Социальные конфликты в молодёжной среде. Зачёт.

Социальные конфликты в молодёжной среде. Зачёт.

Понятие конфликта. Сущность, структура и функции конфликтов.

Понятие.

Слово «конфликт» (от лат.confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Понятие социального конфликта как столкновения двух и более субъектов социального взаимодействия широко интерпретируется представителями различных направлений конфликтологической парадигмы.

Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Сущность.

Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологомГ. Зиммелем. В работе«Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов занимается уже целая отрасль социологии -конфликтология.Наиболее известными представителями этого направления являются Р. Дарендорф, Л. Козер. К. Боулдингидр.

Немецкий социологР. Дарендорф создалтеорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача — научиться контролировать их.

Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.

Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.

Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании — такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основнымипризнаками конфликта являются:

§ наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;

§ наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

§ взаимодействие конфликтующих сторон;

§ результаты конфликтного взаимодействия;

§ использование давления и даже силы.

Структура.

В упрощенном виде структура социального конфликта состоит из следующих элементов:

§ объекта - конкретной причины столкновения субъектов;

§ двух и болеесубъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;

§ инцидента - формального повода для начала открытого противоборства.

Конфликту предшествует возникновениеконфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Под воздействием роста социальной напряженности конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый социальный конфликт. Но сама по себе напряженность может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент — формальный повод для начала конфликта.

Однако реальный конфликт имеет более сложную структуру. Например, кроме субъектов в нем задействованы участники (непосредственные и косвенные), сторонники, сочувствующие, подстрекатели, посредники, арбитры и др. Каждый из участников конфликта имеет свои качественные и количественные характеристики. Объект также может иметь свои особенности. Кроме того, реальный конфликт развивается в определенной социальной и физической среде, которая также оказывает на него влияние.

Функции.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

§ функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;

§ «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

§ функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

§ функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

§ гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

§ оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

§ оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта,т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

§ неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

§ уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

§ абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

§ представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

§ сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

§ увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

§ смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

§ возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

§ отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

§ подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

§ степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

§ следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

Этапы развития конфликта.

В своем развитии конфликт проходит пять основных стадий.

Первая стадия характеризуется появлением условий, создающих возможности для возникновения конфликта в будущем, а именно:

§ проблем, связанных с общением (неудовлетворительный обмен информацией, отсутствие взаимопонимания в коллективе);

§ проблем, связанных с особенностями работы организации (авторитарный стиль управления, отсутствие четкой системы оценки работы персонала и вознаграждений);

§ личностных качеств работников (несовместимые системы ценностей, догматизм, неуважение к интересам других членов коллектива).

Вторая стадия характеризуется таким развитием событий, при котором конфликт становится очевидным для его участников. Об этом могут свидетельствовать изменение взаимоотношений между участниками конфликта, создание напряженной обстановки, ощущение психологического дискомфорта.

Третья стадия характеризуется очевидностью намерений участников конфликта разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию. Здесь можно выделить основные стратегии разрешения конфликта:

§ конфронтация, когда одна из сторон хочет удовлетворить свои интересы, не считаясь с тем, как это повлияет на интересы другой стороны;

§ сотрудничество, когда предпринимаются активные попытки наиболее полно удовлетворить интересы всех участвующих в конфликте сторон;

§ стремление избежать конфликта, когда конфликт игнорируется, стороны не желают признавать его существование, пытаются избегать людей, с которыми возможны разногласия по тем или иным вопросам;

§ приспособленчество, когда одна из сторон конфликта стремится поставить интересы другой стороны выше собственных;

§ компромисс, когда каждая из сторон конфликта готова частично пожертвовать своими интересами во имя общих.

Четвертая стадия конфликта наступает, когда намерения его участников воплощаются в конкретные формы поведения. При этом поведение участников конфликта может принимать как контролируемые формы, так и не контролируемые (столкновение групп и т.д.).

Пятая стадия конфликта характеризуется тем, какие последствия (позитивные или негативные) наступают после разрешения конфликта.

Приуправлении конфликтами наиболее часто используются следующие методы:

§ организация встреч конфликтующих сторон, оказание им помощи в выявлении причин конфликта и конструктивных путей его разрешения;

§ постановка совместных целей и задач, которые не могут быть достигнуты без примирения и сотрудничества конфликтующих сторон;

§ привлечение дополнительных ресурсов, в первую очередь в тех случаях, когда конфликт был обусловлен дефицитом ресурсов — производственных площадей, финансирования, возможностей для продвижения по службе и т.п.;

§ выработка обоюдного стремления пожертвовать чем-либо для достижения согласия и примирения;

§ административные методы управления конфликтом, например перевод работника из одного подразделения в другое;

§ изменение организационной структуры, совершенствование обмена информацией, перепроектирование работ;

§ обучение работника навыкам управления конфликтами, мастерству межличностного общения, искусству ведения переговоров.

