Таким образом, можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы.
Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Основными инструментами контроля могут быть: создание институтов, структурирующих определенную модель управления обществом или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса.
Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не предполагают наличия социальных субъектов, групп, способных независимо от других оказывать направленное воздействие на их вектор.
С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует подразделять на простые и сложные.
Простые– их объяснение укладывается в общеизвестную схему, легко оценивается их результат и предсказывается исход.
Сложные- изменения, для объяснения и оценки которых недостаточно располагаемых наблюдателем и научным сообществом методологических средств. Фактически сложными являются такие процессы, которые состоят из совокупности простых, восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов.
Важнейшей характеристикой социальных процессов является обратимость.
Свойство обратимости определяет динамику циклических процессов. Свойство необратимости - прогрессистские теории, ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его - развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул.
Свойство социальных процессов подпадать под воздействие внешних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерционные и направленные процессы.
Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительностью на кратко-, средне- и долгосрочные.
Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом (годовой план, бюджет, программа), отводящими процессу узкие рамки ограниченной временем задачи – до 1 года.
Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обозримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально - от 1 до 5 лет.
Долгосрочные процессы не предполагают изначально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в форме сценариев.
4. Критерии научного знания.
Можно выделить 5 критериев научного знания.
1.Системность знания. Наука – определенная структура, а не бессвязный набор отдельных частей. Система характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований каких-либо элементов в ее структуру. В рамках научного знания есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), а также знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации.
2.Наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации.
3.Теоретичность знания, определяющая цель научного познания. Этой целью является получение истины ради самой истины, а не ради практического результата. Если наука направлена на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова.
4.Рациональность знания, т.е. получения знания только на основе рациональных процедур. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания.
5.Наличие экспериментального метода исследования, мамематизация науки (для науки начиная с Нового времени). Этот критерий связал современную науку с практикой, создал современную цивилизацию, ориентированную на сознательное преображение окружающего мира в интересах человека.
5. Структура эмпирического знания.
На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент (суждения, понятия) присутствует, но подчинен. Поэтому объект отражается со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эмпирического познания.
В эмпирическом знании 2 подуровня:
а) непосредственные наблюдения (направленное и организованное восприятие предмета) и эксперименты
б) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.
1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения получается знание не только о внешних сторонах объекта познания, но – в качестве конечной цели – о его существенных свойствах и отношениях.
Необходимо отметить, что наблюдение – это не просто пассивное созерцание изучаемых предметов и процессов. Научное наблюдение носит деятельный характер и предполагает предварительную организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их поведением.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами. С развитием науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным.
Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла; наличие системы методов и приемов; объективность. четкая постановка цели наблюдения; выбор методики и разработка плана; системность; контроль за надежностью и корректностью результатов наблюдения;обработка, осмысление и истолкование полученного массива данных;
То есть возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента).
Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру эксперимента.
В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи.
2. Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или становится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования.
6. Структура теоретического знания.
В теоретическом познании подуровни:
1) частные теоретические модели и законы, выступающие в качестве теорий, относящихся к достаточно ограниченной области явлений.
2) развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных теорий.
На каждом уровне теоретические знания организуются вокруг конструкции - теоретической модели и формулируемого относительно нее теоретического закона.
Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-след-ственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности. Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в рамках данной теории выявляется противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы.
Теория - особая форма организации знания.
Признаки теории: 1) созерцательная (теория - "смотрю") была изобретена в др. Греции. 2) теория с точки зрения логики: понятия, суждения и умозаключения изучает логика. Главное последнее. 5) теория выполняет функции для опыта: а) объясняет опытные данные, б) предсказывает новые опыты.
Логические особенности:
1) теоретическое знание должно быть логически не противоречиво.
2) логические связи должны охватывать все утверждения, относящиеся к данной теории (принцип системности).
3) аксиоматизация - берутся истинные утверждения и из них выводится какое-то третье (один из идеалов научности)
а) непротиворечивость,
б) логическая независимость,
в) полнота (аксиоматизируется столько, чтобы обеспечить всеобщность).
К вновь создаваемой теории предъявляется ряд важных требований:
Научная теория должна быть адекватна описываемому объекту, что позволяет в определенных пределах заменить экспериментальные исследования теоретическими изысканиями.
