Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине (модулю) обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в форме электронного документа);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю) может проводиться в несколько этапов.

Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием дистанционных образовательных технологий.

5. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

а) основная учебная литература:

1. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник для бакалавров 2012 г. [Электронный ресурс] : Учебники / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2013. — 372 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/5672

2. Волков, О. И. Экономика предприятия [Текст] : учебное пособие для вузов / О. И. Волков, В. К. Скляренко. — 2-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2013. — 263 с.*

3. Грибов, В.Д. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. [Электронный ресурс] : Учебники / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. — Электрон. дан. — М. : Финансы и статистика, 2014. — 400 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/69134

б) дополнительная учебная литература:

4. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии: Учебник. [Электронный ресурс] : Учебники / А.П. Агарков, Р.С. Голов, В.Ю. Теплышев. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2014. — 400 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/56350

5. Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров. [Электронный ресурс] : Учебники / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Б. Костин. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2016. — 292 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/72400

6. Вайс, Т.А. Экономика предприятия. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / Т.А. Вайс, Е.Н. Вайс, В.С. Васильцов. — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2015. — 244 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/53615

7. Газалиев, М.М. Экономика предприятия: учебное пособие. [Электронный ресурс] : Учебные пособия / М.М. Газалиев, В.А. Осипов. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2015. — 276 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/70605

8. Журавлева, Н.А. Экономика предприятий и организаций. [Электронный ресурс] : Методические указания и рекомендации / Н.А. Журавлева, Л.Ф. Казанская. — Электрон. дан. — СПб. : ПГУПС, 2014. — 30 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/49107

9. Лопарева, А.М. Экономика организации (предприятия). [Электронный ресурс] : Учебно-методические пособия — Электрон. дан. — М. : Финансы и статистика, 2014. — 208 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/69181

10. Растова, Ю.И. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров). [Электронный ресурс] : Учебные пособия / Ю.И. Растова, С.А. Фирсова. — Электрон. дан. — М. : КноРус, 2013. — 280 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/53610

11. Романенко, И.В. Экономика предприятия. [Электронный ресурс] : Учебные пособия — Электрон. дан. — М. : Финансы и статистика, 2011. — 352 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/5360

12. Романов, Б.А. Анализ экономики и управления предприятиями: Учебно-практическое пособие. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2016. — 248 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/72387

в) периодические издания

1. «Российский экономический журнал»*

2. «Общество и экономика»»

3. «Вопросы экономики»*

4. «Вестник ЧелГУ. Серия Экономика»*

5. «Вестник МГУ. Серия Экономика»

6. «Финансы и кредит»*

*Имеется в библиотеке ЧелГУ

6. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля).

1. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.aup.ru/, свободный.

2. Портал BARFIN [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.barfin.ru/, свободный.

3. Интернет-проект «Корпоративный менеджмент» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.cfin.ru/, свободный.

4. Библиотека экономической и управленческой литературы [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://eup.ru/, свободный.

5. Федеральный образовательный портал: Экономика. Социология. Менеджмент. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// http://ecsocman.hse.ru/, свободный.

6. Экономический портал [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://economicus.ru/, свободный.

7. Информационный ресурс Investfunds — проект Информационного агентства Cbonds.ru. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.investfunds.ru/, свободный.

8. Электронный Портал на тему бизнеса, финансов, экономики и смежным темам [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.finbook.biz/, свободный.

9. Информационно-аналитическая система FIRA PRO [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.fira.ru/, свободный.

10. Журнал «Экономическая наука современной России» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.cemi.rssi.ru/ecr/, свободный.

11. Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.m-economy.ru/, свободный.

12. Всероссийский экономический журнал [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://econom.nsc.ru/eco/, свободный.

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Раздел 1. Общая характеристика предприятия

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение понятия «предпринимательство».

2. Перечислите основные характеристики юридических лиц.

3. Охарактеризуйте ОПФП полное товарищество.

4. Охарактеризуйте ОПФП производственный кооператив.

5. Перечислите основные характеристики ПАО и НАО (капитал и состав акционеров)

6. Перечислите отличия обыкновенных и привилегированных акций.

7. Три главных органа управления ПАО. Их функции.

8. Виды реорганизации предприятий. Объяснить любой.

9. Перечислите три основные формы предпринимательской деятельности.

10. Перечислите виды коммерческих юридических лиц.

11. Охарактеризуйте ОПФП товарищество на вере.

12. Охарактеризуйте ОПФП унитарное предприятие.

13. Финансово-промышленная группа, холдинг. Определения.

14. Какова наиболее современная цель деятельности предприятия.

