Тема 7. Выработка ориентации в возможностях применения метода фокус-групп в социологическом исследовании

Практическое задание:с использованием программы социологического исследования, составленной на первом семинарском занятии, проведение фокус-группы

Вопросы для обсуждения и задания:

1. Какие виды фокус-групп вы знаете? С какой целью проводятся фокус-группы в прикладном социологическом исследовании?

2. Определите технику и процедуры проведения фокус-групп

3. Охарактеризуйте содержание деятельности модератора и ассистента модератора

4. Сформулируйте вопросы для модератора, основываясь на программе социологического исследования, составленной на первом занятии

5. Подготовьте таблички участников фокус-группы

6. Выберите модератора и ассистента модератора из числа студентов курса

7. Примите участие в качестве информантов в фокус-группе

Рекомендации

При проведении фокус-группы соблюдать все необходимые процедуры. Модератора и ассистента модератора выбирать из числа студентов группы.

Список литературы

1. Белановский С.А. Глубокое интервью. - М., 2001

2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 2001

3. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - М., 1998

4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие. – 2-е изд. - М, 2002

5. Добреньков В.И. Методы социологического исследования: Учеб. для вузов. – М., 2004

6. Крюгер В. Фокусные группы: Практическое руководство для прикладного исследования. - М., 1995

7. Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство.: Пер. с англ. - М., 2003

8. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А. Е. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов / под общ. ред. Г.С. Батыгина. - М., 2000

9. Лакутин О.В., Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования. 1993, № 8

10. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью//Пер. с англ. Под ред. С.А. Белановского. - М., 1991

11. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Маслова. В 2 кн. – М., 1990

12. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: 4М. 1995. № 5-6

13. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учебн. пособие. - М., 1998

14. Социология. Словарь-справочник. Социологическое исследование: методы, методика, математика и статистика / Отв. ред Г.В. Осипов. - М., 1991. Т. 4

15. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. - Изд. Самарский университет, 1995

Вопросы для повторения

1. Укажите принципиальные отличия количественных и качественных методов сбора первичной информации

2. Определите виды качественных исследований

3. Определите виды количественных исследований

Тема 8. Выработка ориентации в возможностях применения метода фокус-групп в маркетинговом исследовании

Практическое задание:с использованием программы маркетингового исследования, составленной на третьем семинарском занятии, проведение фокус-группы

Вопросы для обсуждения и задания:

1. В каких маркетинговых исследованиях целесообразно применение качественных методов? В каких маркетинговых исследованиях – количественных методов? В каких маркетинговых исследованиях необходимо использование смешанных (количественно-качественных) методов?

2. С какой целью проводятся фокус-группы в маркетинговых исследованиях?

3. В каких маркетинговых исследованиях целесообразно проведение обычных фокус-групп? В каких маркетинговых исследованиях необходимо проведение расширенных или мини фокус-групп?

4. Сформулируйте вопросы для модератора, основываясь на программе маркетингового исследования, составленной на третьем занятии

5. Подготовьте таблички участников фокус-группы

6. Выберите модератора и ассистента модератора из числа студентов курса

7. Примите участие в качестве информантов в фокус-группе.

Рекомендации

При проведении фокус-группы соблюдать все необходимые процедуры. Модератора и ассистента модератора выбирать из числа студентов группы.

Список литературы

1. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. – СПб., 2005

2. Березин И.С. Практика исследования рынков. – М., 2003

3. Березин И.С. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. - М., 2005

4. Белановский С.А. Глубокое интервью. - М., 2001

5. Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М., 2001

6. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. - М., 1998

7. Крюгер В. Фокусные группы: Практическое руководство для прикладного исследования. - М., 1995

8. Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство.: Пер. с англ. - М., 2003

9. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью//Пер. с англ. Под ред. С.А. Белановского. - М., 1991

Вопросы для повторения

1. Какие виды выборки могут быть использованы в ходе формирования фокус-групп?

2. Почему результаты качественных исследований не подвергаются статистической обработке?

3. Почему стиль исследования с помощью качественных методов называют мягким, теплым, а стиль исследования с помощью количественных методов – жестким, холодным?

6. Методические указания для самостоятельной работы

В содержании курса есть темы, нуждающиеся в дополнительной самостоятельной работе студентов.

Цель самостоятельной работы – овладение навыками самостоятельной познавательной деятельности, освоение методов работы социологов и маркетологов, отработка профессиональных приемов, навыков, умений.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в органической связи и преемственности с другими видами обучения. Студенты не только осваивают предметно-понятийное содержание учебного курса, но и используют фактические данные, анализируют ведущие социальные проблемы, указывают возможные пути их разрешения.

На основе конкретизации изучаемых проблем студенты апробируют, уточняют свои представления о характере и содержании проблем, формируют позиции, личностные ориентации.

Одной из форм самостоятельной работы студентов является подготовка к семинарским занятиям. Подготовка должна включать следующие моменты:

1. Знакомство с источниками из списка основной литературы

2. Знакомство с источниками из списка дополнительной литературы

3. Чтение конспектов лекций

4. Выяснение содержания тех категорий и понятий, которые являются основными для темы.

При подготовке к семинару следует вести тетрадь, в которой должны быть необходимые выписки из литературы, неясные вопросы, проблемы для обсуждения на семинаре.

Другим видом самостоятельной работы является подготовка к контрольным работам. Подобная форма предпочтительнее для заочной формы обучения.


Наши рекомендации