Проблемы миграции, эмиграции и иммиграции.
Современная ситуация в России обусловлена сложным переплетением миграционных процессов и связанных с этим явлением множества проблем. В современных российских социально-экономических условиях, под влиянием мирового финансово-экономического кризиса миграции стали присущи следующие признаки: ярко выраженный национальный и этнический характер; широкомасштабность и интенсивность; трансформация направлений ее потоков.
Существующая миграционная политика и практика ее реализации создала ряд серьезных проблем. К наиболее серьезным можно отнести:
- наплыв нелегальных мигрантов, неконтролирумый их приток в Сибирь и на Дальний Восток, в Москву и Подмосковье, в Санкт-Петербург и другие крупные города;
- обострение криминогенной обстановки;
- усложнение эпидемиологического обстановки;
- в условиях современной России речь идет только о трудовой миграции, которая не может решить проблемы демографии, практически отсутствуют разговоры о привлечении трудоспособного и высококвалифицированного иностранного населения переезжать в Россию, получать здесь гражданство и становиться полноправными гражданами нашей страны;
- отсутствие регулирования внутренней миграции, что приводит к упадку деревень и сельского хозяйства, массовые переселение селян в города;
- маргинализация социально-культурных ценностей российского общества под воздействием миграции;
- приток в страну неквалифицированной рабочей силы, которая не способна адекватно компенсировать отток специалистов, «утечку мозгов»;
- приток дешевой рабочей силы тормозит процесс подготовки своих собственных трудовых кадров, который требует капиталовложений;
- приток в страну людей, рассматривающих свою трудовую деятельность в России исключительно с точки зрения заработка и перевода денежных средств на свою родину;
- отсутствия желания и необходимости со стороны приезжих встраиваться в российское общество, что приводит к возникновению стихийных поселений и замкнутых социальных групп иммигрантов, зачастую маргинальных;
- обострение межнациональных и межконфессиональных отношений.
Наиболее острыми, на наш взгляд, проблемами эмиграции в России являются:
- регулирование трудовой, особенно нелегальной иммиграции, что в настоящее время стало предметом самостоятельного изучения;
- проблема «эмиграция – молодежь», или ее часть «эмиграция – образование». Молодежь уезжает за границу, чтобы получить там хорошее образование; и наоборот - хорошее образование, полученное здесь, мы «дарим» другим странам. Результат в обоих случаях – безвозвратность студентов или молодых специалистов, которую пока не удается преодолеть в силу разницы в уровне жизни между странами;
- новые черты, которые появились в этой проблеме, это готовность молодежи к свободным перемещениям, знание языков. Многое изменилось в последнее время в ценностях родителей, которые всячески поддерживают детей в этих проблемах. Вызывает тревогу также и тот факт, что современная молодежная эмиграция (пусть и возвратная) осуществляется в рамках «цивилизации досуга», которая в наших условиях не подкреплена еще соответствующими материальными благами, а соотношение ценностей труда и досуга не является оптимальным;
- эмиграция как фактор изменения национального самосознания
- и культурной идентификации имеет место практически во всех нациях (например, появление «черно-белой Франции», мощной индусской диаспоры в Англии середины прошлого века и т.д.), но особенно у тех наций, которые традиционно участвовали в интенсивной миграции, ассимиляции, диаспоризации, а теперь воссоздают собственные исторические государства (Израиль). (См. исследования, публикуемые в журнале «Диаспоры»). Эмиграция как аккультурация сегодня представляется для меня наиболее актуальной и интересной исследовательской проблемой
Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 1997 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том числе на Украине — 11,4 млн человек, или 22% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн русских, около 3 млн — в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн— в Белоруссии, около 800 тыс. — в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения. По официальным оценкам, число уже выехавших из бывших советских республик русских или русскоязычных граждан превысило за период 1990—1997 гг. 6,6 млн человек. По официальным данным, в 1998 г. число зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья превысило 1192 тыс. человек. Общий потенциал репатриантов составляет 4— 6 млн человек. По оценке Института ООН по проблемам разоружения, подготовившим доклад о тенденциях миграции в Европе, численность славянского населения в неславянских странах бывшего СССР к 2016 г. уменьшится на 15—30%.
Прием, размещение и трудоустройство наших соотечественников потребует от России значительных материальных и организационных усилий. Серьезного внимания и регламентирования требует и проблема беженцев в Россию из развивающихся стран, которая приняла масштабный характер. Заниматься этими проблемами в России призвана Федеральная миграционная служба.
