Политические конфликты: особенности, роль и место в политической жизни.
Особенности политического конфликта заключаются в следующем.
Публичность и открытый характер проявления противоборства сторон. Реальная политика — это сфера разрешения противоречий между большими социальными группами. Поэтому политический конфликт предполагает апелляцию сторон к самим социальным группам и к широкой общественности. Кроме того, привлечение повышенного внимания к решаемым проблемам (объекту) придаст субъектам конфликта дополнительную значимость и способствует накоплению ими политического капитала.
Всеобщая значимость. Политический конфликт непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические ортипизации, институты элиты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности (социального слоя, класса, этноса, группы интересов, всего общества).
Обусловленность властью (властными отношениями). Основным (интегральным) объектом в политическом конфликте является политическая власть. В качестве предмета политического конфликта могут выступать тс или иные властные полномочия, способы и результаты реализации власти. Причинами политических конфликтов могут быть различные противоречия, возникающие как в политической сфере, так и в других сферах общества, но трансформировавшиеся в политическое противоборство по поводу власти.
Идеологический характер мотивации конфликта. Политический конфликт, как правило, имеет определенные идеологические основания. Политическая идеология представляет собой духовное образование, специально предназначенное для целевой и идейной ориентации политического поведения граждан. Она выполняет функции организации, идентификации и мобилизации субъектов и участников политического конфликта.
Институциональная организованность субъектов конфликта. Чтобы реально претендовать на власть и властные полномочия в обществе или на международной арене, субъект политического конфликта должен быть организационно оформленным — представлять собой общественную организацию, политическую партию, государственный институт или являться легитимным представителем этих органов.
«Символическая» идентификация. Существенную роль в идентификации, организации и мобилизации масс в политическом конфликте играют идеологические символы, поэтому их тоже можно причислить к его особенностям. Например, основным символом пролетарской революции считается красное знамя; на президентских выборах в Украине (конец 2004 — начало 2005 г.) проправительственный блок во главе с Януковичем в качестве своего символа выбрал синий цвет, а оппозиция во главе с Ющенко — оранжевый. Символы используются как способ и средство самоидентификации и противоставления сторон в политическом конфликте.
Конфликт взаимных намерений сторон в политическом конфликте. Так, если на товарном рынке конкурируют и «конфликтуют» реальные товары и услуги, то на политическом «рынке» предлагаемая продукция (идеи, лозунги, программы, заявления), как правило, носит символический характер. Конкурирующие и конфликтующие стороны предлагают «товары» и «услуги», которые не поддаются адекватной оценке, их нельзя взвесить или попробовать на вкус. В политическом конфликте на первый план выходит не качество самого товара, а эффективность его рекламирования — политические PR-технологии, политический маркетинг.
Наличие легитимных лидеров. Важную роль в политическом конфликте играют политические лидеры. Политическое противостояние, как правило, трансформируется и в противостояние политических лидеров, а сами лидеры нередко становятся символами политического движения и гарантами выполнения данных обещаний. Поэтому противники стремятся любыми способами дискредитировать не столько идеи и программы оппонента, сколько «носителя» и гаранта этих идей.
Правовые коллизии политического конфликта. Институцио-нализация политического конфликта является одним из важнейших условий его урегулирования и разрешения, и в этом плане он во многом схож с юридическим конфликтом. Однако если для урегулирования юридического конфликта (юридической составляющей политического конфликта) предполагается привлечение узкого круга юристов-профессионалов, то противоборствующие стороны политического конфликта стремятся заручиться поддержкой (вовлечь в конфликт) максимально возможного числа «непосвященных». Здесь, по сути, речь идет о соотношении (столкновении) таких понятий (категорий) и явлений, как законность и легитимность: первая апеллирует к юридическим нормам права; вторая — к социальной (политической) справедливости.
Односторонняя «законность» насилия. Применение насилия в политическом конфликте считается законным только со стороны правящего режима.
Национальные и социокультурные особенности политического конфликта. История и повседневная практика показывают, что в разработке теории политического конфликта и при практическом ее применении необходимо учитывать «местные» и «временные» особенности. Например, попытки ускоренной реформации всей бывшей социалистической политической системы по западному образцу привели к трагическим последствиям; попытки внедрения разработанного на Западе сценария «цветной революции» в таких странах, как Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, не имели успеха. В Сербии, Грузии, Украине сценарий «цветных революций» был реализован, но их результаты для народов этих стран оказались далекими от ожидаемых.
Возможность трагических последствий. Широкомасштабный политический конфликт способен до основания разрушить политическую и социальную структуру общества и ввергнуть страну в пучину «смутного времени», что не раз случалось в истории России. Мировые войны приводят к гибели десятков миллионов людей, колоссальным разрушениям и материальным затратам. Наличие ядерного оружия и других средств массового уничтожения в случае их применения таит угрозу глобальной мировой катастрофы.