Тема 7. Выработка ориентации в возможностях применения метода фокус-групп в социологическом исследовании
Практическое задание:с использованием программы социологического исследования, составленной на первом семинарском занятии, проведение фокус-группы
Вопросы для обсуждения и задания:
1. Какие виды фокус-групп вы знаете? С какой целью проводятся фокус-группы в прикладном социологическом исследовании?
2. Определите технику и процедуры проведения фокус-групп
3. Охарактеризуйте содержание деятельности модератора и ассистента модератора
4. Сформулируйте вопросы для модератора, основываясь на программе социологического исследования, составленной на первом занятии
5. Подготовьте таблички участников фокус-группы
6. Выберите модератора и ассистента модератора из числа студентов курса
7. Примите участие в качестве информантов в фокус-группе
Рекомендации
При проведении фокус-группы соблюдать все необходимые процедуры. Модератора и ассистента модератора выбирать из числа студентов группы.
Список литературы
1. Белановский С.А. Глубокое интервью. - М., 2001
2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 2001
3. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - М., 1998
4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие. – 2-е изд. - М, 2002
5. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учеб. для вузов. – М., 2004
6. Крюгер В. Фокусные группы: Практическое руководство для прикладного исследования. - М., 1995
7. Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство.: Пер. с англ. - М., 2003
8. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А. Е. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Г.С. Батыгина. - М., 2000
9. Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. 1993, № 8
10. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью//Пер. с англ. Под ред. С.А. Белановского. - М., 1991
11. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Маслова. В 2 кн. – М., 1990
12. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: 4М. 1995. № 5-6
13. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учебн. пособие. - М., 1998
14. Социология. Словарь-справочник. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика / Отв. ред Г.В. Осипов. - М., 1991. Т. 4
15. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. - Изд. Самарский университет, 1995
Вопросы для повторения
1. Укажите принципиальные отличия количественных и качественных методов сбора первичной информации
2. Определите виды качественных исследований
3. Определите виды количественных исследований
Тема 8. Выработка ориентации в возможностях применения метода фокус-групп в маркетинговом исследовании
Практическое задание:с использованием программы маркетингового исследования, составленной на третьем семинарском занятии, проведение фокус-группы
Вопросы для обсуждения и задания:
1. В каких маркетинговых исследованиях целесообразно применение качественных методов? В каких маркетинговых исследованиях – количественных методов? В каких маркетинговых исследованиях необходимо использование смешанных (количественно-качественных) методов?
2. С какой целью проводятся фокус-группы в маркетинговых исследованиях?
3. В каких маркетинговых исследованиях целесообразно проведение обычных фокус-групп? В каких маркетинговых исследованиях необходимо проведение расширенных или мини фокус-групп?
4. Сформулируйте вопросы для модератора, основываясь на программе маркетингового исследования, составленной на третьем занятии
5. Подготовьте таблички участников фокус-группы
6. Выберите модератора и ассистента модератора из числа студентов курса
7. Примите участие в качестве информантов в фокус-группе.
Рекомендации
При проведении фокус-группы соблюдать все необходимые процедуры. Модератора и ассистента модератора выбирать из числа студентов группы.
Список литературы
1. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. – СПб., 2005
2. Березин И.С. Практика исследования рынков. – М., 2003
3. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. - М., 2005
4. Белановский С.А. Глубокое интервью. - М., 2001
5. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 2001
6. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - М., 1998
7. Крюгер В. Фокусные группы: Практическое руководство для прикладного исследования. - М., 1995
8. Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство.: Пер. с англ. - М., 2003
9. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью//Пер. с англ. Под ред. С.А. Белановского. - М., 1991
Вопросы для повторения
1. Какие виды выборки могут быть использованы в ходе формирования фокус-групп?
2. Почему результаты качественных исследований не подвергаются статистической обработке?
3. Почему стиль исследования с помощью качественных методов называют мягким, теплым, а стиль исследования с помощью количественных методов – жестким, холодным?
6. Методические указания для самостоятельной работы
В содержании курса есть темы, нуждающиеся в дополнительной самостоятельной работе студентов.
Цель самостоятельной работы – овладение навыками самостоятельной познавательной деятельности, освоение методов работы социологов и маркетологов, отработка профессиональных приемов, навыков, умений.
Самостоятельная работа студентов осуществляется в органической связи и преемственности с другими видами обучения. Студенты не только осваивают предметно-понятийное содержание учебного курса, но и используют фактические данные, анализируют ведущие социальные проблемы, указывают возможные пути их разрешения.
На основе конкретизации изучаемых проблем студенты апробируют, уточняют свои представления о характере и содержании проблем, формируют позиции, личностные ориентации.
Одной из форм самостоятельной работы студентов является подготовка к семинарским занятиям. Подготовка должна включать следующие моменты:
1. Знакомство с источниками из списка основной литературы
2. Знакомство с источниками из списка дополнительной литературы
3. Чтение конспектов лекций
4. Выяснение содержания тех категорий и понятий, которые являются основными для темы.
При подготовке к семинару следует вести тетрадь, в которой должны быть необходимые выписки из литературы, неясные вопросы, проблемы для обсуждения на семинаре.
Другим видом самостоятельной работы является подготовка к контрольным работам. Подобная форма предпочтительнее для заочной формы обучения.