Предмет и метод социологии. Структура социологического знания

Предмет и метод социологии. Структура социологического знания

Социология — наука о жизнедеятельности общества, совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами и личностями.

Соответственно объектом социологии является общество.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

1. фундаментальных исследований - задачей которых является приращение научного знания через теорию, которая в свою очередь раскрывает универсальные закономерности и принципы в обществе.

2. прикладных исследований - в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных исследований или знаний;

3. социальная инженерия - уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни, способна к прогнозированию.

Исторически первой социология сформировалась как социальная философия.

Второй этап связан с развитием ее как социальной инженерии,

Третий этап— как научно-практической деятельности.

Отсюда в дальнейшем сложилось представление о специфической трехуровневой структуре социологии:

высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология)

средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня)

низший уровень — эмпирическая, прикладная социология (микросоциология, конкретные социологические исследования).

У социологии есть функции, которые разделяются на:

1. Теоретико-познавательную функцию - направленную на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях.

2. Мировоззренческую функцию — особой реальности субьекта. Социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности.т.н. Убеждения.

3. И особое значение имеет Преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.

Личность как предмет социологического исследования

В социологии прочно закрепилось понимание личности как социально-типической характеристики человека, как совокупности социальных ролей, которые определяются социальным статусом (положением в обществе) рассмотрение процесса вхождения индивида в общество, социализации и идентификации его с различными социальными группами, социология связывает понятие личности с социализированным индивидом, что в своем поведении отражает особенности социальной организации конкретного общества.

Исследование личности в социологии осуществляется по следующим основным направлениями:

1) социальная типология личности, формирование основных социальных типов личности, отражающие особенности социальной организации и развития общества;

2) закономерности социализации как процесса включения индивида в систему общественных связей, особенности жизненного пути личности;

3) структура личности, ролевая деятельность и общение как пути реализации потребностей, интересов, социальных установок и ценностных ориентаций личности;

4) личность и социальное микросреда, в котором происходят непосредственное межличностное общение и взаимодействие

Теория социализации

Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве равноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролирующие процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. На разработку теории социализации большое влияние оказали идеи и работы З. Фрейда, Ж. Пиаже, Дж. Мида, Ч. Кули, Э. Эриксон, Л. Кольберг и др.

Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность – совок-ть психических реакций человека на мнения о нем окружающих.

В процессе интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения. "Зеркальное Я" состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я".

Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей (в ходе игры). Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль "обобщенного другого" (образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду).

Теория социализации по Э. Эриксону: социализация как постоянный рост;

Процесс социализации взрослых не исчерпывается преодолением одного кризиса и переходом к другому. Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей ее жизни. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью).

1 стадия доверие/недоверие (грудной возраст). Когда за младенцем ухаживают, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни.

2 стадия – автономия/стыд и сомнение (1-2 года). Ребенок учится говорить и познавать мир. Ярко проявляются стремление к самостоятельности и неповиновение авторитету. Родители же стараются приучить садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований, он испытывает чувство стыда и неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.

3 стадия – Инициатива/чувство вины (3-5 лет). У детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляют дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей

4 стадия – трудолюбие/неполноценность (мшв). Дети учатся выполнять индивидуальные задания и в группе. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика и т.д. Главное значение имеют развитие уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

5 стадия - Становление индивидуальности (идентификацию)/ролевую диффузию (юность). По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни (учеба, работа, спутник жизни). Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.

6 стадия – Интимность/одиночество (начало взрослого периода). Основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.

7 стадия - творческая активность/застой (средний возраст). Главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции.

8 стадия – умиротворение/отчаяние (старость). Люди подводят итоги своей жизни; встречают старость, испытывают чувство горечи. Если люди довольны ею, то создается чувство, что псе этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.

Теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже;

Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

1 период (от рождения до 2 лет) - сенсомоторная стадия. Формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира.

2 период (2-7л) - предоперациональная стадия. Дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.

3 период (7-11) - стадия конкретных операций. Дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.

4 период (12-15) – стадия формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.

Вывод: Несмотря на различия рассмотренных теорий, их авторы едины в одном - личностью человек становится посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, в ходе освоения им социальных норм и функций (социальных ролей). Поэтому личность можно трактовать, наряду с уже выше данным ее определением, как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных групппах.

Социальный контроль

Социальный контроль — механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе наблюдения за поведением индивида на соответствие требованиям и ожиданиям.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Теория аномии Э. Дюркгейма

Первым из европейских социологов, кто начал специально разрабатывать проблему аномии, был Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, аномия как противоположность стабильного социального порядка возникает тогда, когда государство и общество ослабляют свой контроль за повелением индивидов. Это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Занятая собой и собственными проблемами, государственная машина на