- -Теория должна удовлетворять требованию полноты описания некоторой области действительности,
-Должны быть объяснимы взаимосвязи между различными компонентами в рамках самой теории, должны существовать связи между различными положениями теории, обеспечивающие переход от одних утверждений к другим.
- Должно выполняться требование внутренней непротиворечивости теории и соответствия ее опытным данным.
- Математическое кодирование явлений природы и общества позволяет понимать, управлять и предсказывать ход реальных процессов. В истории культуры это первым осознал Пифагор.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).
Для построения любой формальной системы необходимо:
а) задание алфавита, т.е. определенного набора знаков;
б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова», «формулы»;
в) задание правил вывода.
7. Метатеоретический уровень научного знания.
Метатеория (от греч. «мета» — за, после) — это теория о теории: объектом научного анализа для метатеории выступает «сама» теория. Последняя при этом именуется предметной или объектной или же называется содержательной теорией.
Метатеоретический уровень исследований представляет собой как бы второй «этаж» научного исследования, на котором происходит самоотражение науки, ее самопознание.
Метатеоретические исследования вначале касались логики и математики, а затем, по мере своего развития и развития науки в целом, распространились на другие области знания и вызвали к жизни то явление, которое в настоящее время пронизывает всю современную науку, — ее саморефлексивность.
Метатеоретический подход не просто реорганизует научное знание, является не только способом научного анализа теории, но производит в ней сдвиги содержательного порядка, порождает новое знание. Рефлексия «является своеобразным способом развития самого содержания знания, одним из важных путей разработки теории» Дело в том, что плодотворен сам по себе выход за пределы теории, «отстраненный» взгляд на нее. При этом оказывается, что метатеория обладает более сильными, чем предметная теория средствами познания, использует более мощные системы аргументации.
Метатеория — это не просто знание более общего порядка, чем теория, она представляет особое направление движения научной мысли со своими особыми задачами. Прежде всего, теория и ее метатеория имеют разные предметы исследования. На основе метатеории, в процессе ее построения выявляется научный статус теории (место в системе наук), ее цели и задачи, функции, особенности методологии, строение (состав и структура, в частности, категориальный аппарат) и др.
Одна из важнейших задач метатеории — установление границ применимости теории, ее «территории». Решается эта задача прежде всего путем исследования предмета содержательной теории, который является основным связующим звеном между теорией и ее метатеорией и сведения о котором составляют один из главных компонентов содержания метатеории. Разумеется, что метатеория рассматривает предмет содержательной теории под особым углом зрения, а именно — в плане соотнесения с той системой знаний, которая его отражает. Вопрос о предмете является для всякой теории принципиальным. Поэтому в рамках метатеории, по существу, решается вопрос о праве теории на существование.
В процессе метатеоретического исследования вся проблематика предметной теории берется в комплексе, исследуется целостно, идеи теории рассматриваются в единстве с ее аргументами.
8. Общелогические методы научного познания.
Общелогические методы научного познания - это методы применяемые одновременно на теоретическом и эмпирическом уровне (моделирование, классифицирование, сравнение, аналогия).
Анализ - это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического расчленения предмета исследования на его элементы, свойства и отношения. Анализ относится к начальной стадии всякого исследование, эта стадия проводится с целью выяснения свойств элементов, как основания для последующего раскрытия закономерных связей между ними.
Синтез - это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического соединения выделенных элементов предмета в целое (или в систему).
Индукция - это метод научного исследования, связанный с движением мысли от отдельных фактов (частных посылок) к общему выводу (обобщающей гипотезе). Основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определённого класса. Поэтому индуктивные умозаключения - вывод об общих свойствах всех предметов данного класса на основе изучения большого количества отдельных событий. Направлены на выявление в предметах чего-то общего, выступающего в качестве объективной закономерности. Индукция разделяется на полную и не полную. В полной общий вывод базируется на знании всех изучаемых предметов; однако, если в силу пространственно временного ограничение исследователь может изучить только часть предметов - неполной индукция.
Дедукция(как метод научного познания) - это метод научного исследования, заключающийся в том, что новые знания выводятся на основании эмпирических теорий, законов, принципов, аксиом или гипотез, полученных ранее путём индуктивного обобщение данных наблюдения и эксперимента.
