Однодетная» семья: причины
Лабораторная работа №1
Тема: Демографические проблемы в современной России.
Однодетная» семья: причины
Во все времена семья постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и учёных, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами.
Существует различные определения семьи. Это такие, как:
В словаре русского языка С.И. Ожегова семья - это группа живущих вместе близких родственников.
По определению А.Г. Харчева семья, - это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на современном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. Нас больше всего интересует определение семьи с юридической точки зрения:
Семья — группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности. Поскольку отношения между членами семьи регулируются нормами семейного права, они называются семейно-правовые и базируются на конституционных нормах. Такое определение мы находим в учебном пособии Т.С. Зубкова, Тимошина.
Методологическая часть программы
1.1 Формулировка и обоснование проблемной ситуации.
Согласно статистике, однодетных семей в настоящее время в России около 34 %..
Рост семей с одним ребенком частично связан с кризисными ситуациями и отсутствием необходимой помощи семьям, Семья ограничивается одним ребенком, если супруги не уверены в экономической ситуации и стабильности работы на рынке труда.
1.2 Обзор литературы по выбранной теме исследования.
Поиск материалов по выбранной теме исследования производился по материалам периодической печати, статистическим отчетам, результатом уже проведенных исследований по схожей тематике, интернету и т. д.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по экономической теории, статистике, демографии, а также методологические материалы Госкомстата России, монографии и научные статьи связанные непосредственно с проблемами демографической ситуации в России таких авторов, как Андреев Е., Андрюшина Е.В., Архангельский В.Н., Вишневский А.Г., Галимов Ш., Громыко Г.Л., Гундаров И.А., Данишевский К., Кириченко С.И., Кислицына О.А., Мак-Дональд П., Октябрьский П.Я., Рыбаковский О.Л., Шевяков А.
1.3 Определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования: однодетная семья.
Предмет исследования: воспитание единственного ребёнка.
1.4 Постановка цели и задач исследования.
Целью данной лабораторной работы выявить особенности семей воспитывающих единственного ребенка.
Задача исследования – разработка рекомендации семьям воспитывающим единственного ребенка.
1.5 Определение и операционализация понятий.
Операционализация понятий всоциологическом исследовании. One рационализация понятий — это специфическая научная процедура установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием. Это не только переход от одного типа знания к другому, теоретического к эмпирическому, но и переход от одного средства получения знания к другому, от концептуального аппарата исследования к его методическому инструментарию.
Независимо от предмета исследования, будь то управление и планирование, социальное развитие трудового коллектива, социальная структура советского общества, профессиональная ориентация молодежи, общественное мнение или образ жизни, любая программа, связанная с приложением методов измерения и эксперимента, будет требовать проведения процедуры операционализации. Более того, указанная процедура является обязательным условием построения системы социальных показателей — исключительно важной для социологов задачи, связанной с решением практических задач планирования и прогнозирования социальных явлений и процессов. Операционализация понятий не тождественна операциональным определениям. Операциональное определение — это прежде всего логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, обязательная предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением и оп-
ровержением. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Это разработка новых средств фиксации данных — индексов и шкал, то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это поиск эмпирических показателей, а не их использование.
Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так, при построении индекса осуществляются следующие операции: перевод понятия в показатели (используются как операциональные, так и неоперациональные определения, например описательные); перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы, и если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индексов на надежность и обоснованность). Простейшим примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов к числу всех возможных выборов, сделанных в группе. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый показатель — взаимные выборы — и средство регистрации — простой подсчет.
Многие социологи-практики представляют себе перевод понятий в показатели как перечисление полного набора признаков, характеризующих изучаемый объект. Иногда полагают, что результатом такого перевода должна быть совокупность существенных признаков. Однако образовать систему эмпирических показателей — это вовсе не значит найти совокупность признаков, хотя бы и существенных.
