Тематика контрольных работ
1. Социальные проблемы физической культуры в современном обществе.
2. Проблемы социального и профессионального статуса спортсмена.
3. Социальная и профессиональная мобильность специалиста по физической культуре в современном российском обществе.
4. Физическая культура и спорт в системе ценностей современного общества.
5. Социальные проблемы спорта высших достижений.
6. Спортивная элита как социальная группа и ее роль в обществе.
7. Социальные причины развития и распространения «нетрадиционных» видов физкультурной деятельности.
8. Физкультурное образование: статус в системе образования и в обществе.
9. Характеристика спорта как социального института.
10. Спорт и агрессия: социальные проблемы, социологический анализ проблемы.
11. Допинг в спорте как социальная проблема.
12. Современный танец как форма досуга.
13. Социальные проблемы повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры.
14. Олимпийское образование в современном обществе: проблемы и перспективы.
15. Социальный спрос в сфере физической культуры.
16. Коммерциализация спорта, формы ее проявления.
17. Специалист в области физической культуры и спорта в условиях рынка.
18. Отношение к физической культуре и спорту в разных социальных группах.
19. Отношение молодежи к физической культуре и спорту. Место спорта в системе ценностных ориентаций молодежи.
20. Спортивная субкультура.
21. Особенности социализации в спорте.
22. Спорт в сфере проведения досуга.
23. Спортивная карьера. Кризисы спортивной карьеры.
24. Особенности социализации женщин в спортивной деятельности.
25. Социально-философские проблемы современного спорта.
26. Социальная роль тренера в условиях кризиса общества.
27. Гендерные отношения в спорте.
28. Девиантное поведение в спорте и около спорта.
29. Фэйр Плэй в спорте.
30. Социальные особенности и проблемы развития спорта в разных странах мира.
31. Влияние СМИ и массовой культуры на отношение к физической культуре и спорту.
32. Спортивная деятельность как фактор формирование гражданственности и патриотизма.
33. Спорт и государство. Причины и формы вовлечения государства в функционирование института физической культуры.
34. Спорт и религия.
35. Спорт и политика.
36. Социальное самочувствие и спорт.
Учебным планом предусматривается написание контрольной работы по дисциплине. Этот вид письменной работы выполняется по темам выбранным самостоятельно. Перечень тем разрабатывается преподавателем.
Контрольная работа – самостоятельный труд студента, который способствует углублённому изучению пройденного материала.
Цель выполняемой работы:получить специальные знания по выбранной теме.
Основные задачи выполняемой работы:
1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;
2) выработка навыков самостоятельной работы;
3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе.
Задания для контрольной работы
1. Подготовка программы исследования на тему « ».
2. Подготовка вопросов для проведения социологического опроса « ».
3. Схематическая разработка структуры концептуальной модели исследования на тему « ».
Контрольная работа должна быть выполнена в соответствии со следующим планом:
План к пункту 1:
- Выбор темы и обоснование проблемы. Литературный обзор не менее 5-ти источников (можно использовать Интернет-ресурсы).
- Определение объекта и предмета, целей и задач социологического исследования.
- Анализ объекта и выработка гипотез.
- Определение выборки.
- Описание метода исследования.
Описание пункта 1:
Проблема исследования— это сформулированная в теоретических понятиях проблемная ситуация (противоречие) в функционировании социального объекта. Проблема исследования всегда субъективна, так как определяется конкретными личностями (учеными, социологами). Проблемная ситуация — объективна. Она возникает в процессе взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.
Выделяют три типа проблем в социологических исследованиях:
1) теоретическая проблема - для своего решения она нуждается в новых научных знаниях;
2) прикладная проблема - решение лежит в плоскости известных знаний, но требует иных подходов с учетом определенных условий;
3) проблема смешанного типа - предполагает сочетание двух предыдущих.
Объект исследования — это деятельность людей и те условия, в которых она осуществляется. Объектом исследования могут быть различные социальные группы. Нередко в качестве объекта выделяют отдельные стороны деятельности этих групп.
