Тематика контрольных работ. I. Методические рекомендации к выполнению контрольных работ

I. Методические рекомендации к выполнению контрольных работ

Для первоначальной ориентации по выбранной теме прочитайте соответствующие главы учебников, статьи по данной теме, поме­щенные в Психологическом сло­варе, Словаре-справочнике по психодиагностике. Статьи Психологического словаря и Словаря - справочника по психодиагностике раскрывают не только сущность рассматриваемого психологического явления, но и указывают на методики, с помощью которых можно исследовать это явление. Кроме того во всех пособиях можно найти список работ по рассматриваемой проблеме.

В связи с тем, что данный курс «Психодиагностика» имеет выраженную практическую направленность, для выполнения контрольной работы по избранной теме Вам необходимо подобрать соответствующие теме психодиагностические методики, провести с их помощью исследование. При изучении психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых) необходимо обследовать трехреспондентов разного возраста, пола, профессиональной принадлежности. При изучении личностных свойств(темперамента, характера, ценностных ориентаций, способностей), особенностей взаимодействия с другими людьми, поведения исследование проводится с одним респондентом.

Контрольная работа должна включать в себя:

1. Краткое обоснование выбора темы контрольной работы: актуальность темы, цели и задачи работы.

2. Краткое описание изучаемого психического явления.

3. Описание применяемых методик.

4. Описание результатов обследования.

5. Выводы по полученным результатам.

6. Список литературы.

7. Приложения (материалы обследования).

Контрольная работа должна быть выполнена на листах стандартного размера 210х297. Работа пишется от руки или печата­ется на компьютере. При выполнении контрольной работы долж­ны быть соблюдены следующие правила оформления:

1. Титульный лист оформляется по требованиям ГОСТа.

2. Обязателен план раскрытия темы (содержание), которому должно соответствовать содержание работы.

3. В оформлении следует выделять заголовки частей (разделов) работы.

4. При переписывании текста не допускаются сокращения за исключени­ем общепринятых.

5. Цитаты нужно заключать в кавычки и давать ссылку на источник.

6. В конце работы помещается перечень использованной литературы. Как правило, библиографический список включает в себя те работы, которые изучены и на которые дается ссылка в тексте.

7. Текст работы должен быть сброшюрован. Страницы нужно пронуме­ровать, для замечаний рецензента следует оставить поля.

Советы студентам.

· Будьте функционально грамотны.

· Продемонстрируйте умение найти литературу, зафиксировать в ней самое существенное.

· В изложении будьте кратки и лаконичны - слишком большой объем контрольной работы свидетельствует о неумении осмыслить материал. Еще хуже простое переписы­вание текстов из учебника или других источников, т.к. оно показывает, что Вы умеете читать и писать, но отнюдь не думать.

· Позаботьтесь о том, чтобы содержание работы соответствовало теме, поставленной задаче; выбранная методика была предназначена для изучения именно того психического явления, которое обозначено в теме работы.

· Записи должны читаться легко, не используйте произвольные и не принятые в научной литературе сокращения.

· Проявите настоящую самостоятель­ность при проведении исследования.

· Продумайте логику изложения хода исследования и представления выводов по его результатам.

Примерные планы выполнения отдельных контрольных работ

Тема: Изучение темпераментных особенностей личности взрослого человека.

1. При обосновании выбора темы контрольной работы необходимо сказать, что темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к этой проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. В соответствии с этими положениями выдвигается цель работы и обозначаются задачи.

2. Раскрывая сущность темперамента, необходимо обратить внимание на то, что темперамент определяет типичные реакции человека на те или иные жизненные ситуации, а соответственно и реакции окружающих на его поведение. Далее нужно дать определение этому свойству личности человека и выделить основные свойства темперамента. Можно кратко представить историю развития учений о темпераменте. Следующим шагом является представление кратких характеристик основных типов темпераментов.

3. При характеристике методик изучения темпераментных особенностей человека необходимо акцентировать внимание на том факте, что одним из основных требований исследования данного свойства личности – это совпадение диагноза по двум или нескольким методикам. Далее даются характеристики таким исследовательским методикам как: «Опросник темперамента» Я.Стреляу, 3-ФЛО, 16-ФЛО (за исключением факторов В), методика «Акцентуации характера» Леонгарда (факторы с IV по X).

4. Следующий шаг работы связан с проведением исследования при помощи выбранных методик. Вы должны выбрать для обследования взрослого человека, который будет Вашим респондентом. Объясните ему его задачу. На заранее подготовленных Вами листах с заданиями он должен их выполнить. Прочитайте внимательно материалы по технологии обработки полученных данных. Следуйте инструкции. Необходимо представить полученные результаты, дать им анализ, сделать выводы.

5. Не забудьте о списке используемой литературы.

6. В обязательном порядке создайте приложения. Включите в них все материалы обследования.

Тема: Изучение мотивационной сферы людей разных профессий.