15. Перечислите основные этапы регистрации фирмы.

Практические задания:

1. Если предприниматель привык самостоятельно и независимо принимать решения и руководить процессами, то какую форму предпринимательской деятельности для себя он выберет?

2. Доли в уставном капитале коммандитного товарищества следующие: Козлов, Баранов, Конев – товарищи на вере имеют по 20 % (по 60 000 руб). Кабанов – полный товарищ имеет оставшиеся 40 % (120 000 руб). Их аграрное предприятие оказалось нерентабельным и обязано выплатить по долгам 350 000 руб. Как распределиться ответственность между товарищами?

3. Если представить акционерное общество в виде модели государства, то каким ветвям власти (исполнительной, законодательной, судебной) соответствуют главные органы его управления?

4. Какой вид акций представляет интерес в целях поглощения компаний?

5. Если вы хотите создать предприятие с целью привлечения инвестиций, но ваши средства все же ограниченны то какую организационно – правовую форму оптимально выбрать?

6. Как вы считаете: рост ТНК – позитивная или негативная тенденция? Для мира? Для отдельных стран?

Раздел 2. Основные фонды и нематериальные активы предприятия

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение понятия «основные средства предприятия».

2. Перечислите два главных критерия отнесения ценности к основным фондом

3. Какие виды основных фондов вы знаете?

4. Перечислите все четыре вида стоимости объекта основных средств. Охарактеризуйте каждый.

5. Сформулируйте главные отличия понятий «износ» и «амортизация».

6. Какие виды износа существуют?

7. Какие способы начисления амортизации вы знаете? Какие из них относятся к ускоренным методам?

8. Какой метод начисления амортизации наиболее затруднителен в практическом применении? Почему?

9. Какие основные показатели использования основных средств предприятия вы знаете?

10. В чем состоит экономический смысл показателей фондоотдачи, фондоёмкости и рентабельности основных фондов?

11. В чем состоит принципиальное отличие лизинга от аренды?

12. Дайте определение нематериальным активам предприятия.

13. Дайте определение понятия «деловая репутация».

14. Какими способами начисляется амортизация нематериальных активов.

Практические задания:

1. Какие из нижеперечисленных объектов являются объектами основных средств предприятия:

а) здание столовой предприятия;

б) программа 1С Предприятие, приобретенная за 15 000 руб.

в) станок с числовым программным управлением стоимостью 50 000 руб;

г) картридж для принтера;

д) лом стали на сумму 12 000 руб;

е) автомобиль Газель для служебных командировок;

ж) копировальный аппарат стоимостью 9 800 руб;

з) участок земли с кустарником возле входа в офис предприятия.

2. Какие из нижеперечисленных объектов являются объектами основных производственных фондов:

а) здание столовой предприятия;

б) программа 1С Предприятие, приобретенная за 15 000 руб.

в) станок с числовым программным управлением стоимостью 50 000 руб;

г) автомобиль газель для грузоперевозок материалов;;

д) лом стали на сумму 12 000 руб;

е) дорогостоящее оборудование для заводской поликлиники;

ж) цеховой трубопровод;

з) участок земли с кустарником возле входа в офис предприятия.

3. Каково может быть соотношение между первоначальной и восстановительной стоимостью основных фондов? О чем свидетельствует превышение первоначальной над восстановительной?

4. Каково может быть соотношение между первоначальной и остаточной стоимостью основных фондов. Могут ли они быть равны? В каком случае?

5. Корректно ли следующее утверждение: «износ здания за 2010 год составил 5000 рублей». Почему?

6. Корректно ли следующее утверждение: «производственные мощности цеха – это три токарных станка и один фрезерный». Почему?

7. Расставьте в логической последовательности элементы оборота основных фондов:

а) расчет амортизации;

б) износ оборудования;

в) пополнение амортизационного фонда;

г) получение выручки;

д) вхождение амортизации в себестоимость продукции.

8. Стоимость ОПФ на начало периода 250 тыс руб. На конец периода 200 тыс рублей. В течение года введено оборудования на сумму 130 тыс рублей. Среднегодовая стоимость ОПФ 230 тыс рублей. Товарная продукция за год 700 тыс рублей. Определить коэффициенты обновления и выбытия ОПФ, фондоотдачу и фондоемкость..

9. Объект основных средств (ксерокс) приобретен в магазине за сумму 15 000 руб. Затраты на транспортировку до офиса – 540 руб. Заработная плата рабочему за наладку 300 рублей. Куплены расходные материалы – бумага на сумму 1000 руб. Срок службы ксерокса 6 лет. Зарплата рабочего по демонтажу составляет 400 руб. Ликвидационная стоимость 1000 рублей. Определить годовую сумму амортизационных отчислений и норму амортизации

10. Фондоотдача с 2010 по 2011 год увеличилась на 15 %. На сколько процентов изменилась фондоемкость.