Социология семьи
Социологическое изучение различных форм и типов семьи начинается во второй половине 19 века. Одним из первых к этой проблеме обратился американский ученый Льюис Морган, который исследовал семейно-родственные отношения, существовавшие в ряде племен северо-американских индейцев. Морган впервые поставил под сомение господствовавшие в науке того времени представление, что на всём протяжении истории человечества существует один единственный тип семьи. Как показал Морган, семья претерпевала определенные изменения в ходе истории развития. К изучению семьи с позиций марксистской теории обращался Фридрих Энгельс, также рассматривающий историческую эволюцию различных типов семьи. С точки зрения Энгельса, важнейшую роль в такой эволюции играли экономические причины, и в частности он считал важнейшим событием, определившим дальнейшее развитие семьи, возникновение частной собственности.
В российской социологии начала 20 века изучением семьи занимался Сорокин. Он проводил эмпирические исследования семейно-родственных отношений, существовавших у народностей Коми. Кроме того, он обобщил и систематизировал результаты исследований некоторых зарубежных социологов. В целом, по мнению Сорокина, на структуру семьи влияли несколько различных факторов, не только экономических, но также демографических и культурных, в том числе и религиозные идеи.
В дальнейшем проводились многочисленные эмпирические исследования особенностей семейных отношений в различных обществах и на основе таких исследований были выделены разнообразные формы брака и типы семьи. В начале рассмотрим основные формы брака. Выделяются эндогамный и экзогамный брак.
Эндогамный брак предполагает заключение брака между представителями одной и той же социальной общности. Такой брак существует в различных кастовых и сословных обществах (например в древней Индии в брак могли вступить лишь представители одной и той же касты, а в странах средневековой Европы браки заключались, как правило между выходцами из одного сословия).
Экзогамный брак предполагает, что партнеры принадлежат к двум различным социальным общностям.
Например в некоторых первобытных племенах брак мог заключаться лишь между представителями двух различных родов данного племени.
Помимо этого, еще одним критерием классификации браков выступает число партнеров, заключающих брак. Здесь различают моногамный брак (один мужчина и одна женщина) и полигамный (когда с одной из сторон вступают в брак два или более партнеров).
Полигамный брак делится на полигимию (один мужчина и несколько женщин) и полимандрию (одна женщина и несколько мужчин). Как показали результаты этнографических исследований во многих обществах за пределами европейской христианской цивилизации считался допустимым полигамный брак, но почти исключительно в форме многоженства.
Например в странах ислама религиозная традиция позволяет мужчине иметь до четырех жен при условии, что он может их содержать.
Что касается полимандрии, то данная форма брака наблюдается чрезвычайно редко, но существует у некоторых народностей Индии.
В целом же даже в тех обществах, где полигамный брак считался допустимым и даже предпочтительным, он не получил широкого распространения в силу естественных соотношений численности полов. И большинство браков оставались моногамными.
В социологических исследованиях выделялись также различные типы семьи. Например по такому признаку как распределение власти и влияния между супругами выделялись следующие типы:
1. патриархальная семья (власть в руках мужа)
2. матриархальная семья (власть в руках жены)
3. эгалитарная семья (примерно равное распределение прав и обязанностей между супругами)
В целом в традиционных доиндустриальных обществах преобладает патриархальная семья, тогда как в современном обществе более широкое распространение получает семья эгалитарного типа.
Еще один критерий классификации семьи—число поколений родственников, образующих семью. В данном случае проводятся различия между расширенной семьей, которая включает более двух поколений родственников, и нуклеарной семьей
43 Социология образования
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - область социологии, изучающая образование как социальный институт, его состав и функции, деятельность его организаций, а также политику государства в сфере образования.
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, которые рассматривали образование с точки зрения его социальных функций. Позднее концепцию образования как института социализации развил Т. Парсонс. Он рассматривал институт образования и составляющие его структурные элементы (вузы, школы, специальные учебные заведения и т.п.) в контексте их влияния на процессы социальной стратификации.
В России социология образования прошла сложный путь становления и развития. Это было связано с общими проблемами российской социологической науки и социологического образования, которые с момента своего возникновения испытали идеологические запреты и недоверие со стороны властей. Данное направление в российской социологии развивалось в основном силами ученых энтузиастов. Среди них исключительное место принадлежит М.М. Ковалевскому, его сподвижникам и последователям — Н.И. Карееву, Е.В. Де Роберти, П.А. Сорокину, Н.С. Тимашеву, К.М. Тахтареву и др. Возникнув первоначально за границей, в Париже, образовательные социологические центры позднее вошли в структуру крупных российских исследовательских учреждений социального профиля (Психоневрологический ин-т (1908), Социобиблиографический ин-т (1918), Социол. ин-т (1920) и др.). В 1920 году в Петроградском государственном университете открывается первая в России университетская кафедра социологии во главе с Сорокиным. Это был последний содержательный и организационный всплеск, после чего до начала 60-х годов 20 века преподавание социологии в вузах не производилось. С начала 1960-х годов вновь интенсивно развивается социологическая наука, в рамках которой закладываются основы современной социологии образования.