Указанное истолкование процедуры перевода понятий в показатели, во-первых, оставляет вне поля зрения проблему средств фиксации признаков изучаемого объекта и тем самым не обеспечивает возможности сбора эмпирических данных, а во-вторых, значительно упрощает структуру часто довольно сложных социологических понятий, сводя ее к набору признаков. Однако сформировать систему показателей — это значит указать не только эмпирические показатели (в роли которых в социологическом исследовании могут выступать существенные или отличительные признаки), но и средства нх фиксации — индексы и шкалы. Кроме того, для построения системы показателей сложных социологических понятий требуется разработка промежуточной концептуальной модели, в которой каждая абстракция выступает не в виде совокупности отличительных признаков, а в виде совокупности существенных отношений.
1.6 Формулировка гипотезы.
Гипотеза исследования. Современные российские семьи испытывают необходимость в помощи со стороны специальных государственных и муниципальных служб вследствие ряда социально-экономических, педагогических и психологических проблем:
• материальная проблема;
• педагогические проблемы в воспитании детей;
• жилищная проблема;
• проблемы со здоровьем;
• наркомания;
• безработица;
• алкоголизм.
Задачи исследования. Проверка сформулированности гипотезы требует решения следующих задач:
1) выявить наиболее актуальные социально-экономические, педагогические и психологические проблемы современной российской семьи;
2) проранжировать по степени значимости выбранные проблемы;
3) проанализировать зависимость проблем от специфики возрастного состава семьи, социального статуса, материального достатка.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности социального педагога и специалиста социальной работы, а также в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.
1.7 обоснование выбора используемых методов сбора первичной социологической информации.
Основными методами сбора социологической информации являются:
1.1 Опрос
Основным этапом социологического исследования является сбор информации. Основные методы сбора информации:
·Опрос;
·Анализ документов;
·Наблюдение;
·Эксперимент.
Главным методом социологии является метод опроса. У большинства людей представление о социологии основывается именно на использовании данного метода. Однако он не является изобретением, придуманным социологами. Задолго до применения в социологии его применяли медики, учителя и адвокаты. По сей день в современных школах идет деление урока на опрос и пояснение неизученного материала. Но социология позволила методу опроса возродиться. И сейчас трудно представить опрос методом другой области.
Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о социальных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с одной стороны, и о субъективном состоянии людей - с другой
Опрос - это форма социально-психологического общения между социологом и обследуемым, в ходе которого социолог имеет возможность в кротчайшие сроки узнать весомую информацию от обследуемых по огромному количеству интересующих вопросов. Этот аспект является главным достоинством данного метода. Ко всему прочему опросом допустимо пользоваться в отношении почти любых слоев населения. Для того чтобы опрос был максимально эффективен, очень важно знать какие вопросы и как задавать, а самое главное, что полученные ответы истины. При соблюдении этих несложных правил можно легко отличить профессионалов от шарлатанов.
Результаты опроса напрямую зависят от:
·психологического состояния респондента в момент опроса;
·ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);
·содержания анкеты или устного опроса
Опросы делятся на два вида: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).
Анкетирование - это письменная форма опроса, которая зачастую проводится заочно (без прямого контакта социолога и интервьюируемого). Заполнение анкеты может происходить как в присутствии анкетера, так и без его присутствия. По форме проведения анкетирование делится на групповые и индивидуальные опросы. Групповой анкетный опрос преимущественно применяют там, где за ограниченное время нужно успеть опросить большое количество людей. Работа анкетера в группе размером 15 человек дает полную возвращаемость анкет, в отличие от индивидуального анкетирования. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом «один на один» с ванкетаом. Главным недостатком индивидуального анкетирования является факт того, что далеко не каждый опрашиваемый возвращает анкету назад. Анкетирование существует в очном и заочном формате. К заочному относится опрос через газету или журнал и тому подобное.