11. Производственная мощность предприятия на начало периода 250 тыс единиц продукции в год. В течение года на предприятия ввели два новых станка, которые изготовили продукции на сумму 1 000 000 руб по цене 100 рублей за единицу. Остальное оборудование не выбывало и не меняло свои технические характеристики. Рассчитать выходную производственную мощность если новые станки при полной загрузке могут выпускать в 1,5 раза больше продукции.

12. Норма амортизации — 10,4 %. Рассчитать новую норму амортизации, если нормативный срок службы сокращается на 4,6 года. Ликвидационную стоимость не учитывать.

13. Стоимость оборудования цеха 15000 млн. руб. С 1 марта введено в эксплуатацию оборудование стоимо­стью 45,6 млн. руб.; с 1 июля выбыло оборудование стоимостью 20,4 млн. руб. Размер выпуска продукции 800,0 тыс. т, цена за 1 т 30 тыс. руб. Производственная мощность — 1000,0 тыс. т. Определите величину фондоотдачи оборудования и ко­эффициент интенсивного использования оборудования.

14. Основные производственные фонды предпри­ятия на начало 1995 г. составляли 2825 млн. руб. Ввод и выбытие основных фондов в течение года отражены в таблице:

Месяц . Основные фонды, млн. руб
    ввод выбытие
1 февраля 40,0
1 мая 50,0
1 августа 70,0
1 ноября 10,0

Определите среднегодовую и выходящую стоимость ос­новных производственных фондов, а также коэффициенты выбытия и обновления основных фондов.

15. Полная первоначальная стоимость станка 10,2 мдн. руб., срок службы восемь лет. Затраты на модернизацию составят 2,3 млн. руб., расходы по демонтажу — 0,2 млн. руб., остаточная стоимость станка — 0,5 млн. руб.

Определите годовую сумму амортизационных отчисле­ний и норму амортизации.

Раздел 3. Оборотные средства предприятия

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определения оборотным средствам, оборачиваемости, оборотным производственным фондам и фондам обращения.

2. Перечислите виды оборотных средств предприятия.

3. Дайте определения основным элементам оборотных производственных фондов.

4. Дайте определения основным элементам фондов обращения.

5. Перечислите основные модели управления запасами, кратко сформулируйте их суть.

6. В чем отличия понятий норма и норматив оборотных средств?

7. Перечислите основные циклы оборота оборотных средств.

8. Сформулируйте экономическую сущность коэффициента оборачиваемости.

9. В чем отличие относительного и абсолютного высвобождения оборотных средств?

10. Перечислите основные источники финансирования оборотных средств.

Практические задания:

1.Что из нижеперечисленного является объектом оборотных средств:

а) задолженность покупателей за поставленную продукцию на сумму 12000 руб;

б) закупленные 10 л бензина для служебного автомобиля;

в) лицензионная программа тренингов для персонала стоимостью 7500 руб;

г) производственная мощность;

д) запасы стали на складе;

е) денежные средства в кассе;

2. Расставьте в логической последовательности элементы кругооборота оборотных средств:

а) производственные запасы;

б) товарная продукция;

в) незавершенное производство;

г) готовая продукция;

д) дебиторская задолженность (товары отгруженные, но не оплаченные);

е) деньги;

3. Если оплата продукции происходит одновременно с ее отгрузкой, то как это отразиться на соотношении циклов оборота оборотных средств?

4. Темп роста реализованной продукции в 2004 г. составил 90 %. Средний остаток оборотных средств уменьшился по сравнению с 2003 г. на 50 000 руб. Определить относительное высвобождение оборотных средств если реализованная продукция в 2004 году составляет 1 800 000 руб, а средний остаток оборотных средств 2003 года 250 000 руб. Насколько изменилась длительность одного оборота в днях? Сделать вывод.

5. Запасы материалов на начало периода: 100 кг по цене 8 руб. В течение периода в порядке очередности: приобретено запасов 60 кг по цене 9 руб и 80 кг по цене 10 руб и выбыло запасов в размере 150 кг. Определить стоимость выбывших запасов и стоимость запасов на конец периода методом ФИФО.

6. В деревянном стуле 2 кг дерева. Но для производства каждого требуется в 1,5 раза больше. В месяц в цехе изготавливается 1500 стульев. Страховой запас 225 кг древесины. Транспортный запас – 1 день. Определить норматив производственного запаса.

