Достоинство метода наблюдения

• возможность уловить детали данного явления,

• многогранность;

• гибкость метода,

• дешевизна.

Недостатки метода

• качественный (не количественный) характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения;

• редко может быть применен к наблюдению больших совокупностей;

• возможность привнесения определенной доли субъективности в существо метода

• меньшие, чем в других случаях, возможности широкого обобщения результатов исследования.

МЕТОД ОПРОСА

ОПРОС- метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования.

В опросе реализуется взаимодействие двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого выступает опрашиваемый респондент.

Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям.

1- вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач.
2 - необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых.

ВИДЫ ОПРОСОВ

В зависимости от целей, с которыми задаются вопросы, они подразделяются на

• содержательныеи • функциональные.

По содержанию различают вопросы о

· знаниях,

· поведении,

· мнениях,

· установках,

· мотивах,

а в зависимости от предметной специфики изучаемых переменных – вопросы о

· труде,

· досуге,

· политике,

· семье,

· спорте и т.д.


Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью.

Основные виды функциональных вопросов

· вопросы-фильтры,

· контрольные вопросы,

· контактные вопросы.

Необходимость в вопросах-фильтрахвозникает тогда, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от некоторой ее части (носителей информации).
Цель контрольных вопросов- выявить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента. Напр., задается общий вопрос об удовлетворенностью учебой, а затем полученный ответ контролируется вопросами о некоторых частных аспектах удовлетворенности учебой (в частности, о желании сменить институт или специальность). Возможно применение специальных психологических тестов, с помощью которых можно проверить искренность ответов.
• Для установление контакта с респондентом применяются контактные вопросы. Они позволяют отвечающему высказаться на наиболее близкую для него тему, показывают его информированность и компетентность. Это простые вопросы по смыслу и технике заполнения.

По технике заполнения вопросы делятся на

ü закрытые

ü открытые.

Открытые вопросы - это вопросы, на которые респондент формулирует ответ сам. Они не содержат подсказок и готовых ответов. Напр.: Куда вы собираетесь поступать после окончания школы? При помощи открытых вопросов можно собрать более богатую информацию, чем при помощи закрытых. Но они менее удобны для обработки результатов.
Закрытые вопросы - это вопросы, предполагающие наличие готовых вариантов ответов, которые разработаны до начала опроса. Они экономичны в обработке, поскольку позволяют использовать предварительную кодировку ответов.

Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации.

В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основных формыопроса:

анкетирование и • интервьюирование.

При АНКЕТИРОВАНИИ опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника и сам его заполняет
При ИНТЕРВЬЮИРОВАНИИ в роли посредника между текстом вопросника и респондентом - интервьюер.
Интервью Анкетный опрос
Клиническое Фокусированное Прямой Заочный
Интервью - беседа интервьюера с респондентом, проводимая по определенному плану, имеющая целью получение данных.
Прямой анкетный опрос - ответы респондентов на вопросы анкеты в присутствии анкетера.
Свободное интервью - беседа не по строгому, а по свободному плану (путеводителю интервью).
Заочный анкетный опрос - ответы респондентов на вопросы анкеты без присутствия анкетера.
По глубине проникновения в суть проблем различают клиническое (глубокое) и фокусированное интервью. Цель первого - получить сведения о внутренних побуждениях, склонностях опрашиваемого. Задача второго - выяснить реакцию на заданное воздействие.
       

Общие требования, предъявляемые к проведению опроса

• опрос может длиться не более 40 мин., ибо, утомляясь, респондент дает менее полные ответы;
• сложные по содержанию вопросы следуют за простыми, чтобы интерес к опросу постепенно повышался;
• первый вопрос должен быть нейтральным (то есть ни дискуссионным, ни настораживающим);
• трудные вопросы помещаются в середину анкеты;
• вопросы должны быть понятны всем респондентам без исключения;
• сначала вопросом устанавливается факт (событие), в ответе на последующие вопросы заключается оценка факта (события);
• если в анкете появляется новый раздел, необходимо "подвести" опрашиваемого к новой теме (с помощью обращения к респонденту).

По характеру организации ИНТЕРВЬЮ делятся на:

групповые, которые применяются редко (напр., групповая беседа с дискуссией);
индивидуальные, которые, в свою очередь, подразделяются на личные и телефонные.

Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) испрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том/ином социальном факте/явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования).

Для проведения интервью выбирается время, наиболее удобное для респондента. Задача интервьюера (опрашивающего) состоит в том, чтобы максимально непредвзято и объективно зафиксировать ответы, во время опроса создавать благоприятную атмосферу и т.д.

При проведении опроса интервьюеру запрещается:

• изменять формулировки вопросов; • толковать ответы на вопросы; • изменять порядок вопросов в анкете; • пропускать вопросы (если это заранее не оговорено).

ВИДЫ ИНТЕРВЬЮ

от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса

свободное интервью - как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов, применяется на начальной стадии исследования. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования;
глубинное интервью - применяется для выяснения общественного мнения по определенному кругу вопросов. Преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социальног факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлении;
фокусированное (направленное) интервью - изучает общественное мнение о конкретном факте (событии, ситуации). Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку.

Вторым видом опроса является АНКЕТНЫЙ ОПРОС, который предполагает жестко фиксированные порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа.

Вопросы анкетыразличаются:

по содержанию - деление обусловлено характером информации; • по форме.

По форме вопросы делятся на:

открытые - предусматривают свободную форму ответа, • полузакрытого типа (добавление к списку ответов фразы "другие..." - причины, мотивы и т. д.) и • закрытого типа ("нужное подчеркнуть");
прямые (устанавливающие наличие или отсутствие факта) • косвенные (применяют, когда речь идет о мотивах поведения, мнения и др.);
личные и• безличные.

Контроль достоверности информации осуществляется следующими способами:

• контрольные вопросы;
• повторный опрос - панельный (в том же объеме или среди 5 - 10% ранее опрошенных).

Достоверность информации может определяться с помощью т.н. вопросов-ловушек.


ВИДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

По числу опрашиваемых

групповое и • индивидуальное анкетирование.

По месту проведения

анкетирование дома,

анкетирование на работе,

анкетирование в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.).

По способу распространения анкет

раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером);

почтовуюанкету (рассылается по почте);

прессовуюанкету (публикуется в газете или журнале).

• Пример группового анкетирования- опросы школьников в классах. Основное достоинство группового анкетирования - организационная доступность и оперативность опроса.
• При использовании индивидуального анкетированияс помощью раздаточной анкеты анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.
Почтовый опросдостаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей. Слабые стороны - низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%). Не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности.

Публикация анкеты в газетах/журналах активно используется в журналистской практике. Однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет, с другой стороны - необходимость использования очень простых по структуре анкет.
Опрос-молния (опрос-голосование, зондаж общественного мнения). Он применяется при обследовании общественного мнения и содержит обычно всего 3-4 пункта основной (интересующей) информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками респондентов.

По месту проведения опросы

опрос по месту работы

опрос по месту жительства

опрос в специальном месте

Опрос на рабочем месте для многих «категорий респондентов чрезвычайно неудобен, т.к. отвлекает от дел, создает излишнюю напряженность во время интервью. На рабочем месте человек торопится, не в состоянии обдумывать ответы даже на относительно простые вопросы. Его могут отвлекать сослуживцы, их присутствие может помешать полному, откровенному ответу на тот или иной вопрос. Вследствие этого рабочее место не всегда подходит для проведения опроса.
Достоинство опроса по месту жительствасостоит в том, что человек в домашних условиях держится непринужденнее, отвечает с большей охотой, даже если вопросник длинный, более полно и точно. Однако при опросе по месту жительства резко увеличивается время, затрачиваемое на каждое интервью, т.к. возрастает подготовительно-заключительный этап (знакомство, введение в курс дела и т.д.), а также увеличиваются затраты времени на дорогу от одного места интервьюирования к другому. Кроме того, при опросе на дому на ответы респондента могут влиять третьи лица - члены семьи, а это отрицательно сказывается на объективности полученной информации.
Специальное место опроса, куда респондент вызывается заранее или непосредственно перед началом интервьюирования, наиболее удобно для проведения беседы, т.к. оно лишено перечисленных выше недостатков. Это может быть комната отдыха, класс технической учебы и т.д. Основное преимущество опроса в неслужебном помещении - сокращение сроков интервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние третьих лиц, появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса.