Письменный опрос проводится при помощи анкет. Анкета - это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Анкета имеет определенное строение, т.е. композицию, структуру. Она состоит из вводной части, основной части и заключения, т.е. из преамбульно-инструктивного раздела, опросного листа, «паспортички», соответственно. В условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говорится о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Интервью - это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво. В обычном разговоре мы можем игнорировать неприятные вопросы или давать двусмысленные, не относящиеся к делу ответы, или отвечать вопросом на вопрос. Однако при интервьюировании сложнее уйти от вопроса подобными способами. Опытный интервьюер либо повторит вопрос, либо попытается подвести респондента к однозначному и уместному ответу.
Интервью обычно проводят по месту работы (учебы). По месту учебы или работы чаще всего обсуждают вопросы учебного или рабочего характера. Но минус в том, что эта обстановка не располагает к откровенности и доверительности. Для того чтобы достигнуть их, лучше проводить интервью в комфортной домашней атмосфере.
По технике проведения интервью подразделяются на свободные, стандартизованные и полустандартизованные.
Нельзя не отметить такой вид интервью как фокусированное. Это сбор мнений и оценок по поводу какой-то конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Эта система интервью предполагает погружение в ситуацию респондентов. Например, группе детей прочитали сказку, а потом проинтервьюировали их по поводу поднятых в ней вопросов.
Еще одна классификация интервью делит его на индивидуальное и групповое.
Бланк интервью - это бланк, в котором прописаны вопросы по теме и место для ответов на них. В данном бланке нужно указать имя интервьюера, тему, место проведения интервью, длительность беседы, отношение респондента к беседе. Длительность интервью обычно составляет от 10-15 минут и больше.
Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки:
·определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность);
·определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности;
·определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора.
Подведем итоги по методу «опрос»:
Плюсы: за короткий период времени исследователь получает значительную информацию, применять метод можно ко всем слоям населения.
Минусы: не всегда полученная информация достоверна, если группа исследуемых большая, то будет иметь место трудность обработки данных.
социологический информация опрос эксперимент
1.2 Анализ документов
Очень важным методом сбора первичной информации является изучение документов. Сбор информации начинается именно с анализа документов. Прежде чем приступить к анализу проблем, социолог должен изучить документальную информацию для дальнейшей работы.
Документальная информация делится на официальную и неофициальную. К официальной принято относить правительственные документы и служебные характеристики. К неофициальной относят дневники и личные записи.
По форме фиксации информации документы разделяют на четыре типа: письменные, иконографические, фонетические, статистические.
По источнику информации документы могут быть первичными (на базе прямого наблюдения) и вторичными (результат обработки других документов).
Выделяют неформализованные (умственные операции, направленные на выявление логики документов) и формализованные ( анализ содержания текста).
Несомненно, что изучение документов играет важную роль при сборе социологической информации и просто необходимо после проведения различных видов опросов.
Плюсы: наглядность первичных материалов, большая достоверность результатов.
1.3 Наблюдение
Самый известный метод сбора первичной информации, который позволяет узнать много новой информации в поведении респондентов, это метод наблюдения. Этот метод известен нам еще с древних времен. Наблюдение - это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций. Особенностью данного метода является его планомерность и целеполагание. Главное тому доказательство - четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В программе данного метода содержатся также объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа регистрации, обработка полученной информации.
В зависимости от положения наблюдателя наблюдения делятся на включенные (называют исследованием в «маске») и невключенные. Интервьюер действует под псевдонимом, скрывает настоящую профессию и, конечно же, цель эксперимента. Никто из окружающих не должен знать о том, кем является социолог. Ученый инкогнито может устроиться на практику в рекламное агентство и работать там.
Невключенное наблюдение - это метод изучения ситуации отстраненно, когда ученый не участвует в жизни респондента объекта и не имеет прямых контактов с членами группы. Хорошим примером служит изучение университетских собраний. С помощью специальных картотек наблюдения социолог фиксирует поведение докладчиков и реакцию аудитории, скажем одобрительные (или неодобрительные) реплики, возгласы, разговоры, вопросы к выступающему и т.д.
