Место и роль выборов в политической жизни региона

С.В. Макарчук

Кисляков М.М.

К 44 Выборы в Кузбассе: история, теория, практика: Учеб-

ное пособие. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал)

РГТЭУ, 2011. - 132 с. : ил.

Текст дается в авторской редакции

Учебное пособие посвящено рассмотрению основных этапов подготовки и проведения альтернативных выборов в Кузбассе. Обращается внимание на раскрытие места и роли выборов в региональной политической жизни.

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей и направлений для изучения темы «Избирательный процесс» по дисциплине «Политология». Будет полезно аспирантам, преподавателям гуманитарных вузов и всем кого интересуют проблемы выборов.

УДК 353

ББК 63.3 (2Рос-4Кем) 68

© Кемеровский институт

(филиал) РГТЭУ, 2011

© Кисляков М.М., 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….
Глава I. Место и роль выборов в политической жизни региона……………………………………………  
1.1 Выборы как политический институт………………..
1.2 Место и роль выборов в региональной политической жизни……………………………………………  
Глава II. Основные участники избирательных кампаний в регионе………………………………………….  
2.1 Кандидаты и их команды…………………………….
2.2 Региональные отделения политических партий в региональном измерении……………………………  
2.3 Региональный электорат: состав, политические предпочтения и выбор………………………………...  
2.4 Избирательные комиссии и их роль на выборах в регионе…………………………………………………  
Глава III. Специфические условия проведения выборов в регионе…………………………………………..  
3.1 Социально-экономическая обстановка в регионе…..
3.2 Социально-политическая ситуация в регионе………
3.3 Уровень развития образования и культуры в регионе………………………………………………...  
Глава IV. Избирательные технологии. Роль СМИ и политическая реклама на выборах в регионе……..  
4.1 Избирательные технологии как разновидность политических технологий……………………… …….  
4.2 Роль СМИ и политической рекламы на выборах в регионе…………………………………………………  
Глава V. Федеральные выборы в Кемеровской области................................................................................  
5.1 Особенности президентских кампаний в регионе…..
5.2 Выборы депутатов российского парламента в регионе............................................................................  
Глава VI. Региональные и муниципальные выборы в Кузбассе…………………………………………………  
6.1 Выборы депутатов в региональный законодательный орган………………………………..  
6.2 Выборы главы исполнительной власти в Кемеровской области………………………………….  
6.3 Выборы депутатов и глав муниципальных образований....................................................................  
Глава VII. Перспективы организации и проведения выборов в регионе……………………………………….  
7.1 Совершенствование работы избирательных комиссий в Кузбассе………………………………………  
7.2 Внедрение современных избирательных технологий в регионе……………………………………………...  
7.3 Повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов Кемеровской области……  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………
ГЛОССАРИЙ…………….……………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………….
   


ВВЕДЕНИЕ

Система альтернативных выборов в Кузбассе начала формироваться в конце 80-х годов прошлого XX века, а точнее с марта 1989 г. Это был период перестройки советского, в том числе и российского общества, изменение основ политической системы и начало проведения выборов на принципиально новой основе. Как в целом по стране, так и в нашей области, кандидатам в депутаты пришлось вести борьбу за получение мандатов на альтернативной основе. При этом, основные претенденты в депутаты Верховного Совета СССР были выходцами из различных социальных слоев (из рабочих, хозяйственных и партийных руководителей, работников образования, здравоохранения и культуры). В ходе борьбы за голоса избирателей победу удалось одержать тем кандидатам, кто смог предложить конкретные программы по улучшению жизни в стране, кто оказался ближе к реализации интересов простых людей.

Если сравнивать политическую историю регионов России, то можно констатировать, что Кузбасс существенно отличался от других областей в плане подготовки и проведения выборов. Конкретно это проявилось в том, что именно в нашей области долгое время не проводились выборы главы исполнительной власти. Как известно, первые выборы, первого губернатора Кемеровской области прошли 19 октября 1997 г. Избиратели нашей области отдавали предпочтения на федеральных выборах, в частности на выборах Президента Российской Федерации, выходцу из нашего региона. Главная отличительная черта избирательны кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации, состояла в том, что на протяжении длительного времени граждане нашего региона отдавали предпочтение политическим партиям с левой ориентацией, т.е. представителям Коммунистической партии Российской Федерации. И только к концу 90-ых годов прошлого столетия, Кузбасс вышел из числа областей, входящих в так называемый «красный пояс».

