Изкаких компонентов состоит понятие «политическая культура»? Какие типы политической культуры существуют?

______________________________________________________

3. Какие функции выполняет политическая культура?

______________________________________________________

4. Как соотносятся понятия «политическая культура» и «политическая система»?

______________________________________________________

5. Дайте ценностную характеристику политических идеологий, объясните различия между ними.

______________________________________________________

6. Политические идеологии – это особый способ объяснения человеком мира политики, в основе которого лежат ценности. Именно через сложившиеся в сознании человека ценностные представления возникает его стремление понять и объяснить окружающий его мир. Идеологии вырастают из политических учений, но обращены всегда к массам. Поэтому они состоят из двух уровней. Первый уровень задает направленность объяснению политической реальности, а на втором происходит политический выбор человека.

О каких уровнях идет речь?

______________________________________________________

7.Идеологии формируются в политических учениях тогда, когда возникают какие-либо организационные структуры (институты), которые обеспечивают распространение в массах нужных им (структурам) политических взглядов. Назовите эти институты.

______________________________________________________

8.Превращение ценностей в политические убеждения – это путь от теории к практике. Способствует он сплочению людей или разъединению?

______________________________________________________

9.Выделите правильные утверждения.

а) Консерватизм – тип политической культуры.

б) Политическая культура – это понятие более узкое, чем политическая идеология.

в) Всего существует пять типов политической идеологии: фашизм, либерализм, консерватизм, коммунизм и социал-демократия.

г) В условиях подданнической политической культуры политическая активность отдельных людей или отсутствует, или очень низкая.

д) Политическая субкультура – это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, противостоящих доминирующей политической культуре.

е) Обязательным признаком индивидуального политического сознания является поверхностность.

ж) Социал-демократия – это форма государственного правления.

______________________________________________________

10. Политическая культура, по сути, является гуманитарным измерением политики. Она влияет на протекание политического процесса в обществе, повышая или, напротив, снижая вероятность согласования различных групповых интересов, а следовательно, и стабильность общества.

В политическом процессе всегда существуют и сталкиваются политические идеи двух основных типов: а) те, что выражают интересы и позиции различных социальных групп в обществе («представительские»); б) глобальные («мироустроительные») идеи, выступающие как конкурирующие между собой политические проекты «лучшего будущего». Эти два типа идей не заменяют друг друга, а взаимодополняют. Если политика превращается только в конкурс глобальных идей, то политическая культура теряет способность соизмерять высокие идеи («высшие смыслы») с запросами человеческой повседневности. Если же политические идеи выполняют лишь функцию представительства групповых интересов, то это грозит потерей ценностных ориентаций и превращением политической культуры в сугубо прагматическую.

Согласны ли вы с таким пониманием гуманитаризации политики?

Мотивируйте свой ответ, опираясь на выделенные в тексте понятия.

______________________________________________________

11. «Представим себе, - пишет в своей книге «Политическая культура и лидерство в советской России» Роберт Такер, - в стране Х большинство граждан убеждены, что правительственные чиновники, берущие взятки, поступают дурно, но те, несмотря на это, взятки все-таки берут».

«Что считать политической культурой данного общества: убеждение граждан или поведение чиновников?» – задается вопросом автор и тут же сам отвечает.

Какой ответ следует ожидать?

______________________________________________________

12. Интересное заявление сделал член президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев. Обращаясь к другим партиям, он заявил: «Когда мы будем понимать, что вы придерживаетесь таких базовых ценностей, как демократия и суверенитет, тогда мы ослабим нашу жесткую схватку, и вы когда-нибудь у нас выиграете».

Что вы можете сказать по поводу данного заявления?

______________________________________________________

13. В интервью газете «Известия» от 13 февраля 2008 г. В.Познер во время своего путешествия по маршруту «Одноэтажной Америки» Ильфа и Петрова говорит: «Последние несколько лет в России наблюдается растущий антиамериканизм, причем не на правительственном уровне, а на массовом. Зачем лукавить, во второй половине ХХ века в России по отношению к Америке развился комплекс неполноценности».

Разделяете ли Вы точку зрения Познера по поводу «растущего антиамериканизма» и комплекса неполноценности» россиян? Мотивируйте свой ответ.

____________________________________________________

14. Секуляризация политического знания, освобождение его от теологии началось в эпоху Возрождения и привело к тому, что политика обрела собственное бытие. Начало этому процессу положили два убежденных антимонархиста и антиклерикалиста, исторически отделенные друг от друга столетием.

Отделите их имена от остальных.

а) Т. Гоббс;

б) Б. Спиноза;

в) Н. Макиавелли;

г) Ф. Бэкон.