Оба метода наблюдения могут производиться как явно, так и неявно, инкогнито. Из-за неявного метода часто возникают проблемы морального характера. В частности, такое наблюдение может квалифицироваться как подглядывание, а иногда даже шпионаж. В данном методе основной предосторожностью является ограждение информации от огласки.
В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Систематический метод наблюдения планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода. Случайный чаще всего проводится без плана.
В зависимости от места проведения различают такие виды наблюдения, как полевое и лабораторное. Полевое проводится в естественных условиях, а лабораторное в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоотношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как правило, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности
Подведем итоги достоинств и недостатков данного метода:
Плюсы: наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях; при широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп.
Минусы: некоторые процессы недоступны для наблюдения; повторное проведение наблюдения невозможно; есть временное ограничение.
Итак, как видно из подведенных итогов, метод социологического наблюдения лучше использовать вместе с другими способами для получения наиболее точного результата.
1.4 Эксперимент
Существуют два типа эксперимента: исследовательский и подтверждающий. Первый проводят в том случае, если неясна причинная связь между зависимой и независимой переменными и эксперимент направлен на проверку гипотезы о наличии причинной связи между двумя явлениями. Подтверждающий проводится, если связь выяснена заранее и выдвигается гипотеза о содержании связи. В таком случае в процессе эксперимента связь раскрывается и уточняется.
В экспериментальном исследовании в социологии экспериментатор создает две неравноценные группы: основную и контрольную. Исследователь экспериментально воздействует на первую группу, а в контрольной группе воздействие отсутствует. В результате полученное различие можно отнести к независимой переменной.
Истинный эксперимент проходит пять стадий.
Создание двух групп: а) экспериментальной (группа, в которую ученый вмешивается), б) контрольной группы, в которую никто не вмешивается.
·В обе группы испытуемые подбираются только на основе случайной выборки. Чем больше размер группы, тем больше их эквивалентность. Группы в 25 человек менее эквивалентны, если качества распределяются в населении более равномерно, чем в группе из 50 человек.
·Предварительно обе группы проходят так называемый претест. Претест - это измерение нескольких переменных, которые вы намереваетесь изменять в ходе эксперимента.
·Вводятся независимые переменные.
·Измеряются зависимые переменные. Это называется посттестом.
Квазиэксперимент - это разновидность эксперимента, когда испытатель не оказывает непосредственного воздействия на участников и условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих процессов.
Натурный или натуральный эксперимент очень отличается от истинного и квазиэксперимента. В истинном и квазиэксперименте любое вмешательство устраивается ученым, а в натурном происходит естественно.
В роли объектов в социологических экспериментах чаще всего выступают различные социальные группы, такие как потребители и производители, управляющие и управляемые, верующие и атеисты, студенты и преподаватели, производственные и научные коллективы и любые другие диаметрально направленные пары. Поэтому эксперименты такого рода зачастую являются не только сугубо социологическими, но и психологическими. Основная разница психологического и социологического экспериментов состоит в том, что при социологическом эксперименте изучаются конкретные проявления поведения людей.
Применение метода эксперимента в социологии на данный момент очень ограниченно. Потому что этот метод использует тогда, когда есть две экспериментальные группы и необходимо произвести их сравнение. В остальных ситуациях эксперимент не имеет смысла. То есть, если для эксперимента готовы две группы, то он состоится.
Методы исследования:
1. Анализ вторичной информации.
Начнем со статистических данных современной России и некоторых исторических, географических и национальных особенностей однодетных семей.
Согласно официальной статистике, с 2010 года в государстве отмечается медленный, но стабильный прирост численности граждан. К январю 2016 года в РФ постоянно проживали 146 544 710 человек, что на 0,19% больше, чем было на 1 января 2015 года. Казалось бы, цифры свидетельствуют о том, что россиянам удалось преодолеть более чем 20-летний демографический кризис. Но все ли так радужно в действительности?
