Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса
Л. В. Федотова
Социология
МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Допущено Министерством образования Российской Федерации
в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью»
ПИТЕР
Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара
Киев • Харьков • Минск
Рецензенты:
кафедра связей с общественностью МГИМО (У) МИД РФ, д. ф. «., проф. Ю. А. Левада
Ф34 Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов/Л.Н. Федотова. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
ISBN 5-272-00334-9
Почему одно сообщение молниеносно становится массовым и эффективно воздействует на людей, а другое, сколько не тиражируй, остается в «вакуумной упаковке»? Варианты ответа на этот непростой вопрос, над решением которого бились лучшие умы человечества, вы узнаете из этой книги.
Ее автор — известный специалист в области изучения общественного мнения, разработчик ряда утвержденных Министерством образования РФ примерных учебных программ по специализациям «Реклама» и «Связи с общественностью». Эта книга допущена Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью». Однако она выходит за рамки учебного издания благодаря доступности изложения, обилию интереснейших фактов из истории и практики массовой коммуникации, анализу конкретных социологических методик.
Эта книга незаменима для студентов, намеревающихся стать высокопрофессиональными специалистами, будет интересна социологам, PR-менеджерам, журналистам и людям, работающим в сфере публичной деятельности.
ББК 60.557.4я7 УДК 316.77(075)
Содержание
Предисловие ........................................................................................ 6
Часть I ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМК: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД ................ 8
Информация в жизни биологических сообществ................................................... 8
Коммуникация как фактор стабильности и развития социума ..................... 13
СМК и модернизациониые тенденции развития человечества ..................... 18
Глава 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА ................................. 26
Характеристики различных способов передачи информации ....................... 26
Оформление массовой коммуникации как социального института ............ 29
Аудитория СМК............................................................................................................... 35
Содержание процессов коммуникации в массовом обществе ........................ 41
Глава 3. ФУНКЦИИ И РОЛИ СМК.................................................. 46
Функциональный подход к деятельности СМК.................................................. 46
Как «работают» функции СМК: докоммуникативная и коммуникативная стадии .. 55
Воздействие информации на потребителя — посткоммуникативная стадия 73
Глава 4. ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ СМК В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ИНДИВИДА 82
История изучения коммуникации ............................................................................ 82
Эволюция представлений социологов о роли СМК в жизни общества и индивида 88
Отечественная социология СМК в фарватере мировых тенденций ............ 98
Часть II ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМК КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ
Глава 5. СОСУЩЕСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ .....................................106
Государство и его взаимоотношения с СМК....................................................... 106
Законодательная власть и пресса ............................................................................ 114
Исполнительная власть и пресса ............................................................................. 116
Судебная власть и пресса............................................................................................ 120
Глава 6. ПРЕССА И ИНТЕРЕСЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ........................................ 121
Усиление роли политической коммуникации в современном обществе 121
Роль рекламы в презентации политических сил ............................................... 123
Факторы воздействия па электорат........................................................................ 136
Данные опросов общественного мнения как фактор воздействия на электорат 142
Глава 7. СМК И БИЗНЕС ................................................................ 152
СМК как индустрия ...................................................................................................... 152
Пресса и реклама............................................................................................................ 156
Пресса и ПР-структуры............................................................................................... 164
Глава 8. СМК И ИНТЕРЕСЫ АУДИТОРИИ, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ 172
Социальная реклама в СМК ...................................................................................... 172
Интересы Аудитории как фактор деятельности СМК.................................... 176
Личность и СМК ............................................................................................................ 181
Часть III
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗВЕНЬЕВ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА
Глава 9. КОММУНИКАТОР ........................................................... 192
Место исследований о Коммуникаторе в социологии СМК......................... 192
Шарлоттский проект — решение проблемы доверия к СМК ....................... 200
Способы организации СМК в национальных границах ................................. 211
Особенности российской национальной информационной инфраструктуры 224
Глобализация информационных процессов ........................................................ 232