Однако чаще всего их делят на четыре вида: - целенаправленные; - стихийные; - материальные; - духовные.

Основные понятия системного подхода.

1. Цель – сохранение или достижение желаемого или требуемого состояния системы.

2. Элементы – части системы.

3. Связи элементов – взаимоотношения между элементами системы, выражающиеся в обмене энергией, информацией, веществом.

4. Структура – внутреннее строение системы, обусловленное устойчивыми связями между ее элементами.

5. Состояние системы – совокупность параметров, характеризующих систему в целом.

6. Функционирование – процесс перехода из одного состояния системы в другое или сохранение ее исходного состояния.

7. Организация – структурно-функциональное состояние системы.

8. Управляющее воздействие – целенаправленное воздействие на систему для коррекции ее состояния путем изменения входных параметров.

9. Результат – итоговое состояние системы, достигнутое под воздействием управления и функционирования системы.

Системы управления имеют структуру, характеризующуюся существованием двух каналов связей между субъектом управления и объектом управления: 1) канал прямой связи для передачи управляющего воздействия; 2) канал обратной связи для передачи информации о состоянии и функционировании объекта.

Реализация процесса управления: процесс управления происходит на основе использования и переработки поступающей информации о поведении (состоянии) объекта и воздействия на него окружающей среды.

Окружающая среда – все, что не входит в состав системы, но влияет или может повлиять на нее.

Вход – цели, ресурсы.

Выход – результаты; в текущий момент – показатели, характеризующие состояние системы.

Обратная связь – мониторинг состояния системы для контроля над происходящими изменениями.

Границы системы – пределы воздействия управления.

16. Этапы развития системного подхода.

Основные этапы системного подхода в управлении:

1. Выделение объекта изучения из общей массы явлений и процессов, определение пределов системы, ее основных частей, элементов, связей с окружающей средой.

2. Установление основных критериев целесообразного действия системы, а также основных ограничений и условий существования.

3. Определение вариантов структур и элементов, нахождение факторов, оказывающих влияние на систему.

4. Разработка модели системы.

5. Оптимизация работы системы по достижению цели.

6. Установление оптимальной схемы управления системой.

7. Определение надежной обратной связи по результатам функционирования, установление надежности функционирования системы.

Этапы системного подхода:

1. Выделение объекта исследования из общей совокупности процессов, очертание контура и границ системы, ее элементов, связей со средой; установление цели исследования, выяснение структуры и функций системы; выделение главных свойств элементов и системы в целом, установление их соответствий;

2. Определение основных критериев эффективного функционирования системы, а также основных ограничений и условий функционирования;

3. Определение вариантов структур и элементов, учет основных факторов, влияющих на систему;

4. Составление модели системы;

5. Оптимизация функционирования системы по достижению цели;

6. Определение оптимальной схемы управления системой;

7. Установление надежной обратной связи по результатам функционирования, определение работоспособности и надежности функционирования систем.

Методология системного подхода опирается на доминирующую роль целого по отношению к составным частям элементов. В системном подходе мысль движется от целого к составным частям, от системы к элементам, от сложного к простому явлению, и целое определяет характер и специфику элементов и частей, входящих в состав данного целого.

17. Типология систем.

Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что взаимосвязь и взаимозависимость подсистем, образующих политическую целостность, происходит раз­личными способами.

На характер взаимодействия элементов внутри политической системы и ее взаимоотношений с внешней средой влияет ряд переменных (факторов) ­культура, исторические традиции, экономическое развитие, зрелость гражданского общества и т.д.

Доминирование тех или иных переменных в механизме взаимодействия системы с внешней или внутренней средами является основанием для типологизации политических систем.

Одна из первых классификаций политических систем исходит из характера их взаимоотношений с внешней средой и выделяет открытые и закрытые политические системы.

Закрытыеполитические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. находят ресурсы развития внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны (Куба, КНДР, КНР).

Открытые системы активно обмениваются с внешним миром, успешно усваивают ценности иных систем, они подвижны и динамичны.

