То, что существует вне зависимости от исследователя и на что может быть направлен процесс исследования
3. значимые свойства, стороны, особенности явления, которые подлежат непосредственному изучению
4.значимая сторона социального явления, подлежащая системному анализу
5. определенные общественные отношения
Тема 4. Методология социологического исследования
47. «Репрезентативность» в социологии:
1. точное отражение генеральной совокупности
2. характеристика математического определения выборки
3. максимальное представление опрашиваемых в выборке
4. совокупность опрашиваемых в выборке
5. неверное применение способа отбора единиц анализа
48. Термин «выборка» подразумевает:
1. отбор объективной информации
2. выбор методов исследования
3. отбор респондентов
4. инструктирование
5. компьютерную обработку данных
49. Опрашиваемые люди в социологии:
1. интервьюеры
2. респонденты
3. корреспонденты
4. исследуемые
5. привлекаемые
50. Методологический раздел программы эмпирического социологического исследования включает в себя:
1. описание методы обработки и анализа данных
2.описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий
3. обоснование выборки, обоснование методов сбора данных
4. организационный план исследования
5. распределение обязанностей между исполнителями и учет финансовых ресурсов
51. Какой из разделов программы социологического исследования наиболее важен:
1.формулировка проблемы
2.уточнение и интерпретация основных понятий
3. обоснование системы выборки единиц наблюдения
4. постановка исследовательских задач
5.описание метода интерпретации результатов
52. Контент-анализ работает с:
1. лабораторными пробами
2. текстами
3. людьми
4.идеями
5.понятиями
53. Элемент генеральной совокупности, выступающий в качестве единицы отсчета при различных процедурах формирования выборки, - это:
1.единица выборки
2.тип выборки
3.мера выборки
4.ошибка выборки
5.численность выборки
54. Формализованный метод исследования содержания социологической информации посредством выявления устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста – это:
1.контент-анализ
2.традиционный (классический) анализ
3.предметный анализ
4.вторичный анализ
5.достоверный анализ
55. Теоретические построения, находящиеся между общей социологией и эмпирическими исследованиями, - это:
1.теории среднего уровня
2.теоретическая типологизация
3.социометрическая процедура
4.социальный эксперимент
5.поиск взаимосвязи между переменными
56. Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике называется:
1.социологическим исследованием
2.проективной техникой
3.конструированием информации
4.количественно-качественным анализом
5.групповая и эмпирическая типологизация
57.Основная характеристика качества измерения в социологии – это:
1.валидность
2.контент-анализ
3. шкалирование
4. квантификация
58. Определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса является целью исследования:
1.описательного
2.доказательного
3.аналитического
4.экспериментального
5.статистического
59. Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования:
1.программа исследования
2. контент-анализ
3.интерпретация полученных данных
4.социальный заказ
5.прогнозирование будущего
Тема 5. Методы сбора социологической информации
60. Всеобщая перепись населения по виду опроса относится к:
1. сплошному
2. выборочному
3. комбинированному
4. структурному
5. стихийному
61. Социометрия:
1. изучение «товарищества» в малых группах
2. целенаправленное фиксирование значимых фактов
3. изучение возможного поведения масс
4. получение объективной информации
5. анализ документов
62. Опрос включает в себя виды опроса:
1. комбинированный и структурный
2. сплошной и выборочный
3. прямой и косвенный
4. выборочный и прямой
5. сплошной и прямой
63. Вид опроса, который предлагает перечень альтернатив:
1. косвенный
2. открытый
3. вспомогательный
4. закрытый
5. контактный
64. Вид эксперимента, когда группа выступает как контрольная и экспериментальная:
1. последовательный
2. лабораторный
3. параллельный
4. полевой
5. контролируемый
65. Высокую степень точности анализа документа обеспечивает метод:
1. сравнительный
2. традиционный
3. психоанализ
4. контент-анализ
5. исторический
66. По степени стандартизации вопросы бывают:
1. открытые
2. личностные
3. безличностные
4. закрытые
5. открытые, закрытые, личностные, безличностные
67. Тестирование:
1. опрос
2. наблюдение
3. анализ документов
4. социометрия
5. эксперимент
68. Вид исследования, проводимый длительное время, но с перерывами:
1. лонготюдный
2. зондажный
3. сравнительный
4. описательный
5. кросскультурный
69. Вид наблюдения, когда социолог становится участником событий:
1. натурный
2. мысленный
3. полный
4. включенный
5. невключенный
70. Сильной стороной включенного наблюдения является:
1. получение полной и объективной информации
2. отсутствие возможности сделать обобщенные выводы
3. зависимость исследователя от объекта исследования
4. возможность контролировать поведение объекта
5. возможность проведения повторного наблюдения
71. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:
1. опрос
2.наблюдение
3. эсперимент
4. социометрический тест
5. анализ документов
72. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:
1. предположение о свойствах изучаемых объектах
2. часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации
3. совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического явления