Абстрагирование - это особый вид мышления, заключающийся в отвлечении (устранение) от ряда свойств и отношений изучаемого предмета с одновременным выделением только интересующих субъекта свойств и отношений. Результатом является различного рода абстракции. Использую эту закономерность можно выделить те свойства, которые важны.
Классификация - это метод научного исследования, в основе которого лежит деление и распределение множества объектов на подмножества, подклассы по определённым признакам. В основе классификации - лежит логическая операция деления объёма понятия. Объём понятия - класс объектов, обозначающиеся данным понятием.
9. Философские методы познания.
Главный метод философского познания - метод критической рефлексии. Именно рефлексивность отличает философское познание от любого другого.
Рефлексия означает анализ собственного психического состояния и собственных действий. Только философская рефлексия является основанием обретения человеком своей адекватности. Философия начинается там, где впервые осознается субъектность человеческого бытия, где мышление начинает экспериментировать с самим собой, и человек провозглашает в качестве первой задачи познание самого себя. Эта деятельность самопознания стала называться рефлексивной деятельностью, а главным ее принципом следует считать самоотнесение.
Рефлексивный акт - это познание разумом самого себя в своем инобытии. Философия выясняет, в какой степени мир разумен, и поскольку философия использует для выяснения степени разумности мира разум, то получается, что она есть разумное познание разумного.
Диалектический метод является очень распространенным методом философского познания. Он восходит еще к Сократу, который пользовался им в своих знаменитых беседах. Суть диалектического метода состоит, по Сократу, в достижении результата познания через создание такой ситуации, когда по одному вопросу умышленно сталкивают несколько противоположных или различных точек зрения. Каждый из участников дискуссии высказывает свое особое мнение по спорному вопросу, приводит необходимые аргументы, ссылается на собственный опыт, апеллирует к авторитетам, критикует оппонентов.
Герменевтический метод один из распространенных методов современной философии. Термин "герменевтика" переводится с греческого как "истолковательное искусство" и был использован для названия философского направления и философского метода. Герменевтика - это метод понимания и интерпретации текстов. Она исходит из широко известного факта: текст - один, а его интерпретаций - множество.
Феноменологический метод вошел в арсенал философских методов в начале XX столетия. Его называют еще феноменологической редукцией, в ходе которой сознание, мысль о предмете предмета мысли очищается от различных искажений, внесенных в сознание шаблонами, схемами, догмами и т. п.
Структуралистский метод связан с одноименным философским направлением, очень распространенным в современной философии. Сущность структурализма состоит в признании структуры объекта (совокупности связей между элементами целого, которые остаются неизменными при различных трансформациях и модификациях) главным объектом философского анализа. Объектов, не имеющих структуры, просто не существует, и поэтому структура в философском анализе выступает как субстанциальное начало. В любом явлении можно найти структуру.
Научные методы хотя и не являются специфически философскими, однако широко используются в качестве вспомогательных. Это такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, метод абстрагирования и т. д.
Художественные методы используются: философским экзистенциализмом, потому что их возможности для выражения глубинных характеристик человеческого бытия намного превосходят потенциал рационального дискурса.
10. Общенаучные методы познания.
К общенаучным методам относятся наблюдения и эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и гипотеза, логическое и историческое, моделирование и др.
Наблюдение и эксперимент относятся к общенаучным методам познания, особенно широко применяемым в естествознания. Под наблюдением имеют виду восприятие, живое созерцание, направляемое определенной задачей без непосредственного вмешательства в естественное течение в естественных условиях. Существенным условием научного наблюдения являются выдвижение той или иной гипотезы, идеи, предложения.
Экспериментесть такое изучение объекта, когда исследователь активно воздействует на него путем, создания искусственных условий, необходимых для выявления тех или иных свойств, или же путем изменения хода процесса в заданном направлении.
Индукция и дедукция. В качестве метода исследования индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда единичных фактов. Наоборот, дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному. Индуктивный метод познания, требующий идти от фактов к законам, диктуется самой природой познаваемого объекта: в нем общее существует в единстве с единичным, частным. Поэтому для постижения общей закономерности нужно исследовать единичные вещи, процессы.