Вопросам организации и проведения выборов в России посвящена научная и научно-публицистическая литература. Обобщению опыта проведения выборов в дореволюционной и современной России посвящена коллективная работа «Выборы в Российской Федерации».[1] Авторы проанализировали историю выборов в первые Государственные Думы России в 1906-1912 гг., проследили становление новой избирательной системы России в 1993-1995 гг., показали результаты избирательных кампаний 1995-1996 гг., кратко изложили особенности региональных и местных выборов, выделили новые избирательные технологии, в частности внедрение Государственной автоматизированной системы «Выборы», раскрыли содержание федеральной целевой программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в России.

В 1999 г. был подготовлен первый учебник для высших учебных заведений «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации».

Важную роль в повышении правовой культуры избирателей и профессиональной подготовки организаторов выборов сыграли, вышедшие в 2001-2006 гг. работы, подготовленные в рамках Российского центра обучения избирательным технологиям.

Так, например в 2001 г. вышла в свет работа В.Н. Амелина и Н.С. Федоркина «Стратегия избирательной кампании». В учебно-методическом пособии авторами рассмотрены основные подходы к разработке и реализации стратегии избирательной кампании, выделены факторы и условия их эффективности. [2]

В 2001 г. было подготовлено учебно-методическое пособие Е.Г. Морозовой «Политическое консультирование и избирательный процесс». Автором раскрыта история, сущность, функции политического консультирования и его влияния на избирательный процесс. [3]

В 2002 г. было подготовлено два учебных издания З.М. Зотовой «Политические партии и избирательный процесс»[4] и Е.И. Колюшиным «Финансирование выборов: право и практика». [5]

В работе З.М. Зотовой показаны результаты, особенности политико-правового статуса политических партий, правовые условия усиления их роли в избирательном процессе.

В учебном пособии Е.И. Колюшина нашли отражение проблемы финансового обеспечения выборов в соответствии с избирательным законодательством и его практическим использованием.

В 2003 г. было подготовлено учебное пособие «Окружная избирательная комиссия: правовой статус, порядок формирования и компетенция». [6] Авторы учебного пособия С.Д. Князев, В.Е. Кораблин и В.Н. Ковалева раскрыли такие важные основы в деятельности окружных избирательных комиссий как: понятие и содержание правового статуса окружных избирательных комиссий, особенности их компетенции по вопросам выдвижения и регистрации кандидатов, финансового и информационного обеспечения выборов, проведение голосования и рассмотрение избирательных споров. Кроме того, в учебном пособии нашли отражение вопросы связанные с юридической ответственностью за нарушение избирательного законодательства, регламентации делопроизводство окружных избирательных комиссий.

Выяснению места и роли Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в системе государственных органов, порядок её формирования и правовой статус, компетенция посвящена работа Р.Т. Биктагирова и О.Ю. Вельяшева «Государственно – правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».[7]

Проблеме информационного обеспечения выборов и референдумов Российской Федерации посвящена работа С.В. Большакова и А.Г. Головина «Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации». [8]

Вопросы подготовки и проведения выборов в Кузбассе получили отражение в научной литературе. Этим проблемам посвящены статьи, кандидатские и докторские диссертации. Определенный научный интерес представляют работы С.В. Бирюкова, О.В. Омеличкина и других. [9]

Состав депутатского корпуса Кузбасса с 1989 – 2003 гг. отражен в двухтомном справочнике, подготовленном к 60-летию Кемеровской области, А.Б. Коноваловым. [10]

Вопросам становления законодательных органов государственной власти в Сибирском федеральном округе, правового статуса депутатов законодательных органов государственной власти посвящены кандидатские диссертации П.С.Шараева «Становление законодательных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации в 19993-2001 годах (на материалах Кемеровской, Новосибирской и Томской областей)» и В.В.Лебедева «Правовой статус депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере субъектов Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа)». [11]

Для расширения представления о ходе избирательных кампаний в Кузбассе, важное значение имеют статьи журналистов опубликованные в центральной и региональной печати. В числе авторов, которые касались темы выборов можно назвать Т. Владимирову, В. Костюковского, Д. Ольшанского, М. Кларисс, Т. Шатскую, Т. Красносельскую, О. Гулик, В. Попка, В. Кладчихина, Ю. Евтюхина, И. Лавренкова, Н. Гузеву и других.