Общее увеличение численности населения
Высокий уровень общего увеличения численности жителей России в прошедшем году был обеспечен двумя факторами: положительным естественным ростом населения и значительным приростом количества мигрантов (32,7 тыс. прироста по рождаемости против 245,4 тыс. миграционного). То есть рост населения в государстве обеспечивался не столько увеличением рождаемости и уменьшением смертей, сколько существенным притоком мигрантов. Росстат отмечает, что прошлогодний миграционный прирост был наименьшим с 2000 года. Не слишком утешительны и новости 2016 года. На 1 мая 2016 года в стране проживает 146,6 млн человек, но естественные потери по-прежнему компенсируются миграционным потоком.
Естественный прирост
Соотношение числа рожденных и умерших в разных местах России существенно отличается. К началу 2016 года положительное естественное повышение числа жителей было отмечено в 44 регионах, в то время как еще в 41 смертность преобладала над рождаемостью. Позитивное естественное увеличение населения традиционно демонстрируют республики Северного Кавказа, Сибирского, Дальневосточного и Уральского округов. И не менее стабильный отрицательный прирост показывают некоторые области Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Наиболее грустная демографическая статистика в Псковской, Тульской, Тверской, Тамбовской, Новгородской, Смоленской, Ленинградской и Орловской областях.
Если обратиться к данным по рождению и смертности в динамике, то мы видим странные результаты и прямо противоположные показатели. За 2015 и 2016 годы в большинстве регионов с большим показателем естественного прироста (на Северном Кавказе, в Дальневосточном и Сибирском округах) замечен значительный спад рождаемости. В то же время в регионах с минусовыми данными естественного прироста налицо демографический всплеск. По версии центра Сулакшина, уже к 2017 году в отстающих территориальных единицах Центрального и Северо-Западного округов намечается положительный естественный прирост проживающих граждан.
Распределение населения России по возрасту
В 2010-х годах отмечается рост численности и жителей городов, и сельского населения РФ. Позитивный прирост численности жителей сел замечен впервые с 2004 года (хотя численность сельских жителей по-прежнему остается достаточно невысокой: на каждого сельского жителя в РФ приходятся трое горожан).
Показатели Росстата подтверждают, что в стране увеличивается численность населения нетрудоспособного возраста. Это связано с двумя факторами:
· увеличение уровня рождаемости (за последние годы выросло число детей от 0 до 14 лет);
· повышение средней продолжительности жизни (65,9 для мужчин и 76,7 года для женщин).
Такая ситуация крайне нежелательна для развития экономики России. Уменьшение численности трудоспособного населения естественным образом подтолкнет страну к кризису в экономике. А прогнозы Росстата по этому поводу неутешительны: Россию ждет незначительное, но стабильное снижение процента трудоспособного населения вплоть до 2024–2029 годов, после чего эта динамика должна будет измениться в положительную сторону.
Что ждет Российскую Федерацию дальше?
Несмотря на оптимистичный настрой большинства представителей властных структур, говорящих об окончании демографического кризиса в России, эксперты все чаще упоминают о том, что страна оказалась на краю демографической ямы. Причин для беспокойства сразу несколько:
1.Снижение числа женщин репродуктивного возраста. Такое явление связано с низким уровнем рождаемости в 90-х годах прошлого века.
2.Постепенное уменьшение количества браков. С 2011 года число браков на тысячу граждан уверенно снижается, и если в 2011 году этот показатель был 9,2 то к 2015 году он упал до 7,9, а это ведет к снижению уровня рождаемости.
3.Рост числа нуклеарных семей, в которых первостепенную важность имеют отношения между супругами, а не стремление завести и воспитывать детей.
4.Сложная экономическая ситуация, не дающая многим семьям возможности завести детей.
