Феноменологическая социология (Щюц, Гарфинкель, П. Бергер и Т. Лукман)
Стр. 107-111
Одним из главных подходом в субъективистском взгляде а социальную структуру является феноменология. Это течение появилось в 60-нач 70-хх годов XX века.
Основателем феноменологии был Эдмунд Гуссерль( 1859-1938). Одной из шлавных черт ф. подхода в философии было введение понятия «феноменологической редукции» , смысл которого заключается в имплицитном предположении о том, что мир вокруг нас есть творение нашего сознания. Мир, который мы воспринимаем, становится миром внутри нас.
Альфред Щюц( 1899-1959) один из учеников Гуссерля попытался соединить в своем подходе симлолический интеракционизм и феноменологию в главной своей работе «Феноменология социального мира». А.Щюц считал. Что используя метод ф. редукции, мы приходим к «потоку опыта», который является основным путем проявления «феномена»- объекта нашего осознания- через чувственное восприятие. Наше восприятие объекта может сказать только о том.что есть . «Обозначивая» объект, именую его, придавая ему значение, мы входим с ним в контакт. Этот переход от чувственного опыта к логическому упорядочению и определению( значимым объектам), который сначала производится в сознании отдельного индивида, а затем- во взаимодействии между индивидами, и является стержнем ф. социологии.Согласно Щюцу, способ которым мы создаем значения вне «основного потока» чувственного опыта, состоит в процессе типологизации- создания однородных классов опыта. Способом типологизации мы создаем то, что Щюц называл «значимым контекстом», - совокупность критериев, посредством которых мы организуем чувственный опыт. Используя эти критерии, я «перерабатываю» воспринимаемые объекты. «Значимый контекст» - снова организуется через процесс типологизации в «запас знаний»- это не знания о мире , а новый мир созданный в моем сознании. Переход от личности к обществу у Щюца происходит следующим образом. На определенной стадии развития индивидуальный «запас знаний» должен быть «разделен» с другими людьми. Совмещение различных миров осуществляется на основе «само собой разумеющихся понятий», создавая «Живой мир».
Попытка построения феноменологической теории общества представлена в работе Питера Бергера и Томаса Лукмена «Социальное конструирование реальности». «Само собой разумеющиеся» значения продолжают рассматриваться как основа социальной организации, но авторы обращают внимание на значения, вырабатываемые совместно и стоящие как бы «над индивидом». Общество. Таким образом, оказывается социальным окружением индивида, которое он сам создает, внося в него определенные ценности и значения, которых впоследствии и придерживается.
Феноменология породила этнометодологию, для которой значения- ценности, нормы, верования и т.д.- не являются неизменными элементами, «атомами» ситуационного окружения действующего лица. Они также изменяются, устанавливаются, умирают, имеют внутреннюю структуру. Первой важной идеей становится поэтому утверждение об «имманентности индекстности значения», проявляющегося в зависимости от контекста. Таким образом, невозможно рассматривать ни одно значение как «само собой разумеющееся». Следующая значительная идея касается отношения речи к действию и ситуации- «рефлективности». Рефлексивность означает совокупность усилий, употребляемых нами для корректировки «индексности» и установления социальной стабильности. Гарольд Гарфинкель в своих «Исследованиях по этнометодологии» совмещая понятия рефлексивности и индексности сделал вывод о том, что поддержание впечатления социального порядка есть никогда не прекращающаяся деятельность, т.к это происходит автоматически.
Предметом этнометодологии явл. Организация организация практической повседневной деятельности в современных развитых обществах. Попытка понять «нормальность» в повседневности.( анализ повседневного разговора Гарфинкеля).
.
70. Формирование новой экономической культуры общества.