Комплекс эмоционально-психологической разрядки
Система мероприятий по повышению работоспособности, надежности работающего человека и его устойчивости к неблагоприятным факторам производственной среды предусматривает не только улучшение условий производства и рационализацию его непосредственной трудовой деятельности, но и оптимальную организацию режимов труда и отдыха, наиболее эффективное использование времени, отведенного на отдых. В комплекс эмоционально-психологической разрядки включается ряд методов и средств восстановления работоспособности, которые могут применяться непосредственно во время трудового процесса, регламентированных перерывов и во внерабочее время.
На многих предприятиях распространены оборудованные по последнему слову техники комнаты эмоционально-психологической разрядки (КЭПР), в которых создаются благоприятные условия для отдыха. Работы, проводимые на базе КЭПР, ведутся по двум основным направлениям.
Первое направление связано с разработкой и применением комплексог психопрофилактических и психогигиенических программ с целью восстановления работоспособности, предупреждения утомления и влияния неблагоприятных факторов производственной среды на человека.
Это направление включает работы по подготовке специатьных комплексов физических упражнений, физиотерапевтических процедур, гипносугге-
стивных методов, методов внушения в состоянии бодрствования, аппаратурных методов психорегуляции, методов саморегуляции (аутогенная тренировка, психомышечная тренировка и др.).
Второе направление работы КЭПР — оказание консультационной помощи по вопросам внутриколлективных отношений, восстановлению нормальных отношений в семье и т.д.
Комплексы психогигиенических и психопрофилактических программ, реализуемые на базе КЭПР, имеют определенную специфику для разных профессиональных групп.
Приведем пример одной из программ, разработанной для водителей автотранспорта (см.: Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985). На основании психологических и психофизиологических исследований группа водителей была разделена на три подгруппы: 1) без существенных личностных нарушений, 2) с эмоциональными расстройствами и 3) поведенческими нарушениями. Для каждой из подгрупп был разработан свой комплекс психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. Он предусматривал психологическую разгрузку с помощью профессионального варианта аутогенной тренировки для 1-й подгруппы. Для 2-й подгруппы он сочетался с гипносуггестией, направленной на снятие нервного напряжения, тревожности, волнения, усталости, а для 3-й подгруппы — с аутосуггестией, имеющей социально-психологическую направленность. Срок освоения курса аутогенной тренировки составлял от 35 до 45 дней.
Производственная психологическая тренировка дополнялась групповой психотерапией с применением суггестии, аппарата «Электросон», музыко-терапией и отдельными приемами так называемой ландшафтотерапии. Для повышения работоспособности и профилактики профессиональных эмоциональных перегрузок использовался электросон в сочетании с суггестией. Так же был разработан специальный комплекс физических упражнений, который проводился перед выездом водителей в рейс. После рейса в кабинете эмоционально-психологической разрядки проводился электромассаж, занятия на различных спортивных тренажерах, применялись аппараты механотерапии. Кроме этих методик, с целью психологической разгрузки использовались светоцветовые и музыкальные воздействия с элементами ландшафтотерапии. Эта система психогигиенических и психопрофилактических мероприятий была опробована на 200 водителях. Анализ показал, что число дорожно-транспортных происшествий у этих водителей по сравнению с предыдущими 3 годами снизилось на 80%.
Рассмотрим комплекс мероприятий, направленных на восстановление работоспособности и снижение утомления у работающего человека. Один из важнейших факторов восстановления работоспособности —оптимальная организация режимов труда и отдыха работающих. Установление регламентированных перерывов и тем более назначение сеансов релаксации в комнате эмоционально-психологической разрядки необходимо в период начала снижения работоспособности, т.е. когда развивается утомление. Об этих проявлениях можно судить по изменению психологических, физиологических функций и по показателям почасовой производительности труда, показателям качества продукции, что требует проведения специальных исследований. Однако при установлении времени регламентированных перерывов и назначении сеансов релаксации могут быть использованы общие
рекомендации (см.: Бегун З.А. и др. Оборудование и организация работы комнат психологической разгрузки на производстве. Минск, 1984.). Для людей, занимающихся тяжелой физической работой, в условиях непрерывного шума, вибрации и т.п. перерыв необходимо устраивать спустя 2—2,5 ч после начала работы и за 2—2,5 ч до окончания смены. К этой категории профессий относятся работники литейных и кузнечно-прессовых производств, штамповщики, обслуживающие тяжелые прессы холодно-штамповочного производства, шахтеры, строители и др. У людей, занятыхлегким и средней тяжести трудом, утомление развивается к концу рабочей смены, поэтому сеанс психологической разрядки для них целесообразно проводить за 2-3 ч до окончания работы. К этой группе профессий можно отнести работников легкой и текстильной промышленности (швейного, обувногс производства), рабочих механических цехов и т.д. В период врабатываемо-сти и высокой работоспособности — в первые 2—5 ч после начала работы и в первые 1,5—2 ч после обеденного перерыва сеансы релаксации не проводятся в связи с тем, что это может нарушить рабочий ритм и увеличить утомление. Общее время одного регламентированного перерыва не должно превышать 10—15 мин, в связи с тем что его увеличение может привести к нарушению рабочего стереотипа. В целях восстановления трудовых возможностей может быть использован специальный комплекс физических упражнений до, после или во время работы: вводная гимнастика, физкультурные паузы, комплекс физических упражнений в специальных кабинетах. В кабинетах могут использоваться различные спортивные тренажеры. Выбор комплекса физических упражнений производится с учетом особенностей здоровья, трудового процесса, быта, климатических условий, условий производства, возраста, пола и пр. Для ускорения восстановления можно использовать различные физиотерапевтические средства: электровибрационные и ручные массажеры, ионизаторы воздуха, электротерапевтические средства (гальванизация, УВЧ), механотерапевтические (механомассаже-ры и пр.), ультразвуковая терапия, гидропроцедуры (обтирания, обливания, душ Шарко, циркуляционный душ), гидромассажеры, светотерапевтичес-кие средства (УФО).
