Общественно-политические движения, партии, группы давления: понятия, функции, типологии.

Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра.

Типология общественно-политических движений: 1) По отношению к существующему строю (консервативные; реформаторские; революционные); 2) По идеологической

основе (либерально-демократические; консервативные; социалистические); 3) По масштабам (международные; региональные; действующие в стране, штате, республике);

4) По методам и способам действия (легальные/нелегальные; формальные/неформальные; ориентирующиеся на мирные или насильственные действия).

Партия– это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти.

Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическом процессе, выражают необходимость решения двух групп задач: внутренних и внешних. К внутренним относятся: набор членов, пополнение партийной кассы.

Осуществление внешних функций предполагает: борьбу за завоевание и использование политической власти, обеспечение связи масс с государственными структурами, согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического процесса.

Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Партии, одержавшие победу на выборах, или сумевшие провести в законодательное собрание своих представителей, получают возможность участвовать в подборе и расстановке управленческих кадров.

Выделяют кадровые, массовые и строго централизованные партии.

Кадровыеотличаются тем, что партийный состав формируется вокруг группы политических деятелей, а в основе избирательного процесса лежит политический комитет. Массовые партии представляют собой централизованные организации с уставным членством. Эти партии более организованны и дисциплинированны.

Для строго централизованных партий характерно превращение идеологического компонента в ведущее начало. Такие партии обладают строгой дисциплиной своих членов, высокой организованностью действий, почитанием своих вождей.

Существуют и другие типологии партий (патронажные; консервативные; коммунистические, социал-демократические и либеральные; авангардные, парламентские и лейбористские; легальные и нелегальные; правящие и оппозиционные и т.д.).

Партийные системы выражают устойчивые связи и отношения партий между собой, а также государством и другими политическими институтами. Общепринятой является следующая классификация различных систем партий и различных моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность и многопартийность.

За последние годы в России происходит переход от однопартийной системы к многопартийности.

К настоящему времени сложилось два главных типа избирательной системы – мажоритарная и пропорциональная.

Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что депутатские места в каждом округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов. Все остальные партии, кандидаты которых остались в меньшинстве, остаются непредставленными. Мажоритарная система бывает различных видов в зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон: относительного или абсолютного. Недостатки этой системы в том, что она не дает представления о реальной расстановке сил в стране и создает предпосылки для доминирования в деятельности депутатов групповых и региональных интересов в ущерб общенациональным.

При пропорциональной системе выборов каждая партия выдвигает свой список кандидатов. При этом распределение мандатов между партиями производится в соответствии с количеством полученных ими голосов избирателей. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Одним из недостатков пропорциональной системы является неизбежное создание многопартийных политических компромиссов.

В РФ функционируют обе избирательные системы.

Понятие «группы давления» пришло из американской политологии. В отличие от политических партий, они не преследуют цель осуществления власти, а ограничиваются лишь оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению.

Группы давления – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов, входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.

Существуют разные типы групп интересов. Первый - неорганизованные группы. Их отличает низкий уровень взаимосвязей, отсутствие регулярной деятельности от имени группы. Второй тип – это организованные группы. Они составлены из профессионально подобранных кадров, с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.

К третьему типу относятся специализированные структуры для артикулирования интересов: профсоюзы, этнические объединения, ассоциации, сформированные из религиозных и гражданских групп.

Особую роль в либерально-демократических странах играют институциональные группы. Они включают в себя политические партии, законодательные органы, армию, бюрократию, церковь.

Группы интересов удовлетворяют следующие общественные потребности:

1. Передают настроения и требования определенных общественных слоев правительству.

2. Влияют на законодательный процесс, разрабатывают законопроекты и представляют их на рассмотрение правительств.

3. Выполняют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министерские должности, открывая доступ на государственные посты лицам с соответствующим опытом и окружением.

4. Оказывают поддержку и мобилизуют людей в реализации правительственных программ.

5. Осуществляют контакт с правительством и способствуют выработке современных и эффективных законов.

Наши рекомендации