Основанием типологизации политических систем может служить социально ­ экономический фактор, обусловливающий политическое господство экономически доминирующего класса. Предложившие подобную классификацию К. Маркс и Ф. Энгельс взяли за основу способ производства и соответственно выделили рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы. Однако в отмеченных типологиях абсолютизируется роль одного фактора и не учитывается влияние других переменных, что делает их недостаточно прагматичными.

Первая классификация Алмонда на основании таких критериев как политическая культура и режим:

1)Англо-американская полит система характеризуется многообразием политических ролей и функций негосударственных структур, однородностью полит культуры. Здесь провозглашены такие либеральные ценности как свобода личности, индивидуализм, благосостояние, безопасность. Обществу характерен прагматизм и рационализм отношений к властным структурам.

2) Для континентально-европейской свойственно отсутствие целостной политической культуры, ее фрагментарность, наличие сильных этнических, религиозных, территориальных субкультур. Это порождает такое довольно частое явление парламентские и правительственные выборы.

3) В тоталитарной - государственная власть контролирует все сферы жизнедеятельности индивида и общества. Запрещены добровольные политические объединения и организации граждан. Принцип полит самодеятельности.

4) Доиндустриальная с закрытой политической культурой, которая имеет преимущественно классовый или национальный характер. Власть не имеет четкого разделения по полномочиям. Отсутствие четко сформулированных целей и задач.

Вторая классификация Алмонда:

1) Примитивная, т.е. минимальное дифференциацией органов, патриархальной культурой, ориентированной на примитивные структуры: клан, род, племя

2) Традиционная с невысокой правительственной дифференциацией и пассивной подданнической культурой типа Египта фараонов, феодальной Францией.

3) Современная с дифференцированной инфраструктурой государственных и негосударственных институтов и культурой участия в политике, начиная от ранних античных демократий и заканчивая демократическими государствами запада.

Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, например, с позиции формационного подхода различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический тип политических систем.

18. Методика построения «древа целей».

Основным методом в построении структур целей и функций является метод «дерева целей».

«Дерево целей» - вид структуры целей. Термин был введен У.Черчменом, который предложил метод дерева целей в связи с проблемами принятия решений в промышленности. Термин «дерево» подразумевает формирование иерархической структуры, получаемой путем расчленения общей цели на подцели, а их – на более детальные составляющие, для наименования которых в конкретных приложениях используют разные названия: направления, проблемы, программы, задачи, а начиная с некоторого уровня – функции. Такая процедура получила в последующем название структуризации цели.

Метод «дерево целей» ориентирован на получения полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась бы при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе.

«Дерево» состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель,

цели 1-го уровня (главные),

цели 2-го уровня,

цели 3-го уровня и так до необходимого уровня декомпозиции.

Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реализация каждой из главных целей – достижение соответственно своих конкретных целей 2-го уровня и т.д.

«Дерево целей» представляет собой структурированную по иерархическому принципу совокупность генеральной цели и ее подчиненных подцелей 1-го, 2-го и последующих уровней - «вершины» цели, соединенных между собой связями - ребрами, ветвями «дерева» целей.

Критерий

Структурная достоверность –соответствие способу определения и организации информации

Простота – удобство работы с моделью как для профессионалов в области разработки информационных систем, так и для обычных пользователей.

Выразительность – способность представлять связи между данными, различия и ограничения.

Отсутствие избыточности – исключение излишней информации (т.е. любая часть данных должна быть представлена один раз).

Универсальность– отсутствие принадлежности к какой-либо особой технологии и, как следствие, возможность использования во многих приложениях и технологиях.

Расширяемость – способность развиваться и включать новые требования.

Целостность– согласованность со способами использования и управления информацией.

Схематическое представление– возможность описания с помощью наглядных схематических обозначений.

22. Организационно-методологический и рабочий планы исследования.