Кеннет Боулдинг.

На формирование конфликтологии значительное влияние оказал американский социолог Кеннет Боулдинг (1910–1993).

В своем труде «Конфликт и защита: общая теория» (1963)он попытался отразить свою концепцию «Общей теории конфликта». Боулдингубежден, что конфликт является характерной чертой любого процесса и любой среды в обществе, в том числе химической, биологической, физической. Независимо от условий, в которых родился конфликт, его функции, этапы развития, способы разрешения будут идентичными. Конфликт – это всеобщая и универсальная категория.

Боулдингобъяснял это особой природой и формой поведения человека. Человеку свойственно использовать насильственные методы в достижении своих целей, бороться с окружающими индивидами за необходимые ресурсы.

Именно поэтому все социальные взаимодействия преимущественно конфликтны.

Противостоять этому могут:

– человеческий разум;

– нормы морали и нравственности.

Общая теория конфликта выделяет две модели конфликта:

1) статистическую;

2) динамическую.

В статистической модели конфликт – это система из двух элементов:

1) конфликтующие стороны или объекты;

2) отношения, возникающие между ними.

При статистическом конфликте стороны конкурируют друг с другом за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное обладание. В основе динамической модели конфликта лежит принцип бихевиоризма, утверждающий, что поведение человека или животного основано на стимуле, который поступает из среды «стимул– реакция». Действуя согласно своим интересам и разнообразным мотивам и сталкиваясь с трудностями в удовлетворении своих социальных запросов, человек вынужден строить свое поведение в рамках конфликта. Мотивы людей отличаются более сложным характером в сравнении с мотивами действия животных, некоторые из них могут быть латентными. Столкновения в обществе могут иметь название «реактивные процессы» и считаться конфликтами.

В динамической модели конфликт многообразен и динамичен.

Боулдингсчитает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Или, по-другому, принцип, который социолог назвал «scarcity» – дефицит и ограниченность ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды.

Разрешать или предотвращать конфликты можно, также используя принципы бихевиоризма, в частности принцип научения. Конфликты в обществе можно моделировать и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации. Последние в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе.

Луис Крисберг.

Американский политолог и социолог Луис Крисберг (1926) в работе «Социология социального конфликта» (1973) обосновал универсальную модель конфликтного поведения как процесса, который описывается системой структурных и динамических индикаторов. Анализ этих общих параметров позволяет осуществлять диагностику и развитие конфликтов различных типов.
Сущность концепции Крисберга составляют следующие положения:

Во-первых, конфликт представляет собой рациональную деятельность в том смысле, что конфликтующие стороны оформляют свои интересы в виде определённых целей, выбирают пути их достижения и т.п. В то же время необходимо учесть и иррациональные переменные.

Во-вторых, возникновение, завершение и развитие конфликта определяются, прежде всего, взаимодействием конфликтующих сторон. В этой связи рациональные действия каждого конкретного участника могут в итоге привести к непредвиденным результатам.

В-третьих, взаимодействие конфликтующих сторон происходит в определённой социально среде с присущими ей ценностями, процедурами регулирования конфликтных отношений.

В-четвёртых, социальные конфликты, как правило, развиваются в достаточно сложной системе взаимоотношений, где наряду с ними существуют сотрудничество и партнёрство.

К структурным параметрам конфликта Крисберг отнес: характеристики субъектов-участников конфликта, состояние отношений между ними, природу спорного вопроса, влияние социальной среды. Динамика конфликта состоит из 5 стадий:

  • «объективные отношения (противоречия), составляющие основу конфликта;
  • осознание целей как несовместимых (возникновение конфликтной ситуации);
  • выбор пути достижения цели каждой из сторон;
  • стадия прямого и активного конфликтного взаимодействия (эскалация, деэскалация конфликта);
  • завершение конфликта и его последствия».

Общая теория конфликта Л.Крисберга позволяет описывать и анализировать развитие, завершение различных конфликтов на основе взаимосвязи ее типовых этапов в структурно-динамическом измерении.

Джон Бертон.

Появление потребностной конфликтной парадигмы связано, прежде всего, с именем Дж.Бертона. Как отмечается Е.И.Степановым, «эта теория рассматривает в качестве логического основания анализа любых человеческих отношений универсальные человеческие потребности, а человеческие личности и составленные из них социальные группы и общности – как активных субъектов, контролирующих социальную среду в связи с необходимостью удовлетворения данных потребностей». Универсальные человеческие потребности, согласно этой концепции, выступают основанием для анализа любых человеческих отношений и поэтому, анализируя человеческие потребности, мы тем самым анализируем и сами человеческие отношения.