В 2007 г. вышел в свет сборник «Избирательные комиссии Кемеровской области» под редакцией бывшего председателя Избирательной комиссии Кемеровской области Е.С. Разыграева. В сборнике представлены составы, итоги работы Избирательных комиссий Кемеровской области в период с 1995-2007 гг., а также отражена деятельность территориальных избирательных комиссий.

Конкретную информацию о деятельности Избирательной комиссии Кемеровской области можно почерпнуть из интервью, которые были даны Е.С. Разыграевым, бывшим председателем Избирательной комиссии Кемеровской области и её нынешним председателем С.Н. Реутовым региональным периодическим изданиям.

Определенный интерес представляет книга, подготовленная коллективом авторов и вышедшая в 2009 г. «Законодательная власть Кузбасса. 15 лет. 1994-2009 гг.». Авторы посвятили эту работу проблеме становления законодательной власти в Кемеровской области. На основе различных источников они показали как шел процесс развития регионального законодательного органа в нашем регионе. Особую ценность представляют для исследователей, приведенные в приложениях, итоги законодательной деятельности представительного органа власти и его комитетов, а также составы народных депутатов всех созывов, конкретных участников развития законодательной власти в Кузбассе.

Таким образом, краткий анализ научной литературы, периодической печати показывает, что исследователями региона проделана определенная работа по изучению вопросов подготовки и проведения выборов в Кузбассе. Вместе с тем, на наш взгляд в научной литературе недостаточно полно отражена деятельность избирательных комиссий Кемеровской области, региональных отделений политических партий, региональных СМИ.

Источниками учебного пособия явились архивные материалы, материалы центральной и региональной периодической печати, электоральная статистика, материалы социологических исследований, предвыборные программы политических партий, воспоминания непосредственных участников избирательных кампаний, проведенных в Кузбассе в период с 1989 по 2008 годы. Среди тех, кто был в числе первых организаторов проведения выборов в Кузбассе можно назвать Д.В.Плотникова, В.К.Попова, Л.В.Волощенко, Е.С.Разыграева.

Проследить историю подготовки и проведения выборов в Кузбассе на общероссийском фоне позволили материалы центральных газет таких как: «Российская газета», «Комсомольская правда», «Труд».

Существенно дополнили информацию о ходе выборов в регионе материалы региональных газет таких как: «Кузбасс», «Комсомолец Кузбасса», «Наша газета», «Земляки», «Край» и другие.

Учитывая состояние изученности вопросов проведения выборов в Кузбассе на альтернативной основе, недостаточное внимание со стороны исследователей к освещению деятельности основных участников избирательного процесса в регионе, автор данного учебного пособия ставит перед собой следующие цели:

- проанализировать историю подготовки и проведения федеральных и региональных выборов в Кузбассе, в период с 1989 г. по 2010 г.;

- выделить особенности проведения выборов в Кемеровской области;

- определить перспективы проведения выборов в нашем регионе.

При освещении основных вопросов, связанных с организацией и проведением выборов в Кузбассе автор опирался на работы ведущих специалистов в области подготовки и проведения выборов таких как: В.Н. Амелин, В.Я. Гельмана, Г.В. Голосов, И.Н. Гомеров, В.С. Комаровского, Л.В. Сморгунова, Ю.Д. Шевченко, В.П. Пугачева и ряда других.

При анализе основных процессов связанных с проведением выборов в нашем регионе, автором использовались общенаучные методы такие как: метод системного анализа, метод сравнительного анализа, метод вторичного анализа и конкретные методики такие как: использование статистического материала, анализ предвыборных программ политических партий, прямое наблюдение.

Необходимость подготовки данного учебного пособия обусловлена тем, что, во-первых, студентам предстоит участвовать в различных избирательных кампаниях; во-вторых, студенты на основе политических знаний должны делать осознанный политический выбор. Данное учебное пособие призвано помочь в этом студентам. Для удобства работы студентов с материалами учебного пособия и использования литературы, ссылка на источники приводится в подстрочнике.