В зависимости от целей и задач исследования, состояния знания об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия исследовательского поиска, определяющая последовательность операций, осуществляемых социологом.

Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана: поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый план социологического исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. Цель плана - формулировка проблемы.

Опрос экспертов - специалистов-учёных и специалистов-практиков - дает возможность получить дополнительные знания об изучаемом социальном объекте и сформулировать несколько первичных гипотез. Рекомендуется заранее составить список лиц и учреждений, к которым необходимо обратиться за консультацией.

Наблюдение - завершающий этап поиска. К этому моменту социолог уже располагает некоторой информацией об изучаемом объекте.

Описательный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т. е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта.

Методический план исследования организует методический инструментарий исследования -- методы сбора, обработки и анализа -социальной информации.

Выбор методов сбора информации. Каждое социологическое исследование - это уникальное сочетание объекта и предмета изучения, целей и задач стратегического плана и соответственно методов исследования. Чаще всего социологу не удается отыскать готовый набор исследовательских средств и схему их применения. В таких случаях ему приходится опираться на свой опыт и отыскивать оригинальное решение.

Первичный материал - это массив данных, полученных при помощи методов сбора, предусмотренных в программе социологического исследования. Сам по себе массив данных труднообозрим и не пригоден для теоретического анализа. Первичная обработка упорядочивает, классифицирует эмпирический материал, придавая ему обозримый вид.

Рабочий план социологического исследования — документ, фиксирующий последовательность и объем всех действий и ресурсных затрат, которые предполагается реализовать в ходе осуществления конкретного исследовательского проекта. Рабочий план входит в методический раздел программы социологического исследования.

Первый раздел предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров).

Второй раздел включает все организационные и методические виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмотреть предварительное оповещение опрашиваемых о целях, задачах и практическом значении социологического исследования, т.е. заранее ответить на вопросы, которые обычно задают все респонденты (опрашиваемые).

Третий раздел посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле» информации. План должен предусматривать, сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для выполнения этой кропотливой процедуры.

Четвертый раздел — это виды работ, связанные с анализом результатов обработки. Получив табуляграммы, исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый отчет о проведенном социологическом исследовании, делают выводы, формулируют практические рекомендации.

23. Понятие «измерения», виды и уровни измерений.

Измерение — совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений).

Получившееся значение называется числовым значением измеряемой величины, числовое значение совместно с обозначением используемой единицы называется значением физической величины.

Измерение физической величины опытным путём проводится с помощью различных средств измерений — мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей, систем, установок и т. д.

1) По характеру зависимости измеряемой величины от времени:

а) статические - имеют место, когда измеряемая величина практически постоянна (измерения размеров тела, постоянного давления);

б) динамические, связанные с величинами, которые в процессе измерений претерпевают те или иные изменения (измерения пульсирующих давлений, вибраций).

2) По способу получения результатов:

а) Прямые измерения — измерения, при которых искомое значение физической величины находят непосредственно из опытных данных путем ее непосредственного сравнения с мерой.

б) Косвенные измерения — измерения, при которых искомую величину определяют на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям.

в) Совокупные измерения — это производимые одновременно измерения нескольких одноименных величин, характеризующих данный предмет или изделие, при которых искомую определяют решением системы уравнений, получаемых при прямых измерениях различных сочетаний этих величин.

г) Совместные измерения — это производимые одновременно измерения двух или нескольких неоднородных физических величин для нахождения зависимостей между ними.

3) По условиям, определяющим точность результата:

а) Измерения максимально возможной точности, достижимой при существующем уровне техники.

б) Контрольно-поверочные измерения, погрешность которых с определенной вероятностью не должна превышать некоторого заданного значения.

в) Технические измерения, в которых погрешность результата определяется характеристиками средств измерений.

4) По способу выражения результатов измерений:

а) Абсолютными называются измерения, которые основаны на прямых измерениях одной или нескольких основных величин или на использовании значений физических констант.