1. При обосновании выбора темы контрольной работы необходимо сказать, что мотивы и мотивация лежат в основе стимуляции или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения. Мотивация

определяет содержательную направленность профессиональной деятельности человека. От ее характера зависит качество и продуктивность деятельности. В соответствии с выдвинутыми положениями определите цель работы, обозначьте задачи.

2. Раскрывая понятия «Мотив» и «Мотивация», свяжите данные явления с понятиями «Потребность», «Направленность», «Мотив-цель». Можно кратко представить основные психологические теории мотивации. Необходимо остановиться на характеристике мотивации трудовой деятельности.

3. При характеристике методик, направленных на изучение мотивационной сферы взрослого человека, необходимо разделить их на несколько групп в зависимости от изучения содержательной основы мотивации. Если изучается профессиональная направленность, то берется методика «ДДО». Если изучаются интересы и склонности личности, то используется методика «Карта интересов». Если поставлена задача изучить сферу ценностных ориентаций личности, то используется методика М.Рокича или «ЦОЛ». Если ставиться задача выявить особенности мотивации работника при выполнении им трудовых заданий, то рекомендуется использовать методику Смекала-Кучера или методику К. Замфир в модификации А. Реана.

4. Следующий шаг работы связан с проведением исследования при помощи выбранных методик. Вы должны выбрать для обследования взрослого человека, который будет Вашим респондентом. Объясните ему его задачу. На заранее подготовленных Вами листах с заданиями он должен их выполнить. Прочитайте внимательно материалы по технологии обработки полученных данных. Следуйте инструкции. Необходимо представить полученные результаты, дать им анализ, сделать выводы.

5. Не забудьте о списке используемой литературы.

6. В обязательном порядке создайте приложения. Включите в них все материалы обследования.

Тематика контрольных работ

1. Исследование особенностей памяти у людей разных профессий.

2. Исследование особенностей внимания у людей разных профессий.

3. Исследование особенностей мыслительной деятельности у людей разных профессий.

4. Изучение особенностей нервной системы взрослого человека.

5. Изучение эмоционально-волевой сферы взрослого человека.

6. Определение уровня нервно-психической устойчивости личности взрослого человека (методика «Прогноз»).

7. Определение уровня нервно-психической неустойчивости личности взрослого человека.

8. Изучение темпераментных особенностей личности взрослого человека.

9. Психодиагностическое исследование поведения людей в конфликтных ситуациях (методика К.Томаса).

10. Изучение мотивационной сферы людей разных профессий.

11. Психодиагностическое исследование ценностных ориентаций взрослого человека (методика ЦОЛ).

12. Психодиагностическое исследование ценностных ориентаций взрослого человека (методика М.Рокича).

13. Выявление уровня субъективного контроля – локуса контроля (методика М.Рокича).

14. Определение выраженности стремления к риску (опросник Г.Элерса).

15. Изучение профессиональной направленности личности работника (методика В.Смекала, М.Кучера).

16. Изучение личности человека с помощью 16-факторного личностного опросника Р.Кеттелла.

17. Выявление акцентуаций характера у взрослого человека.

18. Определение уровня развития коммуникативных и организаторских умений у людей разных профессий.

19. Изучение самооценки и уровня притязаний у людей разных профессий.

20. Диагностика межличностных отношений в трудовом коллективе с помощью социометрических методов исследования.

21. Психодиагностика личности взрослого человека с помощью графической проективной методики «Автопортрет».

22. Психодиагностика личности взрослого человека с помощью графической проективной методики «Несуществующее животное».

23. Психодиагностика личности взрослого человека с помощью графической проективной методики «Дом. Дерево. Человек».

24. Диагностика внутрисемейных отношений с помощью графической проективной методики «Рисунок семьи».

25. Изучение особенностей родительского отношения с помощью методики А.Я.Варга и В.В.Столина.

26. Выявление профиля личности при помощи методики Т. Лири.

27. Изучение характерологических особенностей личности с помощью экспресс-диагностики (опросник Айзенка- Шмелева).

28. Изучение склонностей к профессиональной деятельности (методика ДДО).

29. Выявление индивидуально-типологических особенностей у взрослых людей с помощью проективной графической методики «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

30. Изучение отношений родителей к различным сторонам семейной жизни (методика PARI).

Литература

4.1. Список основной литературы

1) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник / Л.Ф.Бурлачук. – СПб.: Питер, 2005

2) Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук. – СПб.: Питер, 2004

3) Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Под ред. Э.В.Островского. – М.: Вузовский учебник, 2007.

4) Романова Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С.Романова. – СПб.: Питер, 2005.

5) Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.

6) Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник. – М., 2001.

4.2. Список дополнительной литературы

1) Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. материалы к курсу «Общ. Психология»: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-ов. – М.:Просвещение. 1989.

2) Ильин Е.П. Способности и склонности: какова природа их связи: Диагностика познавательных способностей. – Ярославль, 1986.

3) Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. -

4) Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Под ред. А.Ф.Кудряшова/ - Петрозаводск, 1992.

5) Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

6) Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. – М.: Владос. 2001.

Наши рекомендации