Глава I

Политической жизни

Выборы занимают особое место в политической жизни регионов. Они позволяют, во-первых, выявить и выразить политические интересы различных социальных слоев и групп общества. Во-вторых, они дают возможность политическим силам субъекта вести предвыборную борьбу в мирной форме, в виде представления на суд избирателей своих программ. В-третьих, выборы позволяют приобщиться к политической жизни основной части политического сообщества края, области. В-четвертых, с помощью выборов формируются региональные законодательные органы власти. В-пятых, через выборы у избирателей отдельных территорий появляется возможность проконтролировать деятельность властей.

Историю подготовки и проведения альтернативных выборов в Кузбассе условно можно разделить на три основных этапа. При этом на каждом этапе получили развитие как общие тенденции избирательного процесса, характерные для всей страны так и особенности, проявившиеся в рамках нашего региона.

Первый этап проведения альтернативных выборов в Кузбассе охватывает период с 1989 по 1993 гг. Для первого этапа характерным было формирование и развитие демократического движения, развитие многопартийности, принятие первых законодательных актов по проведению выборов.

Второй этапподготовки и проведения выборов в Кузбассе проходит с 1993 по 1999 гг. На втором этапе формируется законодательная база проведения выборов как в целом по стране, так и в регионах. Именно в эти годы начали активно заниматься законотворческой деятельность депутаты региональных представительных органов. Больше того в сентябре 1997 г. состоялся первый съезд депутатов Кузбасса всех уровней в г. Кемерово. На этом съезде депутаты приняли обращение к депутатам всей Сибири и России по объединению усилий депутатского корпуса в деле разработки законодательной базы для проведения реформ как в целом в России, так и в её регионах.

Третий этапорганизации и проведения выборов в Кузбассе охватывает период с 1999 по 2008 гг. Этот этап знаменателен тем, что именно в эти годы произошли значительные изменения в избирательном законодательстве. Прежде всего, была изменена процедура выборов депутатов региональных законодательных органов. Выборы стали проводиться по смешанной избирательной системе, т.е. часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. Изменилась и схема избрания - назначения глав исполнительной власти в регионах. Руководителей исполнительной власти в регионах ныне избирают региональные законодательные органы по представлению Президента Российской Федерации. Все эти изменения естественно определённым образом сказались на подготовке и проведении выборов в регионах.

Контрольные вопросы

1. Что представляют собой выборы как политический институт?

2. Какое место они занимают в политической жизни региона?

3. Каковы основные социальные функции выборов?

Тесты

1. Выборы как самостоятельный политический институт это:

а) порядок проведения избирательных кампаний;

б) порядок по подготовке, проведению и завершению избирательных кампаний;

в) порядок организации избирательных кампаний.

2. Какие процедуры по формированию органов власти наряду с выборами существуют на практике?

а) нелегальные;

б)официальные;

в) в форме назначения, наследования, кооптации.

3. Почему выборы рассматриваются важным институтом развития демократии?

а) они позволяют раскрыть потенциал каждого человека;

б) они позволяют удовлетворить политические интересы отдельных граждан;

в) они позволяют выявить и выразить политические интересы различных социальных групп и слоев общества.

4. Что не относится к основным социальным функциям выборов?

а) они позволяют обществу проконтролировать деятельность органов власти;

б) они позволяют выразить экономические интересы граждан.

Глава II

Кандидаты и их команды

В качестве основных действующих лиц в избирательной кампании выступают кандидаты. Кандидаты в органы власти могут выдвигаться избирательными объединениями, политическими партиями, группами избирателей.

Кандидаты в органы власти прямо или через своих помощников создают свою команду. Как правило, в ее составе следующие участники избирательных кампаний:

- доверенные лица, основная их задача расширить представительские возможности кандидата на встречах с избирателями;

- группы поддержки кандидата – задача которых состоит в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой при встречах избирателей с кандидатами;

- агитаторы – особая группа членов команды, которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и имиджа кандидата;

- члены команды, осуществляющие связь со средствами массовой информации.

В команду кандидатов можно включить спонсоров, оказывающих материальную поддержку кандидата в надежде реализации через них своих интересов. В команду могут также входить представители партий, движений, частные лица – добровольцы, поддерживающие кандидата. Очень важным звеном в команде кандидата должна быть группа социально - политической поддержки, функции которой состоит в получении объективной информации для кандидата. Как показывает опыт проведения избирательных кампаний в нашем регионе, победу на выборах могли рассчитывать только те кандидаты, которые имели в своем составе опытных специалистов по подготовке и проведению выборов. Особенно наглядно это проявилось на выборах губернатора области, депутатов областного Совета народных депутатов.