б) Относительными называются измерения отношения величины к одноименной величине, играющей роль единицы, или измерения величины по отношению к одноименной величине, принимаемой за исходную.

5) По характеру изменения измеряемой величины измерения:

а) Статические — применяют для измерения случайных процессов, а затем для определения среднестатистической величины;

б) Постоянные — используют для контроля непрерывных процессов.

6) По количеству измерительной информации измерения:

а) Однократные измерения — это одно измерение одной величины, т.е. число измерений равно числу измеряемых величин.

б) Многократные измерения — характеризуются превышением числа измерений количества измеряемых величин.

Уровни измерения:

Номинальные измерения

Номинальным измерением называют процесс отнесения объектов в классы. Все, что мы можем сказать об объектах, сгруппированных в один класс, — это то, что они идентичны в отношении некоторого свойства или признака, т. е. фактическое отношение между объектами — это отношение тождества (или различия).

Порядковые измерения

Измерение на порядковом (ординальном) уровне предполагает, что мы спо­собны упорядочить объекты по степени выраженности свойства или признака, т. е. определить для них отношение «больше-меньше». Например, мы можем говорить о низком, среднем или высоком социальном статусе или низкой, умеренной или высокой коммуникабельности.

Интервальный уровень измерения

Об интервальном уровне измерения можно говорить тогда, когда мы спо­собны не только определить количество интересующего нас свойства в эм­пирических наблюдениях, но также определить равные расстояния между категориями, т. е. ввести единицу измерения.

24. Типы шкал. Способы построения шкал.

Номинальная измерительная шкала - измерительная шкала, предназначенная для классификации объектов и их признаков.

Номинальная шкала (наименований) строится на единственном отношении - отношении эквивалентности. Деления на шкале характеризуют критерии, на основании которых производится классификация. Способность человека оценить любой стимул по заданному критерию как принадлежащих данному классу или нет настолько очевидна, что возможность построения номинальной шкалы для реакций различного уровня сложности обычно не вызывает возражений.

Шкала наименований (номинальная шкала) получается путем присвоения “имен” объектам. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмножества.

Объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквивалентность - неэквивалентность. В результате процедуры образуется совокупность классов эквивалентности. Объекты, принадлежащие одному классу, эквивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эквивалентным объектам (субъектам) присваиваются одинаковые имена. Например, холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики.

Операция сравнения является первичной для построения любой шкалы. Для построения такой шкалы нужно, чтобы объект был равен или подобен сам себе (х = х для всех значений х), то есть на множестве объектов должно быть реализовано отношение эквивалентности. Для психологических объектов, например испытуемых или психических образов, это отношение реализуемо, если абстрагироваться от времени. Но поскольку операции попарного сравнения множества всех объектов эмпирически реализуются не одновременно, то в ходе эмпирического измерения даже это простейшее условие не выполняется.

Следует запомнить, что любая шкала есть идеализация, модель реальности, даже такая простейшая, как номинальная шкала (шкала наименований). Кроме того, многократное повторение эксперимента (накопление статистических данных) приводит к “перемешиванию” состава классов: в лучшем случае мы можем получить оценку, указывающую на вероятность принадлежности объекта к классу.

Дихотомическая шкала (классификация) часто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: “есть - нет”, так называемое “точечное” свойство. Примеров таких свойств много: наличие или отсутствие у испытуемого какой-либо наследственной болезни (дальтонизм, болезнь Дауна, гемофилия и др.), или какого-то отличительного признака (абсолютного слуха и др.). В этом случае исследователь имеет право проводить “оцифровку” данных, присваивая каждому из типов цифру “1” или “, и работать с ними, как со значениями шкалы интервалов.

В ряде пособий неверно утверждается, что шкала наименований различает предметы по проявлению свойства, но не различает их по уровню проявления свойства. Шкала наименований вообще не основана на понятии “свойство”, которое вводится, лишь начиная со шкалы порядка, а базируется на представлении о “типе” - множестве эквивалентных объектов. Для того, чтобы ввести понятие “свойство”, требуется ввести отношения не между объектами, а между классами (типами) эквивалентных объектов (которые, конечно, могут содержать всего лишь один объект).