Предмет исследования— это те стороны (свойства, отношения) объекта исследования, которые непосредственно связаны с изучаемой проблемой (проблемной ситуацией) и на которых сфокусирован научный поиск социолога. Чаще всего формулировка предмета исследования социологического исследования включает основной вопрос проблемы. В пределах одного и того же объекта исследования может быть несколько предметов исследования. Например, в рамках конкретного студенческого коллектива в качестве предмета исследования может выступать: дисциплина, социально-психологический микроклимат в группах, ценностные ориентации, социальное самочувствие, гражданские позиции студентов, их досуг и другие показатели.
Выборка исследования - это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности). Социологи считают, что нет, например, необходимости, изучая отношение населения того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить часть, но эта часть должна быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам), важным для исследуемой проблемы. Еслигенеральная совокупность - это множество (совокупность) всех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, товыборочная совокупность - это часть элементов, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения (наблюдения).
Типы выборок в прикладном социологическом исследовании:
1. Эмпирическая выборка - применяется в практике небольших по объему исследований. Подразделяется на виды:
а) стихийная выборка (выбор «первого встречного»);
б) квотная выборка (создается «модель», пропорционально воспроизводящая генеральную совокупность по основным, наиболее существенным признакам);
2. Ввероятностной выборке (или случайном отборе) используются приемы теории вероятности. Основные виды вероятностной выборки:
а) простая вероятностная выборка (простой случайный отбор) - принцип «жребия»;
б) систематическая вероятностная выборка (например, каждый пятый или сотый);
в) серийная (гнездовая) - когда отбираются гнезда (студенческие группы, различные подразделения генеральной совокупности), иногда полярные по исследуемым качествам.
Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является еерепрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать характеристики генеральной.
Любая выборка в большей или меньшей степени отклоняется от генеральной совокупности. Степень этого отклонения принято называтьошибкой выборки.
Задачи исследования бывают различных типов: основные и неосновные. К первым относят те, которые прямо направлены на достижение цели исследования. Назначение вторых — конкретизация, уточнение основных задач, получение побочных, второстепенных выводов.
Гипотеза исследования – это научно обоснованное предположение о социальных фактах, явлениях и процессах, выдвинутое для предварительного анализа исследуемого объекта. Гипотеза определяет направленность социологического исследования и требует подтверждения или опровержения.
По пункту 2:
1. Разработка не менее 20 вопросов.
Описание пункта 2:
В конкретном социологическом исследовании используются различныеметоды сбора информации:
1) изучение документов в трех его формах: традиционный анализ документов, количественный метод - контент-анализ и комбинированный метод;
2) опрос в его разновидностях, среди которых: анкетный опрос, интервьюирование, экспертный опрос, социометрический опрос, тестирование;
3) социологическое наблюдение, включая эксперимент как наблюдение в искусственно созданных условиях.
Анкеты по структуре могут быть самых различных видов и форм. Вводная часть анкеты содержит цель опроса.
Вопросы подразделяются:
- закрытые – разновидность формулировки вопроса, содержащая возможные варианты ответов, из которых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать один или несколько вариантов.
- открытые – в которых присутствует только побудительная часть.
По пункту 3:
Схема разработки концептуальной модели должна включать все вышеперечисленные указания в схематическом варианте. Вместе с тем студенты должны учитывать все особенности концептуального вида моделей. Формирование концептуальной модели предмета социологического исследования - ключевой этап разработки теоретико-методологического раздела программы исследования. Это этап, на котором происходит теоретическое самоопределение социолога-исследователя, когда он выбирает уже существующую объяснительную схему, адаптирует ее с учетом поставленной прагматической задачи и особенностей конкретной исследовательской ситуации или предлагает свой вариант теоретической объяснительной схемы.
Критерии оценки контрольной работы
В случае выполнения всех требований по оформлению работы и полного соответствия содержательной части работы она может быть зачтена студенту без устного доклада, при этом студент набирает максимально 15 баллов.
Итоговая сумма баллов складывается исходя из оценки по двум критериям – Доклад и содержание, а так же структура и оформление работы.
В результате выполнения контрольной работы студент может набрать от 22 до 30 баллов, за счёт суммирования баллов по двум критериям.
