Примечания. 1 См.: Rudeck W. Geschichte der öffentlichen Sittlichkeit
1 См.: Rudeck W. Geschichte der öffentlichen Sittlichkeit. Jena, 1887. S. 397.
2 Wright Th. The Home of other Days. L., 1871. P. 269.
3 Jöckler O. Askese und Mönchstum. Frankfurt, 1897. S. 364.
4 См.: Wright Th. Ор. cit.; Cabanès. Moeurs intimes du temps passé. Ор. cit. Ser. 2. P. 166. Ср. также: Zappert G. Über das Badewesen in mittelalterlicher und späterer Zeit // Archiv für österreichischen Geschichtsquellen. Wien, 1859. Bd. 21.0 роли кровати в домашнем хозяйстве см.: Coulton G.G. Social Life in Britain. Cambridge, 1919, P. 386, где коротко и ясно говорится о малом числе кроватей и о самоочевидности того, что одна кровать предназначалась для многих людей.
5 Bauer M. Das Liebesleben in deutschen Vergangenheit. В., 1924. S. 208.
6 Rudeck W. Ор. cit. S. 399.
7 Houpton Dr., Balliol A. Bed Manners. L., 1936. P. 93. 8 Конечно, было предостаточно возражений против пижамного костюма. По своей аргументации представляет интерес следующее американское свидетельство («The People», 26.07.1936):
«Strong men wear no pyjamas. They wear night-shirts and disdain men, who wear such effeminate things as pyjamas. Theodore Roosevelt wore nightshirts. So did Washington, Lincoln, Napoleon, Nero and many other famous men.
These arguments in favour of the night-shirt as against pyjamas are advanced by Dr. Davis, of Ottawa, who has formed a club of night-shirt wearers. The club has a branch in Montreal and a strong group in New York. Its aim is to re-popularise the night-shirt as sign of real manhood». («Сильные мужчины не носят пижамы. У них в ходу ночные рубашки, и они презирают тех мужчин, которые надевают пижамы, столь распространенные среди женщин. Теодор Рузвельт носил ночную рубашку. Так же поступали и Вашингтон, и Линкольн, и Наполеон, и Нерон, и многие другие знаменитые мужи. Подобные аргументы в пользу ночных рубашек и против пижам выдвигаются ныне д-ром Дэвисом из Оттавы, создавшим клуб любителей ночных рубашек. У клуба есть отделение в Монреале, а также сильная группа поддержки в Нью-Йорке. Целью его деятельности является популяризация ночной рубашки как признака настоящей мужественности». — А. Р.)Это явно говорит о широте распространения пижамного костюма за короткое время после войны.
Очевидно и то, что с какого-то времени женщины стали все реже носить пижамы. На ее место становится некий дериват длинного вечернего платья, что выражает сходные социальные тенденции, а именно, реакцию против «уподобления женщин мужчинам», равно как тенденцию социального отличия и, наконец, простую потребность в гармонии между вечерним и ночным платьем. Именно здесь хорошо заметно отличие между ночной сорочкой новой формы и ночной рубашкой прошлого, в связи с которой речь выше шла о «неоформленности интимного».«Ночная рубашка» наших дней более напоминает платье.