25. Графическая интерпретация эмпирических зависимостей.

Главным достоинством графического изображения яв­ляется его наглядность.

Графическая интерпретация эмпирических зависимостей осно­вана на знании технических правил построения рядов, типов и свойств теоретических распределений. Здесь мы рассмотрим графика вариационных рядов: гистограмму, полигон и кумуляту распределения.

Гистограмма.

Гистограмма — это графическое изображение интервального ряда. По оси абсцисс откладывают границы интервалов, на которых строят прямоугольники с высотой, пропорциональной плотностям распределения соответствующих интервалов (пропор­циональной числу единиц совокупности, приходящейся на единицу длины интервала). При равных интервалах плотности распределения пропорциональны частотам, которые и откладываются по оси ординат.

Полигон распределения.

Для построения полигона величина при­знака откладывается на оси абсцисс, а частоты или относительные частоты — на оси ординат. Из точек, соответствующих значениям признака, восстанавливаются перпендикуляры, равные по высоте частотам. Вершины перпендикуляров соединяются прямыми ли­ниями.

Для интервального ряда ординаты, пропорциональные частоте (или относительной частоте) интервала, восстанавливаются перпен­дикулярно оси абсцисс в точке, соответствующей середине данного интервала.

Условно принято крайние ординаты признака соединять с серединами примыкающих интервалов (на рис. 2 эти замыкающие линии нанесены пунктиром). Однако для распределения, где концентрация событий увеличивается на концах полигона, такое изображение мо­жет привести к ложным представлениям о существе явления.

Кумулята.

Для графического изображения вариационных рядов используются также кумулятивные кривые. При построении кумуляты, как и гистограммы, на оси абсцисс откладываются границы интервалов (либо значения дискретного признака), а на оси орди­нат — накопленные частоты (либо относительные частоты), соответ­ствующие верхним границам интервалов. Таким образом, отличие кумуляты от гистограммы в том, что на графике кумуляты столби­ки, пропорциональные частотам, последовательно накладываются один на другой, так что высота последнего столбика является сум­мой высот столбиков гистограммы.

Кумулята округляет индивидуальные значения признака в пре­делах интервала и представляет собой возрастающую ломаную линию.

26. Методики анализа статистических взаимосвязей.

Регрессионный анализ— это более сложный и соответственно более мощный метод анализа взаимосвязей. Необходимость его вызвана недостатками в технике классификации и сравнения путем анализа только табличных данных.

Этапы построения выборки.

1 этап. Один алгоритм выборки зависит от сложности объекта об общих теоретических построения выборки. В случае если полная основа выборки недоступна (т. е. случайный отбор невозможен) значимые (выбор) задачи исследования с точки зрения критерия для построения и стратифицированной или квотной выборки чаще всего выступают соцопросы. Демократические признаки.

2 этап. Определение объёма выборки, величина выборочной совокупности.

3 этап: Сбор сведений о распределение значимых признаков совокупности, выбор числа ступени отбора , определения способа и единиц отбора на каждой ступени.

4 этап: Составление основы выборки если на последний ступени предполагается случайный или механический отбор.

Требования к основе выборки

1) Полнота (полный список всех единиц.

2) Отсутствия дублирования (повторения нескольких элементов).

3) Адекватность с реальностью.

4) Удобство в использовании.

В качестве основы выборки могут выступать любые документы.

Комбинированные выборки.

Соединение в многоступенчатой выборке различных приемов отбора (простого случайного, систематического или серийного) делает выборку комбинированной.

Большинство используемых в современных социологических исследованиях выборок являются комбинированными.

Одноступенчатая стратифицированная выборка. Комбинированная одноступенчатая выборка использовалась социологами ИСИ АН СССР при формировании выборочной совокупности для изучения индивидуальной производительности труда (индивидуальных норм выработки) рабочих сдельщиков.