Доклад и содержание | Структура и оформление | ||
Характеристика | Баллы | Характеристика | Баллы |
Имеет общее представление о предмете исследования. | Конспектирование до 5 рекомендованных печатных источников. Определение объекта и предмета. Разработка менее 20 вопросов. Объём контрольной работы составляет 10 страниц. Выполнение минимальных требований по оформлению работы. | ||
Имеет общее представление о предмете исследования, называет основные данные исследования с незначительными ошибками. | Конспектирование 5 печатных рекомендованных источников. Разработка не менее 20 вопросов. Определение объекта и предмета социологического исследования. Объём контрольной работы составляет 10 страниц. Выполнение минимальных требований по оформлению работы. | ||
Имеет общее представление о предмете исследования, называет основные данные и характеристики предмета исследования без ошибок. | Реферирование 6 рекомендованных печатных источников. Определение объекта и предмета, целей и задач социологического исследования. Используются различные методы сбора информации. Разработка не менее 20 вопросов. Объём контрольной работы составляет 10 и более страниц. Оформление работы соответствует требованиям. Имеются ссылки в тексте на литературные источники. | ||
Даёт достаточно полное описание предмета исследования, называет основные данные и характеристики предмета исследования без ошибок. | Реферирование 6 рекомендованных печатных источников, а так же использование электронных ресурсов. Определение объекта и предмета, целей и задач социологического исследования. Анализ объекта. Используются различные методы сбора информации. Разработка не менее 20 вопросов. Объём контрольной работы составляет 10 и более страниц. Оформление работы соответствует требованиям. Имеются ссылки в тексте на литературные источники. | ||
Даёт описание предмета исследования. Называет основные данные и характеристики предмета исследования без ошибок. Анализирует динамику развития. Анализирует современное состояние и перспективы развития. | Реферирование до 10 рекомендованных печатных источников, а так же использование электронных ресурсов. Определение объекта и предмета, целей и задач социологического исследования. Анализ объекта и выработка гипотез. Используются различные методы сбора информации. Разработка не менее 20 вопросов. Объём контрольной работы составляет 15 страниц. Оформление работы соответствует требованиям. Имеются ссылки в тексте на литературные источники. | ||
Даёт полное развёрнутое описание предмета исследования. Анализирует динамику развития, выделяет и характеризует факторы. Анализирует современное состояние и перспективы развития. | Реферирование 10 рекомендованных печатных источников. Определение объекта и предмета, целей и задач социологического исследования. Анализ объекта и выработка гипотез. Определение выборки. Используются различные методы сбора информации. Разработка не менее 20 вопросов. Оформление работы соответствует требованиям, имеется иллюстративный материал в виде рисунков и таблиц. Объём контрольной работы составляет 15 страниц. Оформление работы соответствует требованиям. Имеются ссылки в тексте на литературные источники. | ||
Даёт полную характеристику предмета исследования. Анализирует динамику развития, выделяет и характеризует факторы. Анализирует современное состояние и перспективы развития. | Реферирование 10 рекомендованных печатных источников, а так же использование электронных ресурсов. Определение объекта и предмета, целей и задач социологического исследования. Анализ объекта и выработка гипотез. Определение выборки. Используются различные методы сбора информации. Разработка не менее 20 вопросов. Оформление работы соответствует требованиям, имеется иллюстративный материал в виде рисунков и таблиц. Объём контрольной работы составляет более 15 страниц. Ссылки в тексте на литературные источники соответствуют списку литературы. | ||
Даёт полную характеристику предмета исследования. Анализирует динамику развития, выделяет и характеризует факторы. Анализирует современное состояние и перспективы развития. Активно использует наглядные примеры из литературы и практической деятельности. | Реферирование более 10 рекомендованных печатных источников, а так же использование электронных ресурсов. Определение объекта и предмета, целей и задач социологического исследования. Анализ объекта и выработка гипотез. Определение выборки. Используются различные методы сбора информации. Разработка не менее 20 вопросов. Оформление работы соответствует требованиям, имеется иллюстративный материал в виде рисунков и таблиц, приложения и дополнительный материал. Объём контрольной работы составляет около 16 страниц. Ссылки в тексте на литературные источники соответствуют списку литературы. | ||
Даёт полную характеристику предмета исследования. Анализирует динамику развития, выделяет и характеризует факторы. Анализирует современное состояние и перспективы развития. Активно использует наглядные примеры из литературы и практической деятельности. Рассматривает предмет в междисциплинарных связях. |
Вопросы для промежуточной аттестации
1. Анализ концепций социологии физической культуры и спорта в трудах отечественных ученых.
