Тема 6. Личность и общество
Тема 1. Социология как наука об обществе.
1.Дайте определение предмету социологии
______________________________________________________________________
3.Напишите основные пять методов социологии (с расшифровкой)
______________________________________________________________________
6.Подберите для каждой науки определение, стоящее в правой колонке. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.
наука | определение | № |
1.психология | Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, продолжительность жизни | |
2.социология | Производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг | |
3.экономика | Поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания | |
4.демография | Прошлое человечества, события и факты | |
5.история | Взаимодействие социальных групп, социальная структура общества |
Тема 2. История социологии
1. Социология стала рассматриваться как самостоятельная наука
А.во времена Древней Греции
Б.в 19 веке во Франции
В.в средние века
Г.В 20 веке
2.Установите соответствие между авторами и их работами
К. Маркс | «Самоубийство» |
Э.Дюркгейм | «Протестантская этика и дух капитализма |
М.Вебер | «Капитал» |
3. Напишите определения и авторов:
- «позитивизм» - ___________________________________________________
_________________________________________________________________
- «понимающая социология» - ________________________________________
__________________________________________________________________
- «социальный органицизм» - _______________________________________
__________________________________________________________________
- «географическая школа» - __________________________________________
__________________________________________________________________
«символический интеракционизм» ____________________________________
__________________________________________________________________
Социологические исследования
1.Понятие «закрытый вопрос» означает: ______________________________
_____________________________
2. Понятие «открытый вопрос» в социологическом опросе означает: _______
_____________________________
3. Контент-анализ — это____________________________________________
______________________________
Социальная стратификация общества.
1.Как измерить основные компоненты стратификации:
Богатство __________________________________________
Власть __________________________________________
Образование _____________________________________
престиж профессии __________________________________________________
2.Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы
1.Мобильность-это социальные перемещения людей в обществе? | |
2.Перемена профессии – пример вертикальной мобильности? | |
3.Повышение квалификации - пример горизонтальной мобильности? | |
4.Принятие другого гражданства – пример горизонтальной мобильности? | |
5.Образование является лифтом социальной мобильности? | |
6.В целом молодые более мобильны, чем пожилые? | |
7.Мобильность - это движение только наверх? | |
8.Пол влияет на вертикальную мобильность? | |
9.Во времена социальных кризисов мобильность усиливается? |
3.В июне 2011г. пенсионер из Калифорнии выиграл в лотерею $141млн. Сделает ли это его представителем высшего класса? Свой ответ объясните.
______________________________________________________________________
Социальные институты
1.Какие основные социальные институты существуют в обществе?
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Опишите этапы институализации
____________________________________________________________________________
3.Что такое нуклеарная семья?
____________________________________________________________________
4.Какой тип семьи сегодня преобладает в обществе и почему? (аргументы из науч.литературы!!!!)
__________________________________________________________
6. Заполните таблицу Признаки социальных институтов
ИНСТИТУТЫ | СИМВОЛЫ | ОСНОВНЫЕ РОЛИ | учреждения | КОДЕКСЫ |
ИНСТИТУТ СЕМЬИ | ||||
ИНСТИТУТ вашей специальности (по которой обучаетесь) | ||||
ИНСТИТУТ АРМИИ | ||||
ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ | ||||
ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ |
Тема 6. Личность и общество
Задание 2. Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы
1.Социализация присуща не только человеку, но и животному? | |
2.Обучение может быть у животных? | |
3.Социализация заканчивается в зрелом возрасте? | |
4.Социализация включает освоение социальных ролей? | |
5.Младенец-это личность? | |
6.Дальние родственники агенты социализации? | |
7.Агенты первичной социализации - учреждения и предприятия? | |
8.Взросление - практическое овладение правами и обязанностями, предписанными данному статусу? |
4.Напишите определение, социализация это
__________________________________________________________
5.Поведение человека или группы людей в обществе, которое не соответствует установленным социальным нормам или нарушает их, называется в науке:
1. вызывающим
2. деструктивным
3. отклоняющимся(девиантным)
4. нестандартным
9.Какие формальные положительные санкции вам известны?
______________________________________________________________________
10.Какие формальные положительные девиации вам известны?
__________________________________________________________
Задание 11.
В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Надо установить какому понятию слева соответствует приведенное определение, указав нужный номер.
№ | понятие | № | содержание |
Статус | Статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени | ||
Социальный статус | Социальное положение человека в обществе | ||
Личный статус | Несовпадение рангов статуса либо противоречие прав и обязанностей | ||
Общественное разделение труда | Функциональная связь статусов и ролей на основе специализации труда | ||
Статусный набор | Совокупность всех статусов данного индивида | ||
Приписываемый (Прирожденный) Статус | Положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы. | ||
Достигаемый статус | Модель поведения индивида | ||
Ранг | Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его | ||
Несовпадение статусов | Положение, которое человек занимает в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам | ||
Главный статус | Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию свободному выбору либо благодаря удаче и везению | ||
Роль | Место статуса в иерархии |