Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации
Генезис массовых коммуникаций. Коммуникативные революции (изобретение письменности; изготовление печатного станка; внедрение электронных масс-медиа).
Истоки и основные парадигмы социальных коммуникаций.Введение Т. Джеферсоном в оборот термина «public relations».Рассмотрение социальной коммуникации в контексте бихевиоризма, символического интеракционизма, персонализма, экзистенциализма.
Рационалистский подход (концепция технологического детерминизма).
Иррационалистский подход (понимающая социология).
Социологическое исследование коммуникативных функций языка. Социолингвистика.
Концепция постиндустриального общества.
Различные концепции изучения социальных коммуникаций (классическая позитивистская методология субъектно-объектных диспозиций; когнитивная модель субъектно-объектных отношений; постнеклассический подход).
«Критический анализ дискурса».
Тема 3. Развитие теорий информации и коммуникации
Классическая парадигма коммуникации (Г. Лассуэл).
Новая коммуникативная стратегия.
Функциональный подход в исследовании сущности массовой информации.
Теория массового общества.
Критическая теория.
Теория гегемонии массовой коммуникации.
Теория эгалитарной массовой коммуникации.
Структурные направления в исследовании массовой коммуникации.
Современный социокультурологический подход к пониманию массовой информации.
Концепция свободного потока информации.
Бирмингемская школа методологического коллективизма.
Культурологическая теория коммуникации.
Теория коммуникативной компетентности.
Теория минимального познания.
Тема 4. Типы, виды, функции, средства коммуникаций
Массовые, локальные коммуникации, коммуникации среднего уровня. Внешние и внутренние коммуникации. Непосредственные (прямые). Опосредованные коммуникации. Активные и пассивные коммуникации. Случайные и организованные коммуникации.
Виды коммуникации. Вербальные и невербальные коммуникации. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Реклама как вид коммуникации. Офисные коммуникации. Конфликтные и протестные коммуникации. Уличные коммуникации.
Функции массовой коммуникации. Контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях. Корреляция элементов общества и среды. Сохранение и передача социально-культурного наследия.
Средства коммуникации. Несловесные (персональные, устные и др.) письменные (персональные, групповые и др.) средства коммуникации.