По версии Росстата, сложившаяся ситуация приведет к тому, что уже к концу 2016 года за счет отрицательного естественного прироста численность населения страны начнет постепенно снижаться. Самые оптимистичные варианты прогноза предупреждают, что вплоть до 2030 года ждать положительных изменений уровня естественного прироста не приходится.
Согласно статистике, однодетных семей в настоящее время в России около 34 %. Однодетные семьи чаще встречаются в городе, чем в сельской местности. Это легко объясняется, с одной стороны, большей доступностью средств контрацепции в городе, с другой — трансформацией традиционных взглядов, которые дольше сохраняются в деревне.
Рост семей с одним ребенком частично связан с кризисными ситуациями в социуме и отсутствием необходимой помощи семьям, в том числе со сложностями устройства детей в детские дошкольные учреждения. Семья ограничивается одним ребенком, если супруги не уверены в экономической ситуации и стабильности работы на рынке труда. Результат же развития и личностного роста ребенка в семье полностью определяется психологическим климатом в ней, а не числом детей и политической ситуацией в стране.
Социально-педагогические проблемы однодетной семьи* * *
Однодетная семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятель-
ности. В однодетной семье у ребенка нет наставников — старших братьев и сестер, нет и подопечных, благодаря которым он приобретает соответствующий опыт защитника, "старшего". Однодетная семья суживает опыт коллективных отношений. Ребенок становится центром семьи, которая отдает ему ласку, внимание, заботу. Если же к этому прибавить еще потерю родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний и потребностей ребенка, то станет понятным, почему уже у младших школьников как устойчивые черты поведения проявляются эгоизм, неразвитость коллективизма, черствость.
Замечено, что похолодели отношения между родными братьями и сестрами, не говоря уже о двоюродных, троюродных. Учителю важно иметь в виду и то, что, пока дети из однодетных семей были единицами, они легко обживались во дворе, школе, коллективе, кругу своих сверстников. Они видели семьи своих товарищей, имели хотя бы наглядные примеры отношений заботы, уважения в многодетной семье. Когда же однодетность стала массовым явлением, отчуждение между детьми приобрело устойчивый характер.
Трудно найти человека, которого бы не интересовали вопросы брака, семейных отношений, полового просвещения, рождения и воспитания детей. Литература, кино, театр, пресса часто информируют об этих проблемах, ставят на обсуждение спорные вопросы, просвещают и воспитывают население. Такое повышенное внимание к проблемам народонаселения не случайно. Оно связано с недостаточно высоким уровнем рождаемости, который объясняется множеством причин социального, экономического, психологического и медицинского характера. Как эта проблема будет решена в ближайшем будущем, во многом зависит от отношения к ней современной молодёжи, от тех, кому сейчас 18-25 лет, кому самое время не только вступать в брак, но и обзаводиться детьми. В интересах общества, государства и самой семьи иметь нескольких детей. Немного найдётся людей, которые вообще не хотели бы иметь детей. Чем же плоха однодетная семья? Ведь, казалось бы, единственному ребёнку родители будут уделять больше внимания, у него будут лучше условия для всестороннего духовного и физического развития. В жизни же все оказывается гораздо сложнее. Единственный ребёнок чрезмерно опекается зачастую не только родителями, но и дедушками и бабушками. Он может вырасти эгоистом и неподготовленным к встрече с детским, а затем со школьным и трудовым коллективом. Ведь в коллективе его будут оценивать по реальным способностям и достоинствам. Вот тут-то и может наступить внутренний конфликт между завышенным представлением избалованного ребёнка о своих данных и его реальными возможностями, что чревато нервными срывами, разочарованиями, конфликтами. В общественном плане однодетная семья ведёт к так называемой депопуляции, то есть к уменьшению численности последующих поколений. Даже два ребёнка в семье не обеспечивают для общества «заместителей» родителей. Ведь не все супруги имеют детей, а более 10% из них бесплодны, некоторые вообще остаются одинокими на всю жизнь. Демографы рассчитали, что для простого замещения родителей на 100 брачных пар должно приходиться в среднем 250 детей (как минимум 2-3 ребёнка на одну семью). Как же убедить в необходимости иметь не менее 2-3 детей современную молодёжь? Демографы установили, что брак в последние годы значительно «помолодел». Специалисты в области социальной гигиены во многом связывают это явление с ускоренным физическим и половым развитием молодёжи, не всегда сопровождающимся социальной зрелостью и развитием молодого человека как личности и члена общества, сознающего свою ответственность перед ним. Этот процесс сопровождается ростом числа добрачных половых связей, скоропалительных, приводящих к быстрым разводам браков, случаев искусственного прерывания первой беременности.