2. Анализ игровой теории Й. Хейзинги «Человек играющий: исследование игрового элемента в культуре». Элитарная концепция спорта Х. Ортега-и-Гассета.
3. Анализ понятий «фитнес», « физическая культура», «здоровый образ жизни», «спортивный стиль жизни».
4. Социализации в сфере спорта высших достижений (на примере известной спортивной личности).
5. Социокультурные стереотипы, формирующиеся в ходе спортивной социализации.
6. Классификация социальных групп в сфере физической культуры и спорта.
7. Самооценка своего социального статуса, социальных ролей, социального престижа, социальных ожиданий и социальных притязаний.
8. Спорт и социальное неравенство (гендерные проблемы).
9. Спорт высших достижений как особая сфера деятельности элиты.
10. Университетская модель высшего профессионального физкультурного образования в обществе.
11. Социальные проблемы физкультурного образования.
12. Спортсмены-любители и спортсмены - профессионалы как социальные группы.
- Проблемы социального и профессионального статуса спортсмена.
- Социальная и профессиональная мобильность специалиста по физической культуре
15. в современном российском обществе.
- Физическая культура и спорт в системе ценностей современного общества.
- Социальные проблемы спорта высших достижений.
- Спортивная элита как социальная группа и ее роль в обществе.
- Социальные причины развития и распространения «нетрадиционных» видов физкультурной деятельности.
- Физкультурное образование: статус в системе образования и в обществе.
- Социальные проблемы повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры.
- Олимпийское образование в современном обществе: проблемы и перспективы.
- Социальный спрос в сфере физической культуры.
- Отношение к физической культуре и спорту в разных социальных группах.
- Отношение молодежи к физической культуре и спорту.
- Спортивная субкультура (на примере спортивной команды, или известной личности).
- Особенности социализации в спорте.
- Социальная роль тренера в условиях кризиса общества.
- Гендерные отношения в спорте.
- Девиантное поведение в спорте и около спорта.
- Социальные особенности и проблемы развития спорта в разных странах мира.
- Влияние СМИ и массовой культуры на отношение к физической культуре, спорту и спортсменам.
- Спортивная деятельность как фактор формирование гражданственности и патриотизма.
- Вопросы статуса социологии физической культуры в содержании высшего физкультурного профессионального образования.
- Основные проблемы, разрабатываемые в отечественной социологии физической культуры.
- Игровое начало в спорте (по Й. Хейзинге).
- Социокультурное содержание физической культуры и спорта как социального феномена.
- Динамика социокультурного содержания физической культуры и спорта в ХХ веке.
- Ценностные ориентации молодежи в сфере физической культуры в современном российском обществе.
- Формирование инфраструктуры физической культуры в России в новых социально-экономических условиях.
- Физическая культура в образе жизни разных социальных групп.
- Проблема Фэйр Плэй в спорте (по В. С. Родниченко).
- Социальная дифференциация и формирование интересов в сфере спортивной деятельности.
- Характеристика существующего социального спроса в сфере физкультурных услуг. Прогнозы и перспективы.
- Культурно-обусловленная социализация и формирование отношения к физической культуре и спорту.
- Экстремизм как разновидность девиантного поведения. Физическая культура и спорт как средства социальной профилактики девиантного поведения.
- Возникновение и развитие концепции высшего профессионального физкультурного образования.
- Современная модель высшего профессионального физкультурного образования. Социологическая характеристика.
- Характеристика профессиональных спортсменов как особой социальной группы.
- Особенности спортсменов как социальной группы (по результатам конкретных социологических исследований).
- Социальные истоки гендерной проблематики в спорте и гендерные проблемы профессиональных отношений в спорте.
- Самоидентификации женщин в современном обществе и физкультурная деятельность.
- Спорт и средства массовой информации.
- Влияние занятий физической культурой и спортом на социальное самочувствие спортсменов-любителей и спортсменов-профессионалов (по результатам конкретных социологических исследований).