Повышение устойчивости организма к вредным экологическим факторам может быть достигнуто с помощью различных фармакологических средств и других специальных способов реабилитации: аэрозольтерапия (орошение носоглотки некоторыми препаратами, вдыхание различных лечебных средств), кислородотерапия (вдыхание чистого кислорода, кислородные коктейли), горная акклиматизация (дыхание газовыми смесями с пониженным содержанием кислорода). Выбор методов восстановления работоспособности и программы работы комнаты эмоционально-психологической разрядки связаны со спецификой производства на конкретном предприятии.
При оборудовании, оснащении и оформлении КЭПР должен быть выполнен ряд условий, которые могут быть учтены на стадии проектирования помещений, предназначенных для отдыха. Одним из условий, которое необходимо соблюдать при оборудовании комнаты, является хорошая ее изоляция от вредных производственных факторов (шума, вибрации, пыли, химических агентов и т.д.). Комната эмоционально-психологической разрядки должна быть обеспечена приточно-вытяжной вентиляцией или установками для кондиционирования воздуха, дающими возможность в короткие
сроки изменять температурный режим в соответствии с особенностями профессии отдыхающих рабочих.
При разработке проекта светоцветового климата — освещения и цветового оформления необходимо учитывать половозрастные и национальные особенности работающих. Так, женщины предпочитают сложные составные цвета, мужчины — простые тона. Насыщенные цвета приятны на небольших площадях, на обширных — привлекают сложные составные тона. Среди насыщенных цветов наиболее привлекательными являются: красный, оранжево-красный, зелено-голубой. К отдыху располагают: голубой, зеленый, фиолетовый и их оттенки.
Оформление интерьера комнаты, цветовая гамма, используемая для окраски стен, потолков, должны вызывать у отдыхающих приятные эмоции, способствующие релаксации. Стены, например, хорошо отделывать искусственной кожей светлых тонов. На стенах размещают объемные цветовые слайды с подсветкой, картины с видами природы (или экраны для просмотров диапозитивов), аквариумы, живые цветы, сочетания камней и цветов. фонтаны и т.д. Расположение и количество всех перечисленных средств решается в каждом конкретном случае в соответствии с возможностями и вкусом оформителей. Пол комнаты рекомендуется устилать ковровыми изделиями зеленоватых тонов.
Комнату обставляют мебелью, располагающей к приятному отдыху. По возможности оборудуют кабины, создающие впечатление уединенности, в которых размещают удобные мягкие кресла с подголовниками и подлокотниками, позволяющие отдыхать полулежа. Более рационально расположить кабины вдоль двух противоположных стен, между ними установить двусторонний демонстрационный экран. Площадь комнаты с 15— 16 кабинами должна быть не менее 36 м2. Внутри квадратного помещения такой же площади кабины можно располагать по вписанной окружности. По окружности размещается и демонстрационный экран с подсвеченными слайдами, картинами и т.д.
Каждая кабина может быть оснащена индивидуальным экраном и наушниками с регуляторами громкости, что позволяет использовать индивидуальный подход при выборе музыкальных программ и слайд-фильмов. При отсутствии такой возможности используется общая для данной группы отдыхающих программа сеанса эмоционально-психологической разрядки. Для трансляции музыкальных программ устанавливают стереофонические колонки.
В КЭПР оборудуется операторская, оснащенная необходимой аппаратурой (магнитофонами, диа-, кинопроекторами, видеомагнитофонами и пр.).