Традицией нашего региона является отбор кандидатов на места в Государственной Думе РФ, в областной Совет народных депутатов, областной администрацией и региональными политическими партиями. Как правило, победу на выборах в регионе одерживают те, кто поддерживается областной администрацией.

Основную цель, которую преследуют кандидаты в ходе избирательной кампании – это привлечь на свою сторону большинство избирателей. При этом они используют разные средства и методы, различные избирательные технологии. В качестве основных: встречи с избирателями, теледебаты и другие.

В региональном измерении

Важная роль в подготовке и проведении избирательных кампаний в регионе должна принадлежать политическим партиям, избирательным объединениям. Что входит в основные функции политических партий на выборах? Они, прежде всего, должны быть связующим звеном между государством и обществом.

Политические партии выдвигают на выборах своих кандидатов. Будучи избранными, партийные выдвиженцы осуществляют государственное управление.

Партии участвуют в разработке механизмов обеспечения справедливых выборов, уменьшающих возможность манипулирования мнением избирателей.

Но особенность деятельности политических партий по подготовке и проведению выборов в регионах состоит в том, что только крупные политические партии имеют свои отделения на местах. Большинство же политических партий не имеет региональных структур.

В регионах, где проживает большинство населения России, партии и политические объединения еще слабы как массовые организации, пользующиеся авторитетом у избирателей и властей. Более того, руководители субъектов Российской Федерации не особо заинтересованы в становлении и развитии политических партий, т.е. не особо проявляют желание делиться властью. Главное, что сдерживает развитие партийных структур в регионах, - отсутствие механизмов выявления интересов и предпочтений основных слоев населения, которые голосуют за них, а также способов трансформации этих интересов в законодательные инициативы и решения исполнительной власти.

Перестройка породила многообразие по идеологической направленности политические партии. Многопартийная система в Кузбассе стала складываться с марта 1989г., когда началось массовое рабочее движение шахтеров. Первые альтернативные партии в области появились в начале 1990г. Это были Демократическая партия России (региональное отделение) и Союз трудящихся Кузбасса. На конец 1995г. в области насчитывалось 35 партий и общественно-политических движений, зарегистрированных управлением юстиции администрации Кемеровской области, не считая двух коммунистических партий (КПРФ, РКРП).

В конце 80 - начале 90-х гг. в Кузбассе заметную роль играли региональные отделения следующих общероссийских партий.

Демократический союз (ДС) – одна из первых организаций антикоммунистической направленности. Деятельность членов ДС сводилась к критике советской власти, социализма, пропаганде идей частной собственности, созыва Учредительного собрания. Весной 1989г. в г. Кемерово прошел совет партии «Демократический союз», где принимала участие лидер партии В. Новодворская. С 1989г. ее сторонники в Кузбассе начинают призывать к актам гражданского неповиновения, бойкоту выборов в советы. Активисты партии – В. Колесников, А. Куликов и др. В 1994г. областное отделение партии ДС заявило о самороспуске организации в связи с достижением поставленных целей и задач.

Демократическая партия России (ДПР) – решение о создании Кемеровской областной организации ДПР было принято учредительным собранием, состоявшимся в г. Кемерово 14 ноября 1990г. В ее составе объединились около ста членов партии. Основная цель партии – становление государственного суверенитета Росси как процветающего и демократического государства.

Республиканская партия России (РПР) – учредительная конференция областной организации РПР состоялась в апреле 1992 в г. Кемерово. Основу партии составляли бывшие сторонники «Демократической платформы» в КПСС. Численность созданной областной организации составляли 30 человек. Координаторами организации были избраны В. Иванов (доцент КузГТУ), В. Захаров (пенсионер). Члены партии придерживались социал-демократической ориентации, участвовали в избирательных кампаниях в области, но особых успехов не добились. В 1995г. управление юстиции области признало недействительным факт регистрации областной организации РПР в связи с отсутствием у нее первичных ячеек на территории Кузбасса.