29. Способы построения шкал (для анализа данных по выборкам).

Номинативная шкала - это шкала, классифицирующая по названию. Название же не измеряется количественно, оно лишь позволяет отличить один объект от другого или одного субъекта от другого. Номинативная шкала - это способ классификации объектов или субъектов, распределения их по ячейкам классификации.

Простейший случай номинативной шкалы - дихотомическая шкала, состоящая всего лишь из двух ячеек, например: "имеет братьев и сестер - единственный ребенок в семье"; "иностранец - соотечественник"; "проголосовал "за" - проголосовал "против"" и т.п.

Признак, который измеряется по дихотомической шкале наименований, называется альтернативным. Он может принимать всего два значения. При этом исследователь зачастую заинтересован в одном из них, и тогда он говорит, что признак "проявился", если тот принял интересующее его значение, и что признак "не проявился", если он принял противоположное значение. Например: "Признак леворукости проявился у 8 испытуемых из 20". В принципе номинативная шкала может состоять из ячеек "признак проявился - признак не проявился".

Более сложный вариант номинативной шкалы - классификация из трех и более ячеек, например: "экстрапунитивные - интрапунитивные - импунитивные реакции" или "выбор кандидатуры А - кандидатуры Б - кандидатуры В - кандидатуры Г" или "старший - средний - младший -единственный ребенок в семье" и др.

Порядковая шкала (ранговая)- это шкала, классифицирующая по принципу "больше - меньше". Если в шкале наименований было безразлично, в каком порядке мы расположим классификационные ячейки, то в порядковой шкале они образуют последовательность от ячейки "самое малое значение" к ячейке "самое большое значение" (или наоборот). Ячейки теперь уместнее называть классами, поскольку по отношению к классам употребимы определения "низкий", "средний" и "высокий" класс, или 1-й, 2-й, 3-й класс, и т.д.

В порядковой шкале должно быть не менее трех классов, например "положительная реакция - нейтральная реакция - отрицательная реакция" или "подходит для занятия вакантной должности - подходит с оговорками - не подходит" и т. п.

В порядковой шкале мы не знаем истинного расстояния между классами, а знаем лишь, что они образуют последовательность. Например, классы "подходит для занятия вакантной должности" и "подходит с оговорками" могут быть реально ближе друг к другу, чем класс подходит с оговорками" к классу "не подходит".

Интервальная шкала - это шкала, классифицирующая по принципу "больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц". Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии.

Попытки измерять психологические явления в физических единицах - волю в секундах, способности в сантиметрах, а ощущение собственной недостаточности - в миллиметрах и т. п., конечно, понятны, ведь все-таки это измерения в единицах "объективно" существующего времени и пространства. Однако ни один опытный исследователь при этом не обольщает себя мыслью, что он совершает измерения по психологической интервальной шкале. Эти измерения принадлежат по-прежнему к шкале порядка, нравится нам это или нет.

Аналогичным образом, значения, полученные испытуемыми в баллах по любой нестандартизованной методике, оказываются измеренными лишь по шкале порядка. На самом деле равно интервальными можно считать лишь шкалы в единицах стандартного отклонения и процентильные шкалы, и то лишь при условии, что распределение значений в стандартизующей выборке было нормальным.

30. Методика шкалограммного анализа.

Способ квантификации социологических и психологических данных, основанный на использовании шкалы порядка по одному критерию и как правило дихотомической шкалы ответов: "да" и "нет".

В результате исследования респонденты ранжируются в зависимости от характера ответов и строится так называемая шкалограмма, вычисляется коэффициент воспроизводимости (процент ответа на тот или иной вопрос довольно большой – около 100 человек – выборки исследуемых). На этой основе каждый ответ получает определенный балл; можно определить и ранг опрашиваемого по сумме набранных баллов. Вопросы респонденту строятся иерархическим образом, когда согласие с вышестоящим по иерархии суждением должно автоматически вести к согласию с нижестоящими.