7. Что из нижеперечисленного является объектом оборотных производственных фондов:

а) задолженность покупателей за поставленную продукцию на сумму 12000 руб;

б) продукция в пути;

в) лицензионная программа тренингов для персонала стоимостью 7500 руб;

г) свежевыжатый сок для производства вина;

д) запасы стали на складе;

е) денежные средства в кассе;

8. Что из нижеперечисленного является 1) элементами производственной стадии оборота оборотных средств; 2) денежной стадии.

а) производственные запасы;

б) товарная продукция;

в) незавершенное производство;

д) дебиторская задолженность (товары отгруженные, но не оплаченные);

е) деньги;

9. Верно ли утверждение: «Месячная норма краски на складе 1,5 тонны ». Почему? Если нет, то как должно звучать выражение?

10. Коэффициент оборачиваемости увеличился в 2004 году по сравнению с 2003 г на два дня. Реализованная продукция в 2003 году составляет 350 000 руб. Средний остаток оборотных средств в 2003 г 70 000 рублей. Темп роста реализованной продукции 100 %. Определить относительное высвобождение оборотных средств.

11. Запасы материалов на начало периода: 100 кг по цене 8 руб. В течение периода в порядке очередности: приобретено запасов 60 кг по цене 9 руб и 80 кг по цене 10 руб и выбыло запасов в размере 150 кг. Определить стоимость выбывших запасов и стоимость запасов на конец периода методом ЛИФО.

12. Оплата материалов происходит сразу при их поступлении. Оплата готовой продукции происходит через два дня после отгрузки. Весь операционный цикл составляет 10 дней. Определить финансовый и производственный цикл.

Раздел 4. Трудовые ресурсы предприятия

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем отличия понятий: труд и трудовые ресурсы

2. Дайте определения понятиям: персонал предприятия и кадры предприятия

3. Проиллюстрируйте структуру кадров предприятия

4. Какие количественные характеристики кадров вы знаете

5. Назовите два главных показателя производительности труда: определения, виды, формулы.

6. Какие три вида трудоемкости выделяют для ее расчета

7. Какие формы оплаты труда существуют. Перечислите их разновидности.

8. Какие системы оплаты труда существуют

9. Определение мотивации труда, ее формы.

Практические задания и тесты:

1. В случае увольнения некоторого числа работающих можно ли однозначно утверждать об увеличении показателя выработки? Почему?

2. По какой системе чаще всего начисляется заработная плата руководящим работникам? Почему?

Раздел 5. Затраты и результаты деятельности предприятия

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определения понятиям: расходы, издержки и себестоимость: в чем их сходства и различия?

2. Дайте классификацию затрат.

3. В чем главные отличия сметы от калькуляции

4. Какие основные методы калькулирования затрат вы знаете?

5. В чем суть модели CVP?

6. В чем измеряются точка безубыточности и порог рентабельности?

7. Какие виды цен вы знаете?

8. Какие три подхода к ценообразованию существуют?

9. Проиллюстрируйте схему формирования прибыли.

10. Какие виды рентабельности вы знаете.

Практические задания:

1. Годовой выпуск на предприятии составил 500 шт. Затраты на весь выпуск (руб): Сырье – 36000, Вспомогательные материалы – 300, Топливо и энергия – 24000, Заработная плата – 15 000, Отчисления на социальные нужды – 5700, Общепроизводственные расходы – 7400, Общехозяйственные расходы – 3000, Коммерческие расходы – 3600. ИТОГО: 95 000.

Цена единицы продукции равна 200 руб/шт.

1) Постройте график безубыточности и определите точку безубыточночти.

2) Рассчитайте критический выпуск (точку безубыточности) при увеличении цены до 220 руб/шт.

3) Рассчитайте критический выпуск при увеличении расходов на сырье на 10%.

4) Рассчитайте выпуск, при котором может быть достигнута прибыль 50 тыс. руб.

2. Средняя стоимость основных средств предприятия по группам в 2004 г. составляла:

Здания – 25, Сооружения – 5, Машины и оборудование – 50, в том числе установленное в начале года – 10. Норма амортизации для пассивной части – 5%, для активной – 15%. Метод амортизации – линейный. Для нового оборудования способ амортизации по сумме лет (срок полезного использования – 5 лет). Среднемесячная заработная плата и численность различных групп работников: основные рабочие – 1000 руб (50 чел), вспомогательные – 800 руб (30 чел), Руководители – 1500 (10 чел), Служащие – 600 руб. (2 чел), Специалисты- 1300 (12 чел). Социальный налог – 35,6 %.

