Теоретические основы социологии повседневности (А. Щюц, Л. Бергер и Т. Лукман, Э. Гофман)

Социология повседневности - область микросоциологии, связанная с анализом практик, взаимодействий и культурной организации повседневной жизни; Основа: симв.интеракционизм, феноменология и этнометодология.

А. Шютц - основоположник феноменологической социологии. Феноменологов интересует то, как соц. феном. субъективно воспринимаются на уровне сознания людей.

Щюц ("Смысловая структура социального мира" - 32):

Использовал понятие "жизенный мир" (= интерсубъективная реальность)- т.е. мир, который предшествует объективирующей научной рефлексии, мир чувствований, сомнений, человеческой непосредственности, обыденного сознания и здравого смысла. Только понятия жизненного мира обладают подлинным смыслом. С их помощью передается знание о социальной реальности.

Общ-во - явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов в процессах межиндивидуальной коммуникации. Объективность вещей, действий, событий - естеств. установка индивид. сознания.

Задача социологии - проанализир. донаучные представления о социальной действит. Имеющиеся соц. знания надо вынести за скобки, совершить феноменологич. редукцию (еще одна задача социологии). Предметом социальных наук является собственное представление о себе, своих действиях, смыслы индивидуального действия и обмен подобными смыслами, что и конституирует социальное.

2 уровня конструктов по Щюцу:

1. Те, котор. развиты и используются в жизненном мире.

2. Те, котор. разработаны и исп-ся в социальных теориях.

Л. Бергер и Т. Лукман. Повседневность рассматривается как некий мыслимый образ реальности, воспринимаемый индивидами как реально существующий, в рамках которого они строят свою дальнейшую деятельность. Реальность повседневной жизни представляется индивиду как интерсубъективный мир, который он разделяет с другими индивидами. В ситуации лицом-к-лицу индивид постигает другого посредством схем типизации; она же - база для становл. культуры.

Социальная структура – это вся сумма типизаций и созданных с их помощью повторяющихся образцов взаимодействия.

Процесс обозначения (сигнификация) - сознание индивидом знаков; через знаки складываются устойчивые образцы культуры.

Язык - представляет собой наиболее важную знаковую систему человеческого общества. Язык типизирует переживания и опыт, позволяя распределить их по более широким категориям, в терминах которых они приобретают значение для других индивидов.

Схемы повседневности закладываются при взаимодействии и языковых коммуникациях. Социальный запас знания включает знание ситуации и ее пределов, предоставляет схемы типизации, необходимые для большинства обыденных дел повседневной жизни.

Э. Гофман - продолжатель идей феноменологической социологии (Шютц, Гарфинкель) и символического интеракционизма (Мид, Блумер).

Основная идея: поведение людей, в частности норма и патология, объясняются формами организации повседневного опыта и общения – фреймами, из которых «смонтирована» социальная жизнь и которые позволяют интерпретировать поведение других людей.

Гофман проанализировал ситуации повседневной жизни, стремясь обнаружить структуры, которые невидимо ими управляют.

Фрейм – матрица возможных событий и ролей, делающих их возможными. Фреймы в основном это правила или законы, определяющими взаимодействие (состоит из элем., объед. в систему).

Перходы м/у фреймами - «ключи» и «переключения». Это сигналы, которые позволяют индивиду переопределить ситуацию в новом фрейме, понять, что ситуация предыдущего фрейма закончена.

Ритуалы — это один из ключевых механизмов, с помощью которых повседневной жизни и социальному миру в целом придается упорядоченность и прочность.
Это правила повседневной жизни.

Межличностное общение все более приобретает характер «представления собственного Я другим», аналогично театральному действу. Это драматургическое действие возможно только в случае интеракции лицом-к-лицу и со-присутствия участников взаимодействия. Общая деятельность участника социальной ситуации называется представлением. Тот, кто в центре внимания участников ситуации - актер, остальные – наблюдатели или соучастники. Актеры исполняют действия, называемые Гофманом рутиной – предустановленные образцы действия, которые разворачиваются в ходе представления. В течение исполнения рутины актер представляет себя в идеализированном виде.

Команда –совокупность индивидов, объединенных представлением одной рутины.

Основными чертами командного представления выступают:

- Способность любого участника представления прервать его, если оно происходит неподходящим путем,

- Расчет каждого участника на правильное ведение представления другими участниками,

- Необходимость для каждого участника поддерживать установленное описание ситуации для аудитории и впечатления единства описания для других участников – эта причина и есть основа социальных связей.

Актеры не всегда обязаны следовать роли, но всегда должны создавать хорошее впечатление и соответствовать ситуации

Наши рекомендации