Подлежащие обсуждению на семинарских занятиях
1. Почему П. Сорокин сравнивал национализацию с действием «мертвой воды»?
2. Существует два подхода к рассмотрению семьи. С одной стороны – это малая социальная группа, с другой – социальный институт. Поясните, в чем суть такого дуализма?
3. В начале века М. Вебер указал на тех, кто станет господствующим классом при социализме. Теоретическое обоснование его идея получила в книгах Дж. Бернхайма «Управленческая революция» (1941) и М. Джилласа «Новый класс» (1957). В 1980 году М.С. Восленский называет господствующим классом в СССР не всех управленцев, а лишь высший слой общества. В чем заключается разница в представлении о господствующем классе М. Вебера и М.С. Восленского?
4. В 1934 г. американский исследователь Лапьер провел эксперимент, результаты которого впоследствии стали известны под названием «парадокс Лапьера». Попробуйте и Вы связать воедино понятия «социальна установка», «социальные потребности» и «социальная дистанция».
5. Какому из этапов социализации соответствует следующая типология личности:
A | Хочу Знаю Умею | B | Хочу Знаю Не умею | C | Хочу Не знаю умею | D | Хочу Не знаю Не умею | F | Не хочу Не знаю Не умею | G | Не хочу Знаю Умею |
6. А.Уорд, А. Смолл, У. Самнер, Э. Мэйо, Р. Парк, Э. Берджесс, ………
-Что объединяет этих американских ученых?
-Можно ли продолжить этот ряд?
7. Каким образом связаны понятия «социальная структура общества», «социальная стратификация» и «социальная мобильность»?
8. В социологии известны три основные модели стратификационных систем: восточная, западная и смешанная. К какой модели Вы отнесли бы современную Россию и почему?
9. В чем суть социальной аномии и как ее формы типологизированы в модели социальной адаптации Р.Мертона?
10. Проанализируйте данную ситуацию и ответьте на вопрос: что объединяло такие разные группы в данном межнациональном конфликте? (эссе).
Узбекский писатель Тимур Пулатов так описывал события 1990 г. в Фергане: «Судя по массовости и размаху беспорядков, тут было несколько движущих сил; поначалу разъединенные, они быстро сошлись, слились. Но при всей их спаенности до некоторой степени просматривались интересы каждой. Откровенная жестокая уголовщина, вылившаяся в убийства, поджоги, ограбления, сочеталась с демонстрациями, митингами, участники которых выдвигали экономические и экологические требования. И все это получало еще, так сказать, «духовную окраску» в выступлениях большей части местной интеллигенции, в умах которой сумбур из идей Ленина, ультрасовременных лозунгов перестройки и искаженных догм оказались сильнее здравого смысла».
11.Что объединяет таких знаменитых мыслителей-социологов, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Т. Парсонс.
12. Как связаны между собой ценностные ориентации, престиж, потребности и установки?
13. Объясните, почему средний класс считается социальной основой стабильности?
14. Проведите сравнительную характеристику советского и современного российского общества (см. таблицу) по следующим критериям:
Критерии | Советское общество | Современное российское общество |
Доминирующий тип стратификации | ||
Уровень различия доходов | ||
Социальная структура | ||
Престиж профессий |
15. Противоречат ли друг другу теории Т. Парсонса и Р. Дарендорфа? Ответ мотивируйте.
16. Аномичная личность – какой смысл вкладывают в это понятие. В чем суть теории аномии Р. Мертона?
17. Какие виды социальных процессов Вы знаете? Проанализируйте конкретный социальный процесс – формирование новых социально-политических и экономических структур российского общества.
18. Что общего Вы находите в теориях М. Вебера и Т. Парсонса?
19. Статус английской королевы и статус директора предприятия – в чем разница?
20. Какие виды социальных движений Вы знаете? Дайте определение каждому виду. В чем отличие социальных движений от социальных институтов и
социальных организаций?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Составить анкету «Предвыборная ситуация в Тюмени»
2. Составить бланк экспертного опроса по проблеме участия женщины в политике.
3. Составить бланк экспертного опроса по выявлению основных факторов совершенствования производства.
4. Составьте бланк контент-анализа прессы по проблеме наркомании в г. Тюмени
5. Составьте инструментарий на тему «Материальная обеспеченность студенческой семьи».
6. Исследователь находится на заседании Тюменской областной думы. При
помощи каких методов он может получить и обобщить информацию по ходу заседания?
7. Проведите структурную и факторную операционализацию понятия «инвестиционное поведение населения».
8. Прочитайте следующие формулировки вопросов и сделайте вывод об их корректности и правильности.
а) Если у вас есть собака, кормите ли вы ее сухим кормом «Педигрипал»?
б) Когда вы в последний раз читали газету «Известия»?
в) Человек, не изучающий социологию, не может считаться культурным, не так ли?
г) Пользуетесь ли вы общественным транспортом, находясь вдали от дома?
д) Нельзя делать профилактические прививки взрослым без их согласия, не так ли?
9. Составьте анкету на свободную тему таким образом, чтобы были задействованы различные вопросы по форме, присутствовали функциональные вопросы (примерно 10-15 вопросов).
10. Составьте вопросы для проведения экспертного опроса на тему «Эффективность обучения в ТГМИЭУП» (примерно 10 вопросов). Определите круг экспертов, которым Вы бы задали эти вопросы. Обоснуйте свой выбор.
11. На основании приведенной примерной программы социологического исследования составьте свой пример программы на любую интересующую вас тему.
Примерная программа социологического исследования