Индукция является лишь моментом движения мысли. Она тесно связана с дедукцией: любой единичный объект может быть осмыслен, лишь, будучи включенным в систему уже имеющихся я вашем сознании понятий
Объективным основанием исторического и логического методов познания является реальная история развития познаваемого объекта во всем его конкретном многообразии и основная, ведущая тенденция, закономерность этого развития. Так, история развития человечества представляет собой динамику жизни всех народов нашей планеты. Каждый имеет из них свою неповторимую историю, свои особенности, получившие выражение в быте, нравах, психологии, языке, культуре и т.д. Всемирная история – это бесконечно пестрая картина жизни человечества различных эпох и стран. Тут и необходимое, и случайное, и существенное, я второстепенное, и уникальное, и сходное, и единичное, и общее. Но, несмотря на это бесконечное многообразие жизненных путей различных народов, в их истории есть нечто общее. Все народы, как правило, прошли через одни и те же общественно-экономические формации. Общность жизни человечества проявляется во всех областях: и в хозяйственной, и в социальной, и в духовной. Вот эта общность и выражает объективную логику истории Исторический метод предполагает исследование конкретного процесса развития, а логический метод – исследование общих закономерностей движения объекта познания. Логический метод является не чем иным, как тем же историческим способом, только освобожденным от его исторической формы и от нарушающих его случайностей.
Сущность метода моделирования заключается в воспроизведении свойств объекта на специально устроенном его аналоге – модели. Модель – это условный образ какого-либо объекта. Хотя всякое моделирование огрубляет и упрощает объект познания, оно служит важным вспомогательным средством исследования. Оно дает возможность осуществлять исследование процессов, характерных для оригинала, в отсутствие самого оригинала, что часто бывает необходимо из-за неудобства или невозможности исследования самого объекта.
Общенаучные методы познания не подменяют конкретно-научных приемов исследования, напротив, они преломляются в последних и находятся с ними в диалектическом единстве. Вместе с ними они выполняют общую задачу – отражение объективного мира в сознании человека. Общенаучные методы значительно углубляют познание, позволяют вскрыть более общие свойства и закономерности действительности.
11. Конкретно-научные методы познания (социальные дисциплины).
К методам научного познания относят:
Общие методы , касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.
Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент. В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение.
Наблюдение- это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному образцу.
Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс.
Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.
Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.
12. Специфика социально-гуманитарного научного знания.
Для социально-гуманитарного познания характерно все то, что свойственно познанию как таковому. Это описание и обобщение фактов (эмпирический этап), теоретический и логический анализ с выявлением законов и причин исследуемых явлений, построение идеализированных моделей, адаптированных к фактам, объяснение и предсказание явлений и т.д. Но единство всех форм и видов познания не исключает и определенных внутренних различий между ними, выражающихся в специфике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание в социально-гуманитарной сфере.
Проблема соотношения естественных наук и обществознания активно обсуждается и в современной литературе.
Существует две крайние (а значит ошибочные) позиции в этом вопросе:
а) натуралистика — некритическое, механическое заимствование естественнонаучных методов, что неизбежно культивирует редукционизм в разных вариантах — физикализм, физиологизм, энергетизм, бихевиоризм и др.;
б) гуманитаристика — абсолютизация специфики социально-гуманитарного познания и его методов, сопровождаемая дискредитацией «точных наук». Но в принципе естествознание и гуманитарные науки — ветви одной науки как целого. По одному образному выражению, естественник и гуманитарий «едят одно блюдо», хотя с разных концов и разными ложками. Сказанное не означает, что между естество- и обществознанием нет различий и, что каждое из них не обладает будто бы своей спецификой.
Социально-гуманитарные и естественные науки отличаются прежде всего спецификой своих предметов. Социально-гуманитарные науки имеют дело с людьми и их деятельностью, следовательно, с потребностями, интересами, ценностями и целями социальных групп и индивидуумов, и ставят своей задачей обнаружить, описать и раскрыть сущность этих потребностей, интересов, ценностей и целей. Природа же не обладает подобными свойствами. Таким образом, рассмотрение человеческой деятельности во всех его формах и на всех стадиях – главный ориентир социально-гуманитарного познания.
В XX в. одно из ведущих мест в научном познании занимает системный подход – направление в методологии, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Система – совокупность элементов, или частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуя нечто целое. Предпосылкой формирования системного подхода явился переход к решению задач, связанных с освоением сложных, развивающихся объектов, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. К наиболее сложным системам относятся целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определенных целей, и самоорганизующиеся системы, способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру, т.е. сеть связей и отношений, которая остается относительно постоянной независимо от воздействий на систему. Человеческие сообщества и общество в целом представляют собой именно такого рода целенаправленные системы.