Когда речь заходит об однодетных семьях и воспитании в них единственного ребенка, возникает множество противоречий в толковании положительных и отрицательных последствий такого исключительного положения ребенка в семейной группе. Не только в обыденной жизни, но и в научной среде на этот счет существуют разные, чаще взаимоисключающие друг друга взгляды, которые еще больше усложняют и без того непростую проблему воспитания и развития личности единственного ребенка в семье. Здесь нет и быть не может однозначного ответа на вопросы: «Хорошо или плохо быть в семье единственным?» дети, у которых нет братьев и сестер, имеют одновременно лучший и худший из миров. Поскольку единственный ребенок является одновременно самым старшим и самым младшим, он соответственно обладает и чертами старшего ребенка и сохраняет до зрелости детские черты.
«В России в доперестроечные времена были больше распространены однодетные семьи, -. - Родители работали, выполняли план, строили коммунизм... Культа семейных ценностей не существовало, иметь статус домохозяйки было не престижно. На воспитание детей зачастую не было ни времени, ни средств - зарплаты у основной массы населения были невысоки. Да и с жилплощадью у многих имелись проблемы. Поэтому о втором ребенке мало кто задумывался, разве что «лишние» дети получались случайно.
В эпоху перестройки рождаемость вообще упала - люди не решались заводить детей в такой нестабильный период... Но когда благосостояние населения в целом улучшилось, многие стали рожать по двое и более детей».
В настоящее время наблюдается распространение образа однодетной личностно ориентированной семьи, проживания в нерегистрируемых браках. Уже сегодня малодетная форма репродуктивного поведения является наиболее одобряемой: у 32 % семей нет ни одного ребенка, 35% имеют одного ребенка. В незарегистрированном браке состоят 20 % супругов.
Каждый человек ориентируется на определенную группу (или несколько групп), членом которой он может и не являться, но нормы, идеалы и ценности которой воспринимает в качестве образцов, эталонов собственного поведения. Людям свойственно присоединение к тем моделям поведения, которые позиционируются как благополучные. Для многих людей таковыми являются их кумиры — популярные актеры, певцы, телеведущие, режиссеры, спортсмены — люди, которые постоянно находятся в центре внимания СМИ. Модели их семейного поведения, демонстрируемые в СМИ, для многих людей становятся прототипами для их собственного семейного поведения.
Таким образом, под влиянием СМИ в информационную модель мира был вписан новый образ семьи. Сегодняшние образ семьи, стереотипы мужа и жены, изображенные масс-медиа, непоследовательны и противоречивы, представляя собой конгломерат традиционных и эгалитарных взглядов. Данные противоречия способствуют снижению прочности брачных отношений, а следовательно, увеличению разводов, снижению рождаемости. Отсюда конкретной задачей, требующей решения, является разработка механизма использования потенциала масс-медиа в семейной политики. Необходимо формирование системы семейных ценностей, выбор модели семейного поведения, решение проблемы социальной идентификация семьи, социализации детей и подростков. Большую помощь в этом процессе могут оказать СМИ, формируя модели оптимального семейного поведения в общественном мнении.