________________________________________________________

2. 6. Мировая политика и международные отношения

1.В Уставе ООН записано, что ООН преисполнена решимости:

а) избавить грядущие поколения от бедствий войны;

б) жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи;

в) отстаивать свободу и справедливость как фундаментальные принципы международных отношений;

г) утвердить веру в равноправие мужчин и женщин;

д) не допускать применения вооруженных сил иначе, как только в целях защиты государства – члена ООН, подвергшегося агрессии со стороны другого государства.

Необходимо выделить те положения, которые, на ваш взгляд, не соответствуют целям ООН и, следовательно, отсутствуют в Уставе.

______________________________________________________

2. Правовую базу взаимоотношений Европейского Союза и России образует «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» (СПС), вступившее в силу в декабре 1999 г. Оно содержит следующие ключевые положения:

а) Россия не является больше страной с государственно-управляемой торговлей;

б) ЕС отказывается от определения России как страны с нерыночной экономикой;

в) ЕС в тесном контакте с Россией будет укреплять сотрудничество в области правосудия и охраны правопорядка;

г) выражается готовность сторон изучать вопрос о способности России соответствовать тем требованиям, которые предъявляются странам-кандидатам на вступление в ЕС;

д) Россия согласна сблизить требования своего торгового законодательства и иные нормативные правила с теми, что существуют в ЕС;

е) отношения между Россией и ЕС не могут быть вырваны из общего контекста внешней политики Запада и России.

Какие из этих положений не отвечают интересам России, а потому не могут содержаться в «Соглашении»?

______________________________________________________

3. Следуя традициям международных отношений, Российский МИД сделал заявление о своей позиции по проблемам тибетского сепаратизма.

Какая из перечисленных ниже позиций в наибольшей степени отвечает национальным интересам России?

а) тибетский народ имеет право на самоопределение;

б) Тибет – неотъемлемая часть Китая;

в) проблема Тибета – внутреннее дело КНР;

г) Россия осуждает компартию Китая за уничтожение тибетской национальной культуры (в Тибете разрушено 6 тыс. монастырей).

______________________________________________________

4. Существенным признаком международной организации является…

а) создается на основе …права, защищающего интересы отдельного государства и международного сообщества в целом;

б) создается на основе международного договора, как между государствами, так и межправительственными организациями. Существует множество различных типов международных договоров (назовите их);

в) целью любой международной организации является объединение усилий государств в различных областях. Приведите примеры.

______________________________________________________

5. Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной и других областях.

Приведите примеры известных вам международных организаций области, отдельных отраслях мирового хозяйства, финансов и торговли, культуры, спорта, здравоохранения, военном деле, религии, экологии и т.д.

______________________________________________________

6. Общепринято считать основными субъектами мировой политики государства и союзы государств. Однако в настоящее время наблюдается объективная тенденция расширения участников международных отношений. Назовите их.

______________________________________________________

7. Одной из существенных черт современных международных отношений является их многоуровневость. Принято выделять следующие уровни международных организаций: глобальный, региональный, надрегиональный. Приведите примеры.

______________________________________________________

8. В мире существуют такие международные организации, которые выступают на мировой арене и как структуры ООН, и как самостоятельные организации, например: ВОЗ, МВФ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ЮНКТАД. Расшифруйте эти названия.

______________________________________________________

9. Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует ряд категорий. Установите соответствие.

Категории Определения понятий
1. Внешняя политика. 1. Совокупная деятельность государств (двух или более) на международной арене.
2. Международная политика. 2. Деятельность государства на международной арене, регулирующая взаимоотношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности.
3. Межгосударственная политика. 3. Совместная деятельность объединенных политических субъектов и нескольких государств. Субъектами этой политики являются национальные государства.
4. Транснациональная политика. 4. Система отношений между государствами, их органами и представителями.
5. Мультинациональная политика. 5. Сфера международной деятельности негосударственных актов или субъектов.

Какую из перечисленных категорий политики называют «мировой политикой»?

______________________________________________________

10. Ее можно определить следующим образом: это совокупная политическая деятельность основных субъектов международных отношений; интегрированный интерес, выраженный ООН и др. законными органами и организациями мирового сообщества. О чем идет речь?

______________________________________________________

11. Причины территориальных (межгосударственных, межэтнических) конфликтов:

1. Претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон;

2. Претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств.

3. Несоответствие государственных границ языковым и территориальным границам проживающих там этносов.

4. Возвращение на историческую родину ранее депортированных народов.

5. Разделение народов между разными государствами.

6. Стремление к полной государственной независимости путем выхода из страны проживания.

В соответствии с указанными причинами из перечисленных ниже государств (народов) составьте пары конфликтующих стран:

Абхазия, Азербайджан, Армения, Грузия, Индия, Израиль, Ирак, Канада, Кашмир, Квебек, Кипр, Китай, Кувейт, Нагорный Карабах, Палестина, Пакистан, Польша, Россия, Северная Осетия, Тибет, Турция, Украина, Чечня, Эстония, Япония.