Однако окончательное решение необходимо принимать, руководствуясь конкретными условиями, возникающими в каждом отдельном случае.

Большое влияние на достоверность и полноту информации, получаемой с помощью опросов, оказывает ФАКТОР ВРЕМЕНИ.

Его действие проявляется прежде в том, сколько времени может выделить респондент для беседы, в выборе удобного для него времени.

Если интервьюер добивается беседы, напр., с респондентом, только что вернувшимся из ночной смены, с дежурства или из длительной командировки, то возможности получения объективной и полной информации сокращаются.

Качество интервью заметно снижается, если во время беседы респондент занимается домашними делами, убирает рабочее место, служебное помещение или решает какие-либо профессиональные вопросы.

Если в ответ на вашу просьбу об интервью респондент высказал намерение уйти, то не следует принуждать его к беседе, лучше договориться о новой встрече.

Следовательно, для проведения опроса необходимо выбирать время, наиболее удобное для респондента.

Большое значение имеет ИНФОРМИРОВАНИЕ РЕСПОНДЕНТАо целях и значимости опроса. Активность респондента, его готовность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно возрастают, если он видит, что интервьюер не торопится, с интересом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопросы и т.д.

Немаловажно - УМЕНИЕ ИНТЕРВЬЮЕРА (АНКЕТЕРА) ПЛАВНО ПЕРЕХОДИТЬ ОТ ОДНОЙ ТЕМЫ К ДРУГОЙ.


ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВЬЮЕРА (АНКЕТЕРА)на ответы респондента может сказаться в различных направлениях.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы

ü максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента,

ü ставить вопросы тактично, ненавязчиво,

ü в затруднительные моменты проявлять находчивость, быстроту реакции и умение вести разговор в нужном направлении.

Интервьюер во время опроса должен стремиться создать благоприятную атмосферу. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно.

На ход беседы также влияют ВОЗРАСТ И ПОЛ ЕЕ УЧАСТНИКОВ.

Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола, как правило, добивается лучшего результата.

Женщинам-интервьюерам удается получать более искренние ответы, чем мужчинам.

Влияние различия полов в наибольшей степени сказывается на вопросах, затрагивающих принятые в обществе нормы, ценности и т.д. Если респондент и интервьюер разного пола, в ответах респондента намечается тенденция приукрашивать собственное положение, уровень развития и т.д. Поэтому в работе с анкетой, где много вопросов, имеющих целью выяснить ценностные ориентации опрашиваемого, целесообразно, чтобы интервьюер и респондент были одного пола и примерно одного возраста.

Ответы респондента на открытые вопросы будут более откровенными, если интервьюер улыбается собеседнику, поддерживает его рассуждения одобрительными кивками, восклицаниями и т.д.

Результативен опрос, который проводит интервьюер, хорошо знакомый респондентам, пользующийся у них уважением и доверием. Вместе с тем недопустимо, чтобы интервьюер находился в прямых служебных отношениях с респондентом.

Существенное влияние на качество ответов может оказать ПРИСУТСТВИЕ ТРЕТЬИХ ЛИЦ.

Особенно это влияние возрастает при невысоком уровне образования респондента. Эти лица нередко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправляют респондента, уличают его в том, что он говорит неправду, дает неправильные оценки фактам и т.д. Иногда они создают ироническую атмосферу во время беседы, побуждают респондента к несерьезным ответам. Нередко сами респонденты обращаются к присутствующим за помощью, напр., если нужно что-либо вспомнить.

Негативное влияние «третьих лиц» во время опроса очевидно, и их присутствие надо исключить. При необходимости интервьюер должен обеспечить беседу с глазу на глаз.

Основными достоинствами метода ТЕЛЕФОННОГО ИНТЕРВЬЮ является оперативность опроса, низкая стоимость, возможность прямого контроля за работой интервьюера. Вопросы должны быть более краткими и конкретными по сравнению с личным интервью или анкетированием. Не рекомендуется включать в формулировки вопросов длинные перечни ответов.

Социологический эксперимент

ЭКСПЕРИМЕНТ - общенаучный метод получения информации в контролируемых и управляемых условиях; это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями.

Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.

Такова общая логика экспериментального анализа. Она реализуется

ü в натурном,

ü в мысленном экспериментах.

Натурный экспериментпредполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Проводится на малых группах. Подразделяется на лабораторный и полевой
Мысленный (модельный) эксперимент - это манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий. Встречается в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ.

При одинаковой логике поиска причинно-следственных связей процедуры натурного и мысленного экспериментов различны.


Контролируемый (валидный) экспериментпредставляет попытку получить относительно чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат влияния экспериментального фактора.

Выравнивание условий относится ко всем объектам, участвующим в опытах: экспериментальным и контрольным.

Возможны эксперименты без контрольного объекта, повторяющиеся несколько раз. Тогда выравниванию подлежат условия экспериментальных объектов в каждой серии опытов.

Мысленные (модельные) эксперименты позволяют более точно определить стратегию натурного социального эксперимента, но полностью его заменить никогда не смогут. По этому поводу уместно вспомнить слова гения русской науки М.В.Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются основные варианты решения одной социальной проблемы. Добиться чистоты эксперимента - задача очень сложная, т.к. его результат часто искажается воздействием более сильной системы.

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Документальной в социологииназывают любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, кино- или фотопленке, компьютерной дискете или любом другом носителе.

Как правило, под

ДОКУМЕНТОМв социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.

По форме фиксации документы делятся на:

• письменные документы (в форме текста); • статистические данные (цифровая форма); • иконографическая документация (кино-, фотодокументы); • фонетические документы (аудиозаписи).

На основании анализа документов можно судить о:

• политической ситуации; • идеологических установках; • функционировании соц. институтов т.д.

Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ- это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач

Типичным примером анализа текстовых источников может служить изучение научных публикаций и отчетов по проблеме, которое обычно проводится социологом на этапе разработки исследовательской проблемы.

Задача социолога - по содержанию и структуре объекта анализа документа (текста и т.п.) определить характер взаимоотношения в системе, где родился текст.

Наиболее распространенные методы анализа документов:

ТРАДИЦИОННЫЙ (КЛАССИЧЕСКИЙ) АНАЛИЗ - толкование содержания документа социологом.

Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Такой анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания.

Слабостью этого метода является субъективизм.

ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ (КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ) МЕТОДАНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ, или КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - научный анализ документов, а также СМИ.

Методики формализованного анализа основаны на статистическом расчете различных объективных характеристик текста.

Напр., частота публикаций в газете материалов по определенной теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имен, географических названий и т.п.

Объектами исследования в контент-анализе могут быть любые документальные источники, содержащие текст, -

ü книги,

ü газеты,

ü песни,

ü речи,

ü выступления,

ü письма,

ü дневники,

ü ответы на вопросы анкет.

При этом подразумевается, что изучаемая характеристика существует и распределена в некоторой массовой совокупности - слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и др.

Сущность контент-анализа - подсчитать, как отражены в информационном массиве(тексте, аудиозаписи и пр.) смысловые единицы(социальная принадлежность персонажей текста, качества личности, порядок перечисления государственных деятелей, позитивная или негативная позиция автора и т.д.).

Так, тематическую направленность лекции можно определить, если подсчитать частоту употребления в тексте напр., слова "метод" и сравнить ее с аналогичной частотой в других разделах.

В контент-анализе ЕДИНИЦЫ ОТБОРА - слова, фразы, смысловые единицы, отдельные статьи, в выборочных опросах - люди.

Принципиальным моментом в разработке методики контент-анализа является разработка правил соотнесения единиц текста с перечнем категорий анализа. Эти правила оформляются в форме кодификатора. В кодификатор включают не только список наблюдаемых индикаторов, но и данные о самом документе, которые подвергаются кодированию (напр., название газеты, город издания, дата издания, др. характеристики газеты - число страниц, формат...)

К методической, технической стороне контент-анализа относятся такие вопросы:

• формулировка задач • выделение категорий и единиц содержания • сведение грамматич. структур к единым формам • обеспечение сопоставимости полученных данных

Исследование будет тем объективнее, чем тщательнее подготовлен контент-анализ:

• сформулирована система правил • подготовлена математическая программа анализа текста

Наши рекомендации