Демократический выбор России (ДВР) – областная конференция состоялась в г. Кемерово 4 июня 1994г. присутствовали представители городов Кемерово, Новокузнецка, Прокопьевска. Региональный комитет возглавил генеральный директор фирмы «Токем» В. Климов. В политическом заявлении о создании партии сказано, что у России нет будущего без продолжения реформ, утверждения норм гражданского общества, обеспечения экономической и политической стабильности. Основные лозунги партии – стабильность, порядок, реформы.

Коммунистическая партия Российской Федерации после возобновления своей деятельности в феврале 1993г. занимает особое место в политическом спектре, являясь крупнейшей из всех действующих в России партий и движений. Зарегистрирована 24 марта 1993г.

Кемеровская областная организация КПРФ в своем становлении прошла сложный путь. После отмены Конституционным судом России Указа Президента Б.Н. Ельцина о приостановлении деятельности КП РСФСР в феврале 1993г. состоялась XXIII Областная конференция коммунистов Кузбасса. В ее работе участвовало свыше ста человек. Произошло объединение членов областной организации РКРП с восстановленной КПРФ. Коммунисты Кузбасса активно участвовали в политической жизни: проводились митинги, демонстрации, пикеты против политики администрации области и Президента России Б.Н. Ельцина. Успешно закончилась для них избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного собрания области в начале 1994г. «Блок Тулеева» при поддержке коммунистов одержал победу.

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) является первой из вновь образованных в стране политических партий. Она создавалась в конце 1989 – начале 1990гг. на основе либерально-демократической фракции «Демократического союза» (ДС) – крупнейшей из неформальных политических группировок времен «поздней перестройки». Партия конституировалась в конце марта 1990г. на Учредительном съезде и первоначально заявила о себе как о либеральной силе, придерживающейся пяти основных принципов: закона, частной собственности, президентского правления, многопартийности и многоукладности.

Областная организация ЛДПР начала формироваться после победы партии В.В. Жириновского на выборах в Государственную Думу России в декабре 1993г. Особенно активно процесс образования территориальной ЛДПР протекал в 1994-1995гг. Первичные организации возникли в городах: Анжеро-Судженск, Прокопьевск, Новокузнецк, Гурьевск, поселок Яшкино, Березовский, Кемерово и других населенных пунктах области.

Кемеровское областное отделение Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом – Россия» было создано в июле 1995г. Численный состав его не более 100 человек, это в основном служащие, инженерно-технические и творческие работники, предприниматели. По целям, кадровому подбору, средствам и методам действий НДР явилось партией исполнительной власти, решавшей обеспечить реализацию своих интересов в Государственной Думе России. Особой поддержкой среди кузбассовцев это движение не пользовалось.

Для многих партий и движений Кузбасса характерным являлось малочисленность, слабость организационной структуры, неопределенность и аморфность социальной базы, отсутствие социальной базы, отсутствие сколько-нибудь внятно сформулированных позитивных программ и идейно-политических платформ. При этом они часто дублировали друг друга. По этим показателям почти все они являлись лишь прото-партиями, а не партиями в собственном смысле слова.

На политическое поведение ряда партий и движений оказывали влияние не только политические лидеры (А.Г. Тулеев, А. Асланиди, Л. Сергачев, В. Медиков и др.), но и местные органы власти. В целом отношения между отдельными партиями и общественно-политическими движениями и властью были довольно сложные. Ряд блоков, партий и движений находились в оппозиции к администрации и не входили в Общественную палату Кемеровской области, которая призвана была координировать действия всех общественно-политических сил в Кузбассе. Да и те партии и движения, которые входили в состав Общественной палаты, возникли либо в результате деятельности некоторых лидеров организовавших эти партии и движения под «себя» (например, блок «Народовластие» во главе с А.Г. Тулеевым, ассоциация «Правда и порядок», возглавляемая П. Солодовниковым), либо под нажимом федеральных и местных властей.

За последние 6 месяцев 1996 г. число партий и общественно-политических движений и блоков сократилось наполовину. В Кузбассе на 01.01.2000 г. было зарегистрировано 68 политических общественных объединений. В течение года 27 из них по решениям областного суда и общих собраний утратили статус юридических лиц и прекратили свою деятельность. Уход с политического поля таких организаций, как "Трудовой Кузбасс", собиравший на митинги тысячи людей; "Совет рабочих комитетов Кузбасса", являвшийся идейным и организационным центром рабочего движения, "Демократический Кузбасс", участвовавший в организации забастовок, означает, что острота социальных противоречий значительно спала. Можно говорить о начале "устойчивого развития" в регионе.