2. 7. Политические идеи. Авторы

1.О ком идет речь?

а) наиболее разумной формой государственного устройства считал республику;

б) сочувствуя народу, одновременно испытывал страх перед движением низов, а потому изменения в обществе мыслил в виде «революции сверху»;

в) католическую церковь называл «гидрой фанатизма», видя в ней опору феодального деспотизма;

г) его почитали как некоронованного короля Европы благодаря своему огромному влиянию на развитие европейской общественно-политической мысли, он вызывал к себе интерес царствующих особ и получал приглашения ко двору;

д) пользовался большой известностью в России, был избран почетным членом Российской Академии наук;

е) имя его стало нарицательным, этим именем называют и сегодня людей, близких к нему по своему умонастроению, хотя жил он в XVIII веке.

______________________________________________________

2. О ком идет речь?

а) имея дворянское происхождение, он выступал за парламентскую республику;

б) не отрицал существование Бога, но критиковал религию, при этом считая ее важным средством государственного управления;

в) не лишен был юридических иллюзий, утверждая, что идеальные законы способны изменить ход истории;

г) с особой симпатией относился к России, к русской культуре и высказывал оптимистические суждения о будущем русского народа;

д) в своем основном сочинении выступал как основоположник географической школы, считая, что каждый строй обусловлен географическими причинами, климатом, почвой, величиной территории и т.д.

е) родился в конце XVII века, а умер в середине XVIII века.

______________________________________________________

3. Коммунитаризм – одно из новых идеологических течений, возникших на Западе в конце XX века. Его основные идеи:

а) обоснование общественного идеала братства во всех его аспектах;

б) отрицание главных политических идеологий современности;

в) трансформация капитализма в социализм;

г) идея солидарности трудящихся и эксплуатируемых классов;

д) идея делового сотрудничества между рабочими и предпринимателями.

Ваше мнение?

______________________________________________________

4. В 70-ые годы XX века консерватизм трансформируется в неоконсерватизм и получает теоретическое обоснование в работах…Чьих?

а) Ф. Хайена;

б) М. Фридмена;

в) Р. Оуэна;

г) Э. Берка.

______________________________________________________

5. «Буржуазные революции победили под лозунгом свободы и равенства. Но французские революционеры не заметили, что лозунги свободы и равенства мирно уживаются только на плакатах, что последовательное осуществление одного ставит границы реализации второго» (В. Шейнис). Объясните смысл высказывания.

______________________________________________________

6. В результате исследований западные политологи выдвинули рад обоснованных тезисов:

1. Чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам развития;

Если Вы разделяете эту точку зрения, то ответьте на вопрос: какие социальные слои общества по своему положению и объективным интересам составляют опору демократического режима?

2. Материально обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).

Как это можно объяснить?

______________________________________________________

7. Чикагская школа политических исследований дала миру целую плеяду ученых, получивших мировую известность: Ч. Мерриам, Г. Моргентау, К. Ясперс, Р. Дарендорф. Один из них по праву считается классиком современной политической науки, другой является основателем школы «политического реализма». Выделите их из общего списка.

______________________________________________________

8. Он – автор всемирно известной книги, которая называется «Золотая книга», столь же полезная, как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом его острове…» Весь мир знает название этого острова. Назовите его. А все дальнейшее вам будет полезно узнать.

Жил он в Англии в XV-XVI вв. Избирался в парламент, но навлек на себя гнев короля и был заключен в Тауэр. Спустя много лет после освобождения, он вновь приближен ко двору. Назначается спикером палаты общин, затем лордом – канцлером Англии. Обладая независимым характером, не шел на компромиссы даже с королем. Когда король Англии, поссорившись с Римским папой, стал претендовать на роль главы английской церкви, он не одобрил этого и подал в отставку. Был обвинен в государственной измене и публично казнен в 1535 году. Католическая церковь причислила его к лику святых.

А мир его знает как автора знаменитой «Золотой книги». Да чем же она знаменита?

______________________________________________________

9. Следующее высказывание принадлежит всемирно известному мыслителю Средневековья. Прочитав текст, вы тоже его узнаете. Назовите его и объясните такую позицию автора: «…как свидетельствуют примеры всей истории, учредителю и законодателю республики необходимо предполагать всех людей злыми и всегда склонными обнаруживать свою испорченность, как скоро к тому представится удобный случай».

______________________________________________________

Список литературы

Основная

1. Аверкомби Н. и др. Социологический словарь. - М., 2005.

2. Бабосев Е. М. Практикум по социологии. - Минск, 2005.

