Феноменологическая социология: Гарфинкель, Щюц, Бергер, Лукман.

Феноменология.родоначальник – Гуссерль (1859-1938). Представитель направления – Шюц. «Смысловое строение соц мира» 1932г.

Ш. исх из положения Вебера о соц.действии. Это такое действие, кот.осмысленно и ориент. на др. Мотивы, интересы, цели…задают смысл в/д. Возникает ?: что такое смысл соц в/д? Ш. критикует В. За то, что он просто постулирует его наличие и отождествляет с целью соц.действия, но не объясняет. В. не ставит вопрос о том, как констр-ся смысл в пассивных пр-ссах памяти, в ходе кот мы накапливаем рез-ты соц действий и превращаем их в свой соц.опыт, на осн.кот-го и констр соц реал-ть.

По Ш., н иссл-ть повседневность! Сц не м.претендовать на объек-ть, если не б.заниматься повседн. (=жизненным миром), из которого она вышла. + иссл-ть как происходит пр-сс созд-я объективных соц стр-р, соц фактов, явл-й. (это происх в пр-ссе в/д!) Жиз мир – мир чел-ой непоср жизни, где люди в/д (мир чувств, стремл, желаний, воспомин, планов)Мир им смысл. стр-ру, т.к. люди в/д сознательно. Предметом фен сц явл пр-сс приобретения чел-ом соц опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Мир интерсубъект (он уже соц орг-ан). Смысл означ., что м/у 2 ед-цами опыта(феноменами) возникает связь, кот им значение д/обеих. Смысл лежит вне феноменов.

Гарфинкель. (р.1917) Этномет – это и теор, и практич исслед-е мд-ов, кот пользуются люди когда конституируют реальность мира повседневности. Мд исп-ся сознательно, рук-сь здравым см. (= «общей к-рой»), т.е. знан о соц стр-рах, кот сущ-ют в дан об-ве/гр. Самое распр.действие – рутинное, не обдум.это практич действие. Люди уже знают как надо себя вести. У них есть фоновые ожид-я. «Общ.к-ру» мы получаем путем типизир-я. Так возник институциональные формы. Превращение повседн в рутину – осн соц пр-сс. Э-гов интерес не то, почему люди соверш дейс-я, а как. => н.собрать контекст (все детали в/д) 1. документал мд интерпретации (поиск образца, для кот феномен явл-ся типичным примером) 2. проблема индексации Инд-ые выражения – сужд., значимые только д/уч-ков в/д. Путем разруш-я нормал повседн сит, э-г ищет мд, кот польз-ся люди д/конституир соц реал-ти.

Социальный конструктивизм - Питер Бергер и Томас Лукман:«Социальное конструирование реальности» (1966). Институты возникают посредством опривычивания действий (хабитуализации).“Институцион-ция им место, поск-ку привыч действия взаимно типизируются типичными деятелями”. Инст-ты осущ-ют контроль над дейс-ми людей. Инст-ция делает чел-ие действия взаимно предусматриваемыми. Б. и Л.: Каким образом знание, которое вырабатывает, опосредует и сохраняет общество, явл-ся для люб чел-а несомненной “действительностью”? К.о. сущ-ет т.н. обыденное знание? Ответ - тезис о “социальном конструировании реальности”. Соц порядок возн путем инст-ции сп-бов поведения. Он обусловлен передачей обязательных знаний в пр-ссе соц-ции, кот закрепляются повседневными соц взаимод-ми. Цель соц конструктивизма - выявл путей с пом кот индивидуумы и гр людей принимают участие в создании воспринимаемой ими реал-ти. Рассм пути создания людьми соц феноменов, которые институц-ся и превращаются в традиции. Социальноконструируемая реал-ть- постоянно идущий, динамич процесс; реал-ть перевоспроизводится людьми под влиянием её интерпретации и знаний о ней. Люб знание происходит и поддерживается за счёт соц взаимоотн-й. Люб челов-е типологии, системы ценностей и соц-е образования представл-ся людям как часть объек-ой реал-ти.

Инстит-ция социального мира обнаруживается только когда не все члены об-ва обладают одинак соц опытом. Об-во пост находится в такой сит, т.к. в нем происходит смена поколений. Поэтому каждое об-во вырабатывает способы легитимации социальной реальности. 4 уровня лег соц реал: 1. Первичное знание .Ссылки на очевидность, на “то, что известно всем” 2. Теор постулаты в рудиментарной формепрагматичные выск-я, связ с вып конкретных действий: пословицы, нравственные императивы, народ мудрость, сказки, легенды. 3.Явные теории легитимацииОтносятся к “институциональным секторам” соц-ого действия и представляют собой “дифференцированную систему знания”. н-р, школа, церковь- разная инф. 4. Символические универсумыУпорядочивает социальную реальность, интегрирует все ее части. Например: «социальная рыночная экономика», «реально существующий социализм», “христианская западноевропейская культура”, «гражданское общество». + “постмодерн” или “рациональность”, которые выступают с претензией на всеобъемлющее объяснение всего и вся.

Наши рекомендации