Построение шкалы распадается

1. Отбирается серия суждений относительно измеряемого свойства.

2. Эти суждения раздаются группе респондентов, которые отвечают на них по схеме: "да", "нет".

3. Отбрасываются суждения, которые набрали более 8о% ответов "да" или "нет".

4. Оставшиеся вопросы ранжируются исходя из процентного ответа на них.

В более сложных шкалах вместо дихотомической системы каждое суждение может оцениваться по иному шкале, например: 4 – "полностью согласен"; 3 – "согласен"; 2 – "не знаю, не могу ответить"; 1 – "не согласен"; 0 – "категорически не согласен" и др.

Метод экономии

способ исследования памяти человека предложенный Г. Эббингаузом. Его суть заключается в сравнении результатов, полученных путем первоначального заучивания ряда стимулов и повторным заучиванием после забывания. При этом в процессе повторного заучивания происходит определенная экономия времени и числа повторений (отсюда и название метода).

Метод эксперимента

общенаучный метод исследования, который заключается в активной, преимущественно практической, заранее запланированной, деятельности экспериментатора по изучению психолого-педагогических явлений в процессе естественного и искусственного их развития, функционирования.

31. Методики выявления систематических ошибок (по данным выборок).

Задача выборочного наблюдения - дать верное представление о сводных показателях всей совокупности факторов на основе некоторой их части, подвергнутой обследованию, т.е. определение характеристик генеральной совокупности по выборочным данным. Чаще других при выборочном наблюдении исследуется либо среднее значение того или иного признака у единиц совокупности

Выборочные показатели, как правило, не совпадают с соответствующими показателями генеральной совокупности, а несколько отличаются от них в одну или другую сторону, т.е. при выборочном наблюдении всегда могут возникнуть ошибки, которые можно подразделить на ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации при выборочном наблюдении, как и при сплошном, могут возникнуть по разным причинам: и по вине того, кто проводит наблюдение, и по вине отвечающего на те или иные вопросы, и от способа наблюдения. Но если тщательно провести подготовку кадров и продумать организацию проведения наблюдения, то в силу ограниченности выборочной совокупности (по сравнению с генеральной совокупностью) ошибки регистрации можно свести к минимуму или, во всяком случае, уменьшить их по сравнению с ошибками регистрации сплошного наблюдения.

Ошибка репрезентативности (представительства) свойственна лишь выборочному наблюдению и представляет собой величину возможных расхождений между показателями выборочной и генеральной совокупности.

Анализ вопросов анкеты.

Проверяется логическая обоснованность (релевантность) формулировки каждого вопроса по отношению к содержанию искомой информации, которая должна быть получена с помощью этого вопроса. Исходной точкой такого анализа должен быть список единиц искомой информации с указанием номеров вопросов, которые обеспечивают ее получение, контроль и перепроверку качества.

В результате мы получим разделение вопросов на две группы: первая – вопросы, содержащие очевидные нарушения требований к логике их построения по критерию обоснованности; вторая – вопросы, не содержащие ошибок обоснованности.

Интервью об интервью. Данные о том, как респонденты понимают смысл отдельных заданий, содержащихся в вопросе, о том, как они интерпретируют значения отдельных слов, терминов, выражений, могут быть получены с помощью дополнительных вопросов.

Таким образом, структура пилотажного варианта вопросника как бы удваивается: кроме содержательных вопросов, она включает своеобразное «интервью об интервью», цель которого – сбор методической информации.

Методический эксперимент. Программа пробного исследования может включать специальные методические процедуры, имеющие целью выяснение структуры представлений, языка опрашиваемых, их аналитических возможностей.

Наблюдение. Большая часть пробных исследований основана именно на этом методе, в частности на неструктурированном наблюдении.

Разделение функций наблюдателя и интервьюера. Применение метода наблюдения в пробном исследовании будет более эффективным, если проведение опроса и наблюдение за ситуацией взаимодействия е

Наши рекомендации