Годовой объем производства – 1000000 ед. продукции. На производство единицы продукции затрачено сырья, материалов и энергетических ресурсов на сумму 152 руб. Прочие затраты в структуре себестоимости: 20 %. Вся продукция реализована по средней цене 250 руб/ ед. Рассчитать:

1) Фондоотдачу

2) Производительность труда

3) Себестоимость единицы продукции

4) Прибыль предприятия

5) Точку безубыточности – (доля условно –постоянных расходов – 25%).

6) Рентабельность продукции.

Раздел 6. Инвестиции на предприятии

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение инвестициям

2. Какие виды инвестиций существуют?

3. Перечислите основные этапы инвестиционного процесса

4. Перечислите главные показатели эффективности инвестиций: формулы, экономическая сущность.

Практические задания:

1. Рассчитайте максимально возможную сумму капитальных вложений для обеспечения доходности инвестиционного проекта, от которого ожидаются следующие доходы:

1 год – 248 000, 2-й – 196 000, 3-й – 200 000. Ставка дисконтирования – 20%.

2. Рассчитайте максимально возможную сумму капитальных вложений для обеспечения доходности инвестиционного проекта, от которого ожидаются следующие доходы:

1 год – 256 200, 2-й - 245 800, 3-й – 125 980, 4-й – 187 650, 5-й – 200000 руб. Ставка дисконтирования – 20 %.

Раздел 7. Анализ финансового состояния предприятия

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Анализ ликвидности предприятия

2. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия

3. Анализ кредитоспособности предприятия

Раздел 8. Оценка стоимости предприятия

Вопросы для самостоятельной подготовки к тестированию:

1. Предмет и цели оценки предприятия

2. Доходный подход к оценке стоимости предприятия

3. Рыночный подход к оценке стоимости предприятия

4. Имущественный подход к оценке стоимости предприятия

5. Управление стоимостью предприятия

6. Оценка пакетов акций, долей предприятия

В освоении дисциплины (модуля) инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации по предмету является важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

При изучении дисциплины «Экономика предприятия» чтение лекций производится с использованием слайд-презентаций.

Для выполнения семестровой и курсовой работы студентам для сбора и анализа данных рекомендовано использовать информационно-аналитические системы и сайты (FIRA PRO, BARFIN, Investfunds, franshiza.ru и др.).

В процессе освоения дисциплины используются программы Microsoft Office необходимые для сбора, хранения и обработки информации, а также составления мультимедийных презентаций.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья освоение данной дисциплины может быть частично осуществлено с использованием дистанционных образовательных технологий (Skype, Moodle).

9. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

Для чтения лекций по дисциплине «Экономика предприятия» необходимы аудитории, оснащенные мультимедийным оборудованием (проектор, экран, ноутбук).

Для проведения практических занятий предполагается использование компьютерных классов, оснащенных персональными компьютерами с доступом в сеть Интернет, для работы в информационно-аналитических системах и базах данных. А также с доступом в ЭБС для работы с электронными изданиями.

Освоение дисциплины инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения:

- лекционная аудитория – мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха); источники питания для индивидуальных технических средств;

- учебная аудитория для практических занятий (семинаров) – мультимедийное оборудование, мобильный радиокласс (для студентов с нарушениями слуха);

- учебная аудитория для самостоятельной работы – стандартные рабочие места с персональными компьютерами; рабочее место с персональным компьютером, с программой экранного доступа, программой экранного увеличения и брайлевским дисплеем для студентов с нарушениями зрения.

В каждой аудитории, где обучаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, должно быть предусмотрено соответствующее количество мест для обучающихся с учетом ограничений их здоровья.

В учебные аудитории должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень специальных технических средств обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющихся в Региональном учебно-научном центре инклюзивного образования ЧелГУ:

- тифлотехническая аудитория: тифлотехнические средства: брайлевский компьютер с дисплеем и принтером, тифлокомплекс «Читающая машина», телевизионное увеличивающее устройство, тифломагнитолы кассетные и цифровые диктофоны; специальное программное обеспечение: программа речевой навигации JAWS, речевые синтезаторы («говорящая мышь»), экранные лупы;

- сурдотехническая аудитория: радиокласс «Сонет-Р», программируемые слуховые аппараты индивидуального пользования с устройством задания режима работы на компьютере, интерактивная доска Active Board с системой голосования, акустический усилитель и колонки, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон.

Все указанные в настоящей рабочей программе дисциплины методическое и техническое обеспечение учебного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляется Региональным учебно-научным центром инклюзивного образования ЧелГУ.

Наши рекомендации