К январю 2001 г. чисто партийных стало 45 объединений. Спектр политических образований Кузбасса можно охарактеризовать как довольно разноплановый. Если в основу классификации положить принцип занимаемого пространства, то можно выделить из них три группы.

В первую группу вошли областные объединения федеральных политических организаций: Кемеровское региональное отделение общественно-политической организации "Либерально-демократическая партия Россия" (ЛДПР); Кемеровская областная организация Общероссийской политической общественной организации "Коммунистическая партия Российской Федерации"; "Кемеровское региональное отделение Общероссийской политической общественной организации "Российская народно-республиканская партия", "Кемеровское региональное отделение Общероссийской политической общественной организации (политической партии) "Экологическая партия России "Кедр" (зеленые); "Региональное отделение Кемеровской области Общероссийской общественной организации "Союз правых сил". В целом их количество составляет 35 единиц.

Вторая группа - это, соответственно, кузбасские организации: Городское политическое общественное движение "Белово"; Городское общественно-политическое движение "Наш город" г. Прокопьевска, Кемеровское областное общественно - политическое движение "Народовластие", Кемеровская городская политическая общественная организация "Партия молодых Кемеровчан" "Мой город", Юргинское городское политическое общественное движение "Клуб", Кемеровская областная политическая общественная организация "Православно-патриотическая партия", Политическая общественная организация "Кемеровская региональная социал-демократическая партия", Региональная Общественно-политическая организация "Союз женщин Кузбасса", "Кемеровское региональное общественно-политическое движение "Народный депутат". Всего девять организаций.

К третьей, где зарегистрирована лишь одна организация, относилось объединение профессионального признака "Кемеровское региональное объединение общероссийского политического общественного движения "Шахтеры России".

Идеологический принцип, как видно, воплощается в традиционном делении на левых, правых и центристов. Не ставя целью классифицировать их по этому основанию, тем более, что процесс идеологического размежевания еще не завершен, все же обращаем внимание на то, что доминирующей силой являются центристы и левые.

Большинство партий пока действуют как избирательные штабы, предназначенные для завоевания власти, но не являются базой для целенаправленной и последовательной государственной работы. Как только заканчиваются выборы, большинство партий не знает чем заняться в будничной жизни, как организовать конструктивное оппонирование исполнительной власти как отстаивать интересов своих избирателей.

Прошедшие избирательные кампании в Кузбассе, с начала 90-х годов, а также выборы в Государственную Думу РФ пятого созыва, еще раз подтвердили положение о том, что только некоторые политические партии проявили себя на выборах. При этом следует сказать, что проявили они себя совершенно по-разному. Если представители таких политических партий как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР проявили себя достойно, то представители партии Союза правых сил пытались навязать избирателям свою предвыборную программу, используя при этом «грязные» технологии. В качестве примера можно привести не всегда обоснованные выступления в печати лидеров областной и городской организации СПС. Как известно на выборах в Государственную Думу РФ участвовало 23 политических партий и объединений. В Кузбассе можно было наблюдать деятельность менее половины основных участников избирательного марафона.

Некоторые данные по региональным отделениям политических партий в Кузбассе (01.12.2003г.) можно увидеть из таблицы 1.[12]

Таблица 1

№ п/п Политическая партия – региональное отделение Лидер партии в области Численность членов партии Кол-во местных отделений в области
1. Единая Россия А. Любимов 5 600
2. КПРФ А. Зайцев 2 700
3. Аграрная партия России В. Проскурякова 1 800
4. Народная партия И. Комарова 1 400
5. Яблоко Ю. Пыль 1 200
6. ЛДПР В. Овсянников
7. СПС Д. Шагиахметов

Данные таблицы показывают нам, что наиболее представительной и влиятельной в нашем регионе является отделение партии «Единая Россия», имеющее наибольшее количество членов и местных отделений.

На современном этапе изменилось представительство региональных политических партий. В 2010 г. в Кемеровской области действовали региональные отделения следующих политических партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», «П

Наши рекомендации