Потребностная теория конфликта Бертона проводит различия между позициями, интересами, ценностями и, собственно, потребностями. Позиция – ряд общественных требований, связанных с интересами, могущими быть предметом переговоров. Ценности относятся к сфере культуры и менее открыты для перемен. Потребности относятся к основным человеческим запросам. К этим запросам, т.е. к базовым потребностям, прежде всего, относятся:
1) идентичность,
2) безопасность,
3) признание.
Потребность в идентичности – потребность жить среди себе подобных, побуждает индивида развивать способность осваивать мир путём объединения на различных основаниях таких же как и он индивидов. Как только удовлетворение потребностей внутри объединения затрудняется, индивид, испытывающий давление со стороны группы и чувствуя несоответствие своих замыслов установкам группы, ощущает неприязнь к абстрактным формам своего бытия, неудовольствие от любого знака или имени, говорящих ему о принадлежности к данному объединению.
Потребность в безопасности точнее была бы названа как потребность в отсутствии опасностей. Индивид присваивает не опасные предметы, идеи, отношения. И подобное присвоение, ставшее привычным, укрепляется в сознании как неопасное присвоение. Внешнее давление на привычное присвоение разрушает его, тем самым – разрушается безопасность.
Потребность в признании – вряд ли может быть отнесена к тем, ущемление которых может привести к конфликтам. В современном обществе признанным является тот, кто наделён денежным богатством. Поэтому, в конечном счёте, не потребность в признании толкает индивидов на конфликт, а потребность в деньгах.
Они не могут быть предметом взаимных уступок, и их удовлетворение является весьма важным для развития человека и сохранения социальной стабильности. Конфликт порождается в результате ущемления базовых потребностей индивидов, и в этом смысле базовые потребности выше по значимости обычных нужд. Здесь он оказывается не только способом взаимодействия, влекущим за собой изменение среды удовлетворения потребностей, её расширения до пределов, необходимых для их не ущемлённого удовлетворения, но и – средством контроля над этой средой. Наличие в социальной среде индивидов с ущемлёнными потребностями и факт их ущемления говорят о том, что среда эта контролируется теми другими людьми, кто, собственно, ущемляет потребности остальных. Когда социальные институты не удовлетворяют эти потребности или посягают на них – это может привести к протесту, мятежу и насилию. По выражению Дж. Бертона, «успешное и окончательное завершение любого конфликта должно включать в себя удовлетворение тех потребностей его участников, которые оказались фрустрированными в данных условиях при данных отношениях».

Самуэль Хантингтон.

Цивилизационная школа относится к нейтралистскому направлению: возникновение конфликта между цивилизациями.

Самуэль Хантингтон утверждает, что географическое соседство цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними.

Цивилизации — это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.). Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии. В отличии от стран существуют долгое время (более 1000л); Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию;

Некоторые цивилизации (западная, индуистская, синская, православная, японская и буддистская) имеют свои «стержневые», то есть главные, страны (corestates - стабильны), а другие цивилизации (исламская, латиноамериканская и африканская) не имеют стержневых стран., - менее.

Список цивилизаций:

1.Синская цивилизация(Китай и родственные культуры). 2.Японская цивилизация.

3.Индуистская цивилизация. 4.Исламская цивилизация.

5.Православная цивилизация. 6.Западная цивилизация.

7.Латиноамериканская цивилизация. 8.Африканская(возможно) цивилизация.

в некоторых цивилизациях стержневых государств еще не появилось.

2.Разорванные страны. Это страны, относящиеся к определенной цивилизации, но их правящая верхушка желает видеть их в другой цивилизации. Чаще всего это ведет к сильным проблемам в обществе и чаще всего приводит лишь к ухудшению ситуации, так как такое государство не хотят видеть в другой цивилизации, но и от своей оно начинает отрываться. Наиболее яркие примеры расколотых цивилизаций это Мексика, Россия и Турция.

3.Страны одиночки. Страны, которые не могут отнести себя ни к какой цивилизации, хотя сюда так же можно причислить и Японию, являющуюся государством-цивилизацией.

Главенствующую роль на данный момент занимает западная цивилизация, но ей в спину активно дышат синская и исламская цивилизация, так же Хантингтон предположил, что следует ожидать и укрепление позиций индуистской цивилизации. Основные конфликты будут идти между Западом и исламской и синской цивилизацией, так как Запад будет стараться сохранить свое положение.

Социальные конфликты в молодёжной среде. Зачёт.

Наши рекомендации