Темы для докладов на семинарских занятиях

  1. Структура и динамика развития ребенка в дошкольном возрасте.
  2. Игра как ведущий тип деятельности дошкольника.
  3. Изобразительная деятельность и ее роль в развитии ребенка.
  4. Восприятие сказки и ее развивающее значение.
  5. Особенности обучения в дошкольном возрасте.
  6. Показатели психологической зрелости ребенка и проблема готовности к школьному обучению.
  7. Младший школьный возраст, его структура и динамика.
  8. Роль сверстника в психическом развитии младшего школьника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Генезис сенсорных способностей / Под. ред. Л.А. Венгера. М., 1976.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.
  3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  5. Дусавицкий А.О. Дважды два - икс. М., 1985.
  6. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.
  7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
  8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  9. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  10. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
  11. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
  12. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  13. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1986.
  14. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  15. Сенсорное воспитание дошкольников / Под. ред. А.П. Усовой. М., 1963.
  16. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  18. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.,1984.

ТЕМА 2. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ В СВЕТЕ РАЗНЫХ КОНЦЕПЦИЙ

Подростковый кризис. Отрочество. Влияние исторического времени. Классические исследования кризиса подросткового возраста. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Г.А. Цукерман). Социальная ситуация развития. Задача возраста. Ведущий тип деятельности. Основные психологические новообразования возраста - самосознание, самооценка, самоопределение. Переход к взрослости. Нерешенные проблемы онтогенеза психики ребенка.



ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Тинейджер Переходный возраст Пубертатный период Психическая пубертатность Физическая пубертатность Критический период Негативная фаза Позитивная фаза Эротика Сексуальность Серьезная игра Идентичность Неопределенная идентичность Предрешенная идентичность Психо-социальный мораторий Зрелая идентичность Подростковый эгоцентризм Воображаемая аудитория Личный миф Сфокусированность на себе Интерес Эго-доминанта Доминанта усилия Доминанта дали Доминанта романтики Второе рождение личности Рефлексия Самосознание Самооценка Самоопределение Объективная взрослость Субъективная взрослость Чувство взрослости Тенденция к взрослости Виды взрослости Морально-этический кодекс подростка Нравственные убеждения Нравственное мировоззрение

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРА

  1. Почему подростковый возраст называют кризисным?
  2. Как изменяется социальная ситуация развития в подростковом возрасте?
  3. Каковы основные проявления "чувства взрослости" в подростковом возрасте?
  4. Каковы особенности развития познавательных процессов подростков?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. Опишите и проанализируйте условия возникновения и внешние признаки подростковых объединений.
  2. Прочитайте романы Ф.М. Достоевского "Подросток" и Дж. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Сравните проблемы подростков в XIX и XX веках.
  3. Подберите ситуацию из фильма, художественной литературы, связанную с описанием специфики, проблематики подросткового возраста.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Психологические проблемы взросления в подростковом возрасте.
  2. Особенности взаимодействия с взрослыми в подростковом возрасте.
  3. Психологические особенности межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте.
  4. Сравнительный анализ взглядов на содержание подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.
  5. Формирование интересов в подростковом возрасте.
  6. Психологические причины девиантного поведения подростков.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ

  1. Психологические теории подросткового возраста.
  2. Структура и динамика подросткового возраста.
  3. Условия кризисного характера перехода к взрослому статусу в подростковом возрасте.
  4. Понятие "чувство взрослости".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.
  3. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
  4. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.
  7. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

Наши рекомендации