Недостатки метода наблюдения

Предмет наблюдения

· Вербальное поведение

o Содержание речи

o Продолжительность речи

o Интенсивность речи

o И др.

· Невербальное поведение

o Экспрессия лица, глаз, тела,

o Выразительные движения

o И др.

· Перемещения людей

· Дистанция между людьми

· Физические воздействия

o Касания

o Толчки

o Удары

Преимущества метода наблюдения

· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения

· Оперативность получения информации

· Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

· Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)

· Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения

5) Эксперимент как один из основных методов исследования. Виды эксперимента.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:

· Возможность выбрать момент начала события

· Повторяемость изучаемого события

· Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными.

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты.

6) Метод опроса: виды, особенности опроса.

Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюируемы посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.

К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

7) Метод тестов. Основные виды тестов. Характеристика эффективных психологических тестов.

Психологическое тестирование — термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий. Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д.

Правила организации и проведения психологического тестирования описываются в рамках соответствующей области психологии — психологической диагностики.

Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Виды тестов

· Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого.

· Вербальный тест— тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.

· Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.

· Тесты личности— тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности.

· Тест достижений— стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора.

· Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.

· Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений.

· Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.

8) Моделирование, анализ продуктов деятельности. Биографический метод.

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется.

Моделирование психики - метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в мо-

дели можно выделить след. классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические).

Биографические методы в психологии— способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Биографические методы – качественные методы, которые основываются на принципиальной гипотезе (предположении) о том, что, возможно, восстанавливать и изучать социальную действительность, социальные факты через анализ биографических материалов и событий, сохранённых в них, через оценки, отзывы, мнения и установки. Основа этой гипотезы – факт, что человеческий поступок определён проходом через объективные социальные условия, и это отражается в субъективном феномене сознания.

9) Становление предмета психологии. Проблема метода в психологии.

Предметомпсихологии является некая субъективная реальность, которую можно изучать через вторичные объекты.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Предмет психологии – душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

10) Психика как предмет исследования в отечественной психологии. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

Психика— форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Психика – субъективное отражение объективной реальности.

Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

В отношении перехода от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

1. Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).

2. Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).

3. Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

Развитие психики в онтогенезе

Развитие психики в онтогенезе, то есть от рождения и на протяжении всей жизни, это развитие, которое подразумевает прежде всего развитие личности. Развитие личности в целом определяется как генетическими, так и социально-культурными влияниями. Существует большое количество теорий, которые пытаются объяснить становление личности, ее развитие.

Развитие психики в филогенезе

Понятие "филогенез" в психологии в самом широком смысле рассматривается как процесс возникновения и исторического психики и поведения животных, в более узком — как процесс и исторического развития форм сознания в ходе истории человечества.

Самый общий ответ на вопрос об историческом возникновение психики следующий: психика — результат движения, изменения, р вития материи. Хорошо известно, что движение есть способ материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. существует материи неподвижной, неизменной, пребывающей в абсолютном покое.

Л. С. Выготского - проблема сознания, открытого им для конкретно-научного изучения.

Сознание (и психика вообще) предстало в концепции Л. С. Выготского не как замкнутый мир явлений, открытый только самонаблюдению субъекта (как «непосредственная данность»), а как вещь принципиально иного («сущностного») порядка.

Л. С. Выготский определял психику как активную и пристрастную форму отражения субъектом мира, своего рода «орган отбора, решето, процеживающее мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать». Он неоднократно подчеркивал, что психическое отражение отличается незеркальным характером: зеркало отражает мир точнее, полнее, но психическое отражение адекватнее для образа жизни субъекта — психика есть субъективное искажение действительности в пользу организма. Особенности психического отражения следует, поэтому объяснять образом жизни субъекта в его мире.

11) Мозг и психика.

Нельзя изучать головной мозг человека, игнорируя психику как функцию мозга.

Мозг — центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики.

Психика – субъективное отражение объективной реальности.

Материя первична, психика вторична; мозг и психика едины, но не тождественны. Головной мозг является органом отраже­ния объективной действительности и взаимоотношения организ­ма с окружающей средой. Отражение осуществляется в процессе деятельности человека и лежит в основе ее. При изучении мозга, как и в изучении психики с этих позиций, одним из важнейших вопросов является вопрос о локализации функций в мозгу, т. е. о характере зависимости различных психических процессов, раз­личных форм деятельности как от мозга (и организма) в целом, так и от отдельных его частей.

Наши рекомендации