В общей форме процесс развития социально-гуманитарной системы можно представить состоящим из следующих стадий:
а) формулировка цели;
б) ее адаптация к средствам достижения;
в) выделение альтернатив деятельности;
г) их анализ;
д) их оценка;
е) выбор (принятие решения).
Соответствие логики познания процессу развития социально-гуманитарной системы – непременное условие в успешном решении познавательных задач в сфере гуманитарных наук.
13. Функционализм: методологические основания.
В развитии функционализма выделяют три разновидности, абсолютный функционализм; релятивистский функционализм и структурный функционализм:
Абсолютный функционализм (Бронислав Малиновский) основывается на том, что каждый материальный объект, каждый институт выполняют в обществе необходимые функции, которые удовлетворяют важные и полезные потребности всей системы. Каждое общество, каждую культуру следует рассматривать как целостность, состоящую из взаимодействующих элементов, выполняющих определенную функцию, что обеспечивает функционирование всей системы в целом;
Релятивистский функционализм (Роберт Кинг /Чертой) видел основную задачу в том, чтобы выявить условия стабильности. Они обуславливаются универсальным характером всех форм культур, на основе которых функционируют социальные институты, придающие обществу устойчивость, стабильность.
Функция служит саморегуляции системы или приспособлению ее к среде. Функции могут иметь две формы: "явную" (понятную и признанную) и "латентную" (скрытую). "Дисфункция" - условия, ограничивающие стабильность, ослабляющие саморегуляцию данной системы. Для выявления дисфункциональности системы используются понятия аномии и девиантного (отклоняющегося) поведения. Аномия - особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов.
Мертон выделяет пять типов индивидуальной адаптации в зависимости от способов усвоения, принятия или отрицания господствующих в обществе культурных норм:
• конформизм(социальные цели общества и способы их достижения принимаются личностью полностью);
• инновационность (личность принимает социальные цели, но не способы их достижения);. ритуализм (социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы);
• ретритизм (отрицание как общепринятых социальных целей, так и способов их достижения);
• мятеж, бунт (замена общепризнанных целей и средств их достижения).
• функционализм как теоретический подход в социологии.
В ходе своего развития социология выработала ряд теоретических подходов, содержащих различные объяснения общественной жизни.
В современной социологии существуют три основных подхода: функциональный (функционализм), конфликтологический (теория конфликта) и символический интеракционизм.
Структурный функционализм – это такое направление в социологии, которое рассматривает общество, социум, их явления и процессы как социальные системы, имеющие свою структуру и механизм взаимодействия соответствующих структурных элементов, каждый из которых выполняет своеобразную роль, функцию в данной системе. Другим выражением сути функционализма может служить положение о том, что как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.
Структурный функционализм исследует, каким образом социальные явления выполняют различные функции системы. Под структурой понимается совокупность статусов, ролей, стратифицированных социальных групп, связанных между собой в соответствии с функциональными отношениями.
Статус- то положение, которое данный человек занимает в конкретной системе в данный момент, а роль является динамическим аспектом статуса, теми действиями, которые общество ожидает от индивида;
14. Структурный метод. Системно-структурный подход.
Структурный подход — направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно:
- углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов;
- выяснение внутренне присущих им вневременных свойств;
- интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними.
В итоге строится система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.
Под методом науки понимается совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных знаний, объективно отражающих действительность. Методология - учение о методе, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания материального мира.
Системно - структурный метод, то есть Системный анализ — научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.
Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход.
Специальная разработка системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике сложных многокомпонентных систем.
Системный подход - это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем. Основные понятия системного подхода: "элемент", "структура", "функция" и т.д. - были рассмотрены ранее в теме "Диалектика и ее альтернативы".
В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного подхода следующие:
1. Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов.
2. Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. структуры объекта, что образует ядро системного подхода.
3. В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы.
4. Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.
Широта принципов и основных понятий системного подхода ставит его в тесную связь с др. общенаучными методологическими направлениями современной науки.
По своим познавательным установкам системный подход имеет особенно много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, с которыми его роднит не только оперирование понятиями структуры и функции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта.
Вместе с тем принципы системного подхода обладают более широким и более гиб