Сеанс эмоционально-психологической разрядки, включающий музыкальную, видовую программы, формулы аутогенной тренировки и пр., должен быть рассчитан на 10— 15 мин и состоять из трех основных периодов: «отвлекающего», «успокаивающего» и «стимулирующего». Содержание каждого периода подчеркивается и усиливается соответствующими светоцветовыми эффектами. Известны разработки специальных цветомузыкальных фильмов и прибора светозвукового релаксатора. Для оснащения КЭПР могут быть использованы и другие системы. Например, система биологической обратной связи (БОС) на базе КЭПР может способствовать оптимизации психофизиологического состояния и выработке способности к саморегуляции.
В качестве примера построения программы работы КЭПР можно привести программу, реализованную на ПО «Курганприбор». Основной целью программы является оптимизация состояния рабочих, занятых монотонным трудом. На основе проведенных исследований выявлены основные виды переходных состояний, которые должны быть достигнуты во время отдыха в КЭПР. Это переход к релаксации (на положительном эмоциональном фоне), далее к состоянию спокойного бодрствования, затем к активному бодрствованию и функциональной готовности, т.е. готовности продолжать работу. Структура и содержание программы должны удовлетворять не только определенным эстетическим требованиям, но и обеспечивать достижение вышеуказанных переходных состояний.
Программа строится на основе синтеза трех основных рядов воздействия: звукового ряда (музыка, шумовые эффекты), видеоряда (слайд-фильмы, киносюжеты, цветовые фильмы, лазерные эффекты), речевого ряда (релаксирующие формулы). При составлении программ, кроме содержательных характеристик (сюжет, мелодия и т.д.), учитываются и некоторые формально-динамические признаки видео- и звукоряда. По видеоряду: степень выраженности композиции (по кадру, по его части и по программе в целом); статичность и динамичность композиции; светоцве-товая гамма; интенсивность; план; ритм (время экспозиции слайда и смены планов); время экспозиции всего ряда, его конкретность или абстрактность. По звукоряду: степень выраженности мелодического рисунка; тональность, ритм, громкость (интенсивность звучания), звуковысотный диапазон, время звучания, жанр.
Первая часть программы (около 3 мин) направлена на релаксацию. Комплексное воздействие видеоряда, музыки, слова помогает переключению внимания. Вторая часть программы выводит состояние человека на режим спокойного бодрствования; формируется положительное эмоциональное состояние (5 мин). Третья часть короткая, но динамичная. Ее задача настроить человека на режим продуктивной работы.
Комната эмоционально-психологической разгрузки на предприятиях должна начинать работу в первой половине дня — за 1—1,5 ч до обеденного перерыва (4—6 сеансов), во второй половине — за 3—2 ч до окончания работы (также 4—6 сеансов).
Как показал опыт, оздоровительный эффект зависит во многом от правильного подбора программы, комплектования групп с учетом специфики трудовой деятельности и возраста работающих, а также от соблюдения графика сеансов.
Формирование групп для обучения приемам аутогенной тренировки и воздействия другими методами эмоционально-психологической разрядки осуществляется специалистами-психологами и медиками в двух формах:
• активное формирование групп;
• по личной инициативе работающих. Активное формирование групп предусматривает:
а) регулярное проведение психофизиологических обследований для определения профессиональных особенностей, интенсивности труда и периодов наибольшего утомления у различных категорий трудящихся;
б) выявление профессиональных групп трудящихся, находящихся в наиболее сложных условиях труда и требующих включения современных про-
филактических мероприятий для поддержания работоспособности на оптимальном уровне.
В конечном итоге ставится цель охватить методами психоэмоциональной разрядки и приемами саморегуляции целые производственные коллективы, чтобы иметь возможность продолжения самостоятельных пауз релаксации во время производственного процесса в виде регламентированных перерывов по типу производственной гимнастики.
Количественный состав групп должен соответствовать числу посадочных мест в КЭПР, но не более 20—22 человек в сеанс. При комплектовании групп необходимо учитывать пол, профессию, должность. По результатам психофизиологического обследования в цехе (бригаде, на участке) подбираются группы с близкими показателями работоспособности и утомляемости в процессе работы и составляются их предварительные списки. По группам, бригадам, участкам проводятся ознакомительные беседы, лекции о целях и задачах комплекса эмоционально-психологической разрядки. В соответствии с предварительно составленными списками группы проходят медицинское обследование в комплексе. Окончательный состав групп формируется после медобследования.
Работа КЭПР позволяет повысить эффективность отдыха во время регламентированных перерывов, проводить психоэмоциональную разрядку работников на рабочих местах. Анализ работы КЭПР показывает, что они оказывают существенное положительное влияние на здоровье трудящихся.