3. Веренко И. С. Конфликтология. - М., 2005.

4. Радугин А. А., Радугин Г. А. Социология.- М., 2005.

Дополнительная

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования.- 1992.- №4.

2. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова.- М., 1991.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М., 1992.

4. Андреева Г. М. К вопросу об отношениях между микро - и макросоциологией. - М., 1994.

5. Андреев Ю.П., Коржевская Н. М. и др. Социальные институты, содержание, функции и контроль.- Свердловск, 1989.

6. Американские буржуазные теории управления. - М., 1978.

7. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи.- М., 1996.

8. Андреев Э.П. Введение в социологию: Учебное пособие.- М., 1997.

9. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М.,1992.

10. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебное пособие для вузов.- М., 1995.

11. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. - М., 2001.

24. Вебер М. Избранные произведения/ Под ред. Б. Н. Давыдова.- М., 1990.

12. Гидденс Э. Социология.- М., 1999.

13. Громов М. К. Общественное мнение. История и современность.- М., 1998.

14. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений.- М., 1967.

15. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов.- М., 1985.

16. Запрудский Ю. Г. Социальный конфликт. - Ростов-н/Д, 1992.

1. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Пособие для студентов вузов.- М., 1994.

18. Ионин Л. Г. Социология культуры. - М., 2000.

19. История теоретической социологии.- Т. 1.- М., 1997.

20. Кола Д. Политическая социология. - М., 2001.

21. Кравченко А. И. Основы социологии. - М., 1998.

22. Кукушкина Е. И. Русская социология Х1Х – начала ХХ века.- М., 1993.

23. Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги.- М., 1995.

24. Левада Ю. А. Социальная структура и социальные группы // Лекции по социологии.- М., 1969.

25. Лафонтен О. Общество будущего. Политика реформ в изменившемся мире.- М., 1990.

26. Липсет С. Политическая социология. Американская социология.- М., 1972.

27. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики.- М., 1989.

28. Михальская А. К. Русский Сократ. - М., 1996.

29. Миелзер Н. Социология. - М., 1998.

30. Монтескье Ш. О духе законов // Избр. произведения.- М., 1958.

31. Основы социологии: Курс лекций / Отв. ред. А. Г. Эфендиев.- М., 1993.

32. Политология: Краткий энциклопедический словарь. - Ростов-на/Дону, 1997.

33. Пригожин А. И. Социология организаций.- М., 1980.

34. Пронин С. В., Давыдов А. П. и др. Социальные конфликты в современном обществе.- М., 1993.

35. Смелзер Н. Социология; Пер с англ.- М., 1994.

36. Социология: Учебник для вузов /В. Н. Лавриненко, Н. А. Нортов.- М., 1995.

37. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие/ Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев и др.- М., 1996.

38. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество.- М., 1992.

39. Сорокин К. Э. Геополитика современного мира и Россия // Политические исследования.- 1995.- №1.

40. Социология молодежи: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова и др.- М., 1993.

41. Социология труда: Учебник / Под ред. Н. И. Дряхлова и др.-М., 1993.

42. Токвиль А. Демократия в Америке.- М., 1992.

43. Учебный социологический словарь / Под ред. С. А. Кравченко.- М., 1997.

44. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. - М., 2000.

45. Харчева В. Г. Основы социологии.- М., 1998.

46. Шаран П. Сравнительная политология; Пер. с англ.- Ч. 1.- М., 1992.

47. Штомпка П. Много социологий для одного мира //Социологические исследования.- 1991.- №2, С. 21-22.

48. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.- Самара, 1995.

Лит-ра по политологии

3. Бражник Г. В. , Блохин И. А., Ломовцева В. Г. Политология: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Бражник.- М., 2005.

5. Гаджиев К. С. Политология. - М., 2005.

6. Кривогуз И. М. Политология: Учебник. - М., 2005.

7. Курс политологии: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.,2005.

8. Панацирин А. С. Политология: Учебник. - М.,2005.

9. Политология (конспект лекций в схемах) /Автор - сост. Р. Т. Мухаев, А.В. Земцов. - М., 2005.

10. Пугачев В. П. , Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.,2005.

12. Федосеев А. А., Сирота Н. М. Политология: Пособие для подготовки к экзаменам. - СПб.,2006.

29. Дарендорф Р. О будущем партии // Политология вчера и сегодня.- М., 1992.

30. Зеркин Д. П. Основы политологии. - Ростов-на /Д, 1996.

46. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для студентов юридического и гуманитарного факультетов. - М.,2001.

47. Основы политологии: Краткий словарь. - М., 1993.

52. Пугачев В. П. Политология: Справочник студента.- М., 1999.

Учебное издание

Наши рекомендации