Структурирование курсовой работы
Курсовая работа имеет следующую структуру.
а) титульный лист;
б) оглавление;
в) текст курсовой работы:
– введение,
– основная часть,
– заключение;
г) список сокращений и условных обозначений (при необходимости);
д) словарь терминов (при необходимости);
е) список литературы;
ж) список иллюстративного материала (при необходимости);
и) приложения (при необходимости).
Список сокращений и условных обозначений, список терминов, список иллюстрированного материала и приложения не являются обязательными элементами структуры диссертации.
Титульный лист является первой страницей курсовой работы, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
Оглавление — перечень основных частей курсовой работы с указанием страниц, на которые их помещают.
Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Не допускается сокращать или давать заголовки в другой формулировке. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введениек курсовой работе включает в себя следующие основные структурные элементы:
– актуальность темы исследования;
– степень ее разработанности;
– цель и задачи;
– научную новизну;
– теоретическую и практическую значимость работы;
– предмет и объект исследования;
– методологию и методы исследования;
– гипотезу;
– практическую значимость работы;
– степень достоверности и апробацию результатов.
– структуру работы
Актуальность темы исследования обычно обосновывается по двум направлениям. Так, анализ ситуации в области исследования на базе литературных источников и научно-исследовательских работ позволяет сделать заключение о недостаточной изученности ряда вопросов, а своевременное выполнение исследований позволит ликвидировать эти пробелы. Или, выполненные обучающимся научные исследования позволят решить востребованную практическую задачу на базе полученных в диссертации новых данных.
Степень научной разработанности темы является обязательным элементом введения в курсовую работу. Основной целью данного раздела введения является характеристика научного кругозора обучающегося и формирование круга исследователей, являющихся предшественниками соискателя в данном научном направлении, краткая характеристика их работ и вопросов, нерассмотренных ими в данном направлении исследований.
Кроме того, степень научной разработанности темы определяет место курсовой работы в конкретной области знаний. Степень научной проработанности темы является кратким перечнем пробелов в исследуемой области, потребность восполнения которых и определяет круг задач исследований соискателя.
Степень научной разработанности темы отражается во введении перечислением авторов, имевших отношение к исследуемому вопросу, краткой характеристикой рассмотренных ими вопросов, а также указанием вопросов, которые, по мнению обучающегося, необходимо исследовать. Фамилии исследователей приводятся в алфавитном порядке. В список исследователей включаются наиболее известные ученые, если список получается большим, то можно перечислять не всех, а после перечисления указать «и др.». Если проблема рассматривается впервые и не существует литературных источников по исследуемым вопросам, то это необходимо указать.
Обычно описание степени научной проблемы темы подразделяют на 2-3 подраздела, в которых сначала упоминаются ученые, занимавшиеся данными исследованиями в более ранний период времени, а затем исследователи современного периода. Кроме того, обычно в отдельную группу выделяют зарубежных ученых, исследовавших рассматриваемую проблему.
Цель и задачи исследования определяют направления, по которым обучающийся раскрывает тему курсовой работы.
Цель исследования, поставленная в работе, – это то, к чему стремится обучающийся в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию темы курсовой работы. Целью работы может быть описание нового явления, изучение его характеристик, выявления закономерностей и т.д. Формулировка цели исследований обычно начинается с преамбулы: «разработать..», «установить…», «обосновать…», «выявить…» и т.д.
После формулирования цели формируются задачи исследования (задачи курсовой работы). Задачи исследования определяют основные этапы исследования для достижения поставленной цели. При формулировании задач исследования необходимо учитывать, что описание решения этих задач составит содержание глав и параграфов курсовой работы, названия которых созвучно поставленным задачам. При определении задач необходимо разбить научные исследования на основные этапы и в соответствии с их содержанием сформулировать задачи исследования. Каждому этапу обычно посвящается отдельная задача. В перечне решаемых задач необходимо выделять наиболее крупные без их дробления на более мелкие задачи. Формулировка задач обычно начинается со слов: «исследовать сущность», «уточнить определение», «систематизировать», «проанализировать», «уточнить и дополнить», «обосновать» и т.д.
Научная новизнакурсовой работы считается доказанной, если в исследовании:
– обоснованы новые решения поставленных задач;
– разработаны новые принципы решения задач, исследованы новые явления;
– представлены новые методики.
При представлении научной новизны в диссертационном исследовании обязательно должно быть дано и ее отличие от существующих работ. При этом в понятие «научная новизна» включаются выражения: «в отличие от существующих методов…»; «новая методика, позволяющая эффективно…» и т.д.
Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя. Основным отличием предмета исследования от объекта исследований является то, что предмет исследования является частью объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.
В каждом объекте исследования может быть несколько предметов исследования и концентрация исследователя на одном из них означает, что другие предметы исследования остаются в стороне от интересов исследователя.
Практическая значимость – прикладное значение работы. Доказывая практическую значимость работы, необходимо ответить на вопросы: как в практике журналистике могут быть использованы результаты этого исследования? Кто может их применить в практической деятельности? Курсовая работа в идеале должна стремиться к обоснованию теоретической значимости, т.е. к приращению научного знания в аспекте теоретической разработки проблемы исследования.
Структура работы– описание композиции курсовой работы. Возможно как подробное описание структуры (перечисление всех элементов с указанием названий глав и параграфов – практически дублируется оглавление, но без указания страниц), так и указание на состав (работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений).
При структурировании работы необходимо следовать следующему принципу. Тема исследования в смысловом отношении всегда шире названия каждой из глав, а название каждой главы – шире названия каждого составляющего параграфа. Каждый структурный элемент – конкретный шаг раскрытия темы.
В заключении курсовой работы излагают итоги выполненного исследования, рекомендации, перспективы дальнейшей разработки темы.
Каждую главу диссертации начинают с новой страницы.
Сокращение слов и словосочетаний на русском и иностранных европейских языках оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.11 и ГОСТ 7.12. При использовании специфической терминологии в курсовой работе должен быть приведен список принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Список терминов должен быть помещен в конце текста после перечня сокращений и условных обозначений. Наличие списка терминов указывают в оглавлении. Список терминов оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.