Институт брака в россии: кризис или трансформация?
Тезисы, вынесенные на обсуждение:
1. «Штамп в паспорте – не панацея для счастливой жизни»;
2. «Только официальный брак гарантирует долгую и счастливую семейную жизнь»;
3. «Браки заключаются на небесах и потому эта тема не актуальна и не интересна»
Самостоятельная работа.
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста.
Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по лекции, решение теста по теме «Семья как социальный институт».
Методические рекомендации:
Студенческая группа делится на три команды. Одна команда предлагает доводы «за», вторая «против», третья («скептики») настаивает на бесполезности обсуждения темы и задает двум командам провокационные вопросы. Оксфордские дебаты – это имитационная игра, вы можете придерживаться любой позиции, но по условиям игры вы должны найти доводы в пользу своей команды.
Первые две команды делятся по следующим ролям: одни презентуют аргументы своей команды в виде выступления-доклада, вторые – опровергают аргументы противоположной команды; третьи – делают выводы из дискуссии и представляют заключительные аргументы своей команды. Время представления позиции составляет 10 минут.
Подсказки командам по темам выступления: юридические вопросы пробного и официального брака; свадьба – пустая трата денег или важное событие?; пробный брак – выход для разочаровавшихся в брачных узах или форма сексуального поведения молодых?; пробный брак – это модно или стыдно?; какой брак более стабилен пробный или официальный?
Команда скептиков задает вопросы после выступления участников. Регламент для вопроса – 1 минута, ответ – 2 минуты.
Жюри – преподаватель и гости, которые также могут задавать вопросы и комментировать выступления и ответы членов команд.
Порядок работы:
1 раунд:
1.Выступление 1 спикера утверждающей команды
2.Выступление 1 спикера отрицающей команды
3. Вопросы команды скептиков
4. Вопросы командам от членов жюри
2 раунд:
1.Выступление 2 спикера утверждающей команды
2.Выступление 2 спикера отрицающей команды
3. Вопросы команды скептиков
4. Вопросы командам от членов жюри
3 раунд:
1.Выступление 3 спикера утверждающей команды
2.Выступление 3 спикера отрицающей команды
3. Вопросы команды скептиков
4. Выступление актива болельщиков в защиту позиций своих команд
Подведение итогов: Голосование, подсчет голосов и определение победителей.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.
«Культура как социальный феномен»
(2 часа)
1. Подходы к определению культуры в социологии. Многозначность понятия «культура».
2. Культура и цивилизация. Основные составляющие культуры: убеждения, верования, ценности и нормы, язык и коммуникации.
3. Взаимодействие культур: аккомодация, ассимиляция, культурный этноцентризм, культурный сепаратизм, аккультурация.
4. Глобальный характер современной культуры и проблемы культурного своеобразия.
5. Типы культур в социологии.
6. Теория культурно-исторических типов: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер (составить сравнительную таблицу)
7. Социокультурная динамика П.А.Сорокина. Три типа культурных суперсистем. Кризис современной культуры и теория конвергенции в концепции П.Сорокина.
Рекомендуемая литература
1. Антонович И.И, Ионин Г.С. Социология культуры. М., 1996.
2) Афанасьев В.В. Историческая социология Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, П.А. Сорокина // Социс. 2005. № 5.
3) Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
4) Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1986.
5) Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2002.
6) Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
7) Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом Истории. М., 2002.
8) Шпенглер О. Закат Европы. М., 1989; Т. 1-2. М., 2004.
9) Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. 2000. № 4.
10) Фромм Э. Кризис психоанализа: очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. СПб., 2000.
Самостоятельная работа.
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.
Для закрепления и систематизации знаний повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, заполнение нижеприведенной таблицы, решение тестов по темам «Концепции и факторы социальных изменений», «Понятие и формы существования культуры», «Культура как фактор социальных изменений».
Составление сравнительной таблицы:
Теория культурно-исторических типов: Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер