Инвестиционного поведения населения

Обоснование проблемы исследования.По мере специализации на финансовом и инвестиционном рынке, а также увеличения инвестиций в производственной сфере, основными свободными средствами становятся денежные накопления населения. Аккумуляция этих накоплений в финансовых компаниях, пенсионных, страховых и инвестиционных фондах может составить серьезную основу для кредитования развития промышленности. Кроме того, привлечение денежных средств населения в жилищные фонды будет способствовать активизации жилищного строительства и решению проблем молодых семей.

Цель исследования.На основе данных социологического исследования выработать рекомендации по расширению масштабов привлечения свободных денежных средств населения в финансовые, пенсионные, страховые и инвестиционные компании. Объект и предмет исследования.Объектом исследования является население крупного города России в возрасте от 18 до 60 лет, имеющее постоянную работу и стабильные доходы. Предмет исследования – инвестиционные установки населения. Логический анализ основных понятий.Пример приведен в разделе 2.3. Здесь можно действовать по упрощенной схеме, не применяя операционализацию понятий.

Гипотезы исследования. Основная гипотеза – в настоящее время для населения финансовые компании являются основным объектом инвестирования

свободных средств. Возможная причина этого – ожидания высоких дивидендов.

Дополнительные гипотезы:

1) Обращение населения именно к финансовым фондам обусловлено:

а) слабой информированностью населения об пенсионных, страховых, жилищных, инвестиционных компаниях;

б) интенсивной рекламной кампанией со стороны финансовых фондов.

2) У населения появились первые признаки недоверия к финансовым фондам в связи с разорением некоторых из них.

3) Рост недоверия со стороны населения к финансовым фондам стимулирует рост капиталовложений в валюту, драгоценности и художественные изделия.

Задачи исследования.Для проверки основной гипотезы – выявить структуру инвестирования населением в фонды, компании, ценные бумаги, валюту, драгоценности, художественные изделия.

Для проверки дополнительных гипотез: 1) Выявить структуру источников и величину ежемесячного дохода в расчете на одного члена семьи; соотнести результаты со структурой инвестирования населением денежных средств. 2)

а) Определить степень информированности населения об инвестиционных, пенсионных, жилищных, страховых, финансовых компаниях; соотнести показатель степени информированности со структурой инвестирования.

б) Определить отношение населения к рекламе финансовых компаний.

3) Определить характер отношения инвесторов к финансовым компаниям.

4) Выявить тенденции изменения во времени структуры инвестирования населением своих денежных средств.

Определение выборочной совокупности. В статуправлении обследуемого города имеются достоверные данные по трем, важным с точки зрения предме-та исследования признакам: уровню месячного дохода на одного члена семьи, возрасту и полу. Учитывая тот факт, что население города 500000 человек, выборочная совокупность в 2500 человек, отобранных по строго заданным параметрам квот, гарантирует статистически значимые результаты опроса.

Методы сбора информации

а) Вторичный анализ статистических данных о деятельности финансовых, инвестиционных, жилищных, пенсионных и страховых компаний; динамике курса валют, цен на драгоценности и художественные изделия за последние 6 месяцев.

б) Контент-анализ рекламной кампании финансовых фондов за последние 6 месяцев.

в) Сбор первичной социологической информации при помощи «Анкеты инвестора».

Для адекватного анализа полученных в ходе опроса результатов необходимо учитывать фактор сиюминутной эмоциональной настроенности респондентов, т.е. охарактеризовать то состояние, которое присуще населению данного региона. С этой целью первые вопросы анкеты предполагают систематизацию установок личности в обнаружении главного источника отрицательных или положительных настроений (вполне вероятно, что в ходе интерпретации полученного материала их окажется больше). Они направлены на выявление социального самочувствия населения.

Посмотрите внимательно диаграммы и охарактеризуйте социальное самочувствие населения в Тюменской области.

Инвестиционного поведения населения - student2.ru

Рис. 1. Проблемы общества тревожащие больше всего, %

Инвестиционного поведения населения - student2.ru

Рис. 2. Оценка текущей ситуации в стране, %

Инвестиционного поведения населения - student2.ru

Рис. 3. Кто сегодня осуществляет власть в стране, %

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

для студентов очной формы обучения

1. Что такое социология? Объект, предмет и методы социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Место социологии в ряду общественных наук.

4. Функции социологии.

5. Предпосылки возникновения социологии как науки.

6. «Закон трех стадий» О. Конта. Две части социологии по О. Конту.

7. Биологическая социологическая школа и социал-дарвинизм.

8. Психоанализ – представитель и сущность теории.

9. Географическая и расово-антропологическая школы в социологии.

10. Психологическое направление в социологии.

11. Охарактеризуйте школы натуралистического направления.

12. Этапы развития западной социологии.

13. Каковы особенности формирования российской социологии?

14. Разведывательное, описательное и аналитическое исследования.

15. Сплошное, монографическое, выборочное исследования.

16. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, анализ документов, опрос и его виды.

17. Социометрия и контент-анализ.

18. Прикладное социологическое исследование.

19. Понятие программы социологического исследования, ее структура.

20. Методологическая часть программы социологического исследования.

21. Проблемная ситуация, объект и предмет социологического исследования.

22. Цель, задачи, гипотеза социологического исследования.

23. Интерпретация основных понятий. Выборка.

24. Анкета, как инструмент социологического исследования.

25. Виды вопросов в анкете.

26. Требования к вопросам в анкете.

27. Понятие общества как социальной системы, его признаки.

28. Типология общества по Д. Беллу, К. Попперу, К. Марксу.

29. Социальная структура общества. Что составляет ее основу?

30. Виды социальной структуры.

31. Социальная связь, ее элементы и виды.

32. Виды социальных общностей.

33. Толпа и публика. Виды толпы.

34. Социальная организация. Черты социальной организации.

35. Социальный институт. Черты социальных институтов.

36. Институционализация, что включает в себя это понятие.

37. Признаки социальных институтов.

38. Виды социальных институтов.

39. Функции социальных институтов.

40. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

41. Функции семьи.

42. Типы семей.

43. Понятие и виды культуры.

44. Культура как социальная система.

45. Понятие субкультуры, ее соотношение с культурой общества.

46. Социальная роль. Социальный статус. Виды статусов.

47. Виды ролевых конфликтов.

48. Социальная мобильность. Виды и типы мобильности.

49. Социальная стратификация. Сословия, классы, страты.

50. Исторические типы стратификации.

51. Социальная адаптация. Виды адаптации.

52. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Социальная среда и социальные отношения.

53. Общество и личность – проблемы взаимодействия.

54. Социализация личности- особенности этапов, виды.

55. Типология личности. Типология личности преступника.

56. Социальный контроль.

57. Санкции. Виды санкций.

58. Нормы. Классификация норм.

59. Массовые общности и их признаки.

60. Социальная группа. Признаки социальной группы.

61. Большие и малые социальные группы.

62. Престиж, ценностные ориентации, установки, социальная дистанция.

63. Теории и структура социальных изменений.

64. Механизм социальных изменений.

65. Социальные движения. Жизненный цикл и виды социальных движений.

66. Социальный конфликт и виды социальных конфликтов.

67. Девиантное и делинквентное поведение.

68. Теории отклоняющегося поведения.

69. Понятие социальных отклонений и виды отклоняющегося поведения.

70. Теория аномии во взглядах Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Наши рекомендации