Социология образования изучает виды и формы деятельности различных образовательных учреждений, которые обеспечивают членов общества знаниями, фундаментальными представлениями и профессиональными навыками в соответствии с социально-экономическими и культурными нормами и ценностями, в условиях которых функционирует система образования.
Социология образования исследует механизм отношений общества и образования, выявляет роль образования в обществе, возникновение институтов образования, их функции, внутренние источники и резервы развития.
Предметом социологии образования является также совокупность иерархических межличностных связей учеников и педагогов, особенности профессионального труда преподавателей, условия, образ жизни и учеников, и преподавателей.
Значительное место в социологии образования отводится исследованию соотношения образования и воспитания. В этой связи социология образования опирается на три взаимосвязанные категории: социализация, образование, воспитание (И.В. Бестужев-Лада, В.Я. Нечаев, В.И. Добренькое). В социологии образования воспитание и образование рассматриваются как персонифицированные формы взаимодействия двух субъектов: ученика и педагога или воспитателя и воспитуемого. При этом происходит перманентный процесс социализации в рамках воспитательно-образовательной деятельности.
В теоретико-методологическом плане российская концепция социологии образования опирается на деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и концепцию социальной детерминации (Э.В. Ильенков). Согласно этому социология образования акцентирует внимание на изучении обществ, практики как источнике социализации и методов обучения, рассматривает личность (субъект образования) как носителя процесса усвоения предметной деятельности.
В современной структуре социологии образования сложился ряд концептуальных подходов, которые отражают и уровень институлизации образования, и современное состояние социологической науки. Так, правомочно говорить о новосибирской школе (В.Н. Шубкин, Г.А. Чередниченко, Д.Л.
44 "Мировая система и цивилизация"
В ряду макросоциологических понятий они занимают высшую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже, чем цивилизация и мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (человечество).
Мировую систему также надо понимать в узком и широком значении. И.Валлерштайн (1976) предложил различать: а) мировые империи, б) мировые экономически системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.
Мировая экономическая система - совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. В древности они практически совпадали с мировыми империями, либо служили их источником. Что такое империя монголов в XIV веке, куда входила покоренная Русь, - империя или экономическая система? Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Хотя известно, что русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление. А куда отнести английские, испанские и французские колонии в Африке? Скорее к системам, нежели к империям.
Последняя из мировых экономических систем - современный капитализм. Он существует чуть ли не 500 лет, но так и не превращается в мировую империю. Транснациональные корпорации находятся вне контроля единого правительства. Они свободно перебрасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу мировых экономических систем следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в 60 - 80-е годы входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна - суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовало международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества. Его следует называть квазиобществом, чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле. Почему? Дело в том, что восемь признаков Э.Шилза применимы не только к локальному, но также к глобальному обществу. Действительно, мировое сообщество не является частью более крупной системы; браки заключаются только между членами данного объединения, и оно пополняется за счет их детей; оно имеет свою территорию (вся планета), название, историю, управление и культуру. Органами управления мирового сообщества является ООН. Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы ("Голубые каски" ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональные объединения типа Европейского Сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн. человек, объединенных экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Совет Министров и Европарламент.
Итак, мы вправе сделать такой вывод: на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы - мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование), и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).
Цивилизация, как и предшествующие понятия, отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают еще спорить. Цивилизация понимается ими в двух значениях.
В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену "варварству", иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О.Шпенглера: цивилизация - высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят исторически - как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества.
Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.
Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени различия, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет. (Там, где нет письменности, нет и цивилизации.) Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.
Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.
Итак, сделаем заключение: цивилизация - глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Ее понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.
Типололия общества
Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Все бывшие ранее и существующие в настоящее время общества ученые делят на определенные типы. Существует деление обществ на:
1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);
2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:
1) общества охотников и собирателей;
2) садоводческие;
3) аграрные;
4) промышленные. Социолог Теннис Ф. делил общества на:
1) допромышленные (сельская община);
2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).
Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:
1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;
2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;
3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.
Существует деление общества по политическим признакам:
1) демократические (гражданское общество);
2) тоталитарное (государство подавляет личность);
3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).
Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).
Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.
Мы видим, что существует множество классификаций, и ни одну из них мы не можем выделить в качестве главной или назвать неправильной (лишь в прошлом марксистская типология считалась главной, а другие – неверными).