Тема 35. Политические партии, группы давления и интересов.

1. Политические партии. Партийное строительство в современной России.

2. Группы давления и интересов.

Литература.

1. Социология и политология: учеб. пособие под общ. ред. Т.А. Бондаренко.- Ростов н/Д, 2014. – С. 209 – 216.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2008.

3. Политология. Под редакцией М.А. Василика. М., 1999. Гл. 6, 11.

4. Ирхин Ю.В. Политология. М., 2006. Гл. 13.

Тема 36. Политические элиты.

1. Возникновение понятия и теории элит.

2. Современные концепции и типологии элит.

3. Политическая элита России.

Литература.

1. Социология и политология: учеб. пособие под общ. ред. Т.А. Бондаренко.- Ростов н/Д, 2014. – С. 209 – 216.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2008.

3. Политология. Учебник под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2012.

4. Политология. Под редакцией проф. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 6 § 2.

Тема 37. Политическое лидерство.

1. Понятие лидерства.

2. Современные теории политического лидерства.

3. Типология политических лидеров и их функции.

Литература.

1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2008.

2. Политология. Под редакцией А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. М., 2005. Гл. 17.

3. Политология. Под редакцией проф. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 6 § 2.

4. Дегоев В. Феномен Путина как фактор мировой политики // Свободная мысль. 2006. № 6.

Тема 38. Политические конфликты.

1. Сущность и значение конфликтов в политике.

2. Типология политических конфликтов.

3. Управление политическими конфликтами.

Литература.

1. Социология и политология: учеб. пособие под общ. ред. Т.А. Бондаренко.- Ростов н/Д, 2014. – С. 209 – 216.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2008.

3. Политология. Под редакцией А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. М., СПб., 2005. Гл. 20.

4. Политология. Под редакцией проф. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 16.

Тема 39. Политические идеологии современности.

1. Понятие политической идеологии.

2. Основные идеологические течения в современном мире.

3. Основные идеологические направления в современной России.

Литература.

1. Политология. Под редакцией А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. М., СПб., 2005. Гл. 15.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2008. Гл. 16.

3. Политология. Под редакцией М.А. Василика. М., 1999. Гл. 14.

Тема 40. Политическая культура.

1. Политическая культура: понятие, структура, функции.

2. Типология политической культуры.

3. Особенности российской политической культуры.

Литература.

1. Социология и политология: учеб. пособие под общ. ред. Т.А. Бондаренко.- Ростов н/Д, 2014. – С. 209 – 216.

2. Политология. Под редакцией А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. М., СПб., 2005. Гл. 14.

3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2008.

4. Политология. Учебник под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2012.

Тема 41. Личность и политика.

1. Типы личностей в политике и факторы их политического поведения.

2. Политическая социализация личности: понятие, агенты и типы.

3. Стадии политической социализации личности.

Литература.

1. Политология. Под редакцией М.А. Василика. М., 1999. Гл. 12, 13.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2008.

3. Политология. Учебник под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2012.

Тема 42. Политическое развитие и модернизация.

1. Политическое развитие.

2. Политическая модернизация.

3. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии.

Литература.

1. Социология и политология: учеб. пособие под общ. ред. Т.А. Бондаренко.- Ростов н/Д, 2014. – С. 209 – 216.

2. Политология. Под редакцией проф. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 15.

3. Политология. Под редакцией А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. М., СПб., 2005. Гл. 21.

4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2008.

Тема 43. Особенности мировой политики в условиях глобализации.

1. Понятие мировой политики.

2. Основные концепции развития мировой политики.

3. Глобальные проблемы человечества и мировая политика.

Литература.

1. Социология и политология: учеб. пособие под общ. ред. Т.А. Бондаренко.- Ростов н/Д, 2014. – С. 209 – 216.

2. Ирхин Ю.В. Политология. М., 2006. Гл. 19.

3. Политология. Под редакцией А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. М., СПб., 2005. Гл. 22.

4. Политология. Под редакцией проф. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 17, 18.

5. Соловьев А.И. Политология. М., 2003. Гл. 15.

4. Требования по выполнению и оформлению контрольных работ

Объем работы составляет 10-12 листов школьной тетради. Если контрольная работа выполняется в электронной форме, то объем должен составлять 12-15 листов, через полуторный (1,5) интервал, шрифт 14 Times New Roman, каждая страница должна быть пронумерована. Структура работы включает план, введение, заключение и список литературы, используемой при написании контрольной работы.

5. Пример выполнения и оформления контрольной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Факультет Социально - гуманитарный

Кафедра «Философия и мировые религии»

Контрольная работа по дисциплине:
Социология и политология

На тему: Сущность и основные признаки государства.

Выполил:

ст. гр. ________

Иванов И. И.

Проверил:

к.ф.н., доцент.

Петров П. П.

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие государства

2. Признаки государства

3. Составляющие элементы государства

4. Формы государственного устройства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко понять - что такое государство и откуда оно произошло.

Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».

Почему государство является основным институтом политической системы общества? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Понятие государства

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

Признаки государства

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. Д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий — государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

Наши рекомендации