены дата и подпись студента.
На первом листе контрольной работы должны быть указаны
- фамилия, имя, отчество студента;
- факультет, курс, группа;
- дисциплина, по которой выполнена контрольная работа;
- номер зачетной книжки студента и номер варианта задания контрольной работы.
3. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Значение предпоследней цифры | Значение последней цифры зачетной книжки | |||||||||
1,66, 4.1 | 11,36, 4.11 | 21,46, 4.21 | 31,56, 4.9 | 41,66, 4.19 | 51,76, 4.7 | 6,61, 4.17 | 16,71, 4.5 | 1,26, 4.15 | 11,56, 4.3 | |
2,67, 4.2 | 12,37, 4.12 | 22,47, 4.22 | 32,57, 4.10 | 42,67, 4.20 | 52,77, 4.8 | 7,62, 4.18 | 17,72, 4.6 | 2,27, 4.16 | 12,57, 4.4 | |
3,68, 4.3 | 13,38, 4.13 | 23,48, 4.1 | 33,58, 4.11 | 43,68, 4.21 | 53,78, 4.9 | 8,63, 4.19 | 18,73, 4.7 | 3,28, 4.17 | 13,58, 4.5 | |
4,69, 4.4 | 14,39, 4.14 | 24,49, 4.2 | 34,59, 4.12 | 44,69, 4.22 | 54,79, 4.10 | 9,64, 4.20 | 19,74, 4.8 | 4,29, 4.18 | 14,59, 4.6 | |
5,70, 4.5 | 15,40, 4.15 | 25,50, 4.3 | 35,60, 4.13 | 45,70, 4.1 | 55,80, 4.11 | 10,65, 4.21 | 20,75, 4.9 | 5,50, 4.19 | 15,60, 4.7 | |
6, 31, 4.6 | 16,41, 4.16 | 26,51, 4.4 | 36,61, 4.14 | 46,71, 4.2 | 56,1, 4.12 | 11,66, 4.22 | 21,76, 4.10 | 6,51, 4.20 | 16,61, 4.8 | |
7,32, 4.7 | 17,42, 4.17 | 27,52, 4.5 | 37,62, 4.15 | 47,72, 4.3 | 2,57, 4.13 | 12,67, 4.1 | 22,77, 4.11 | 7,52, 4.21 | 17,62, 4.9 | |
8,33 ,4.8 | 18,43, 4.18 | 28,53, 4.6 | 38,63, 4.16 | 48,73, 4.4 | 3,58, 4.14 | 13,68, 4.2 | 23,78, 4.12 | 8,53, 4.22 | 18,63, 4.10 | |
9,34, 4.9 | 19,44, 4.19 | 29,54, 4.7 | 39,64, 4.17 | 49,74, 4.5 | 4,59, 4.15 | 14,69, 4.3 | 24,79, 4.13 | 9,54, 4.1 | 19,64, 4.11 | |
10,35, 4.10 | 20,45, 4.20 | 30,55, 4.8 | 40,65, 4.18 | 50,75, 4.6 | 5,60, 4.16 | 15,70, 4.4 | 25,80, 4.14 | 10,55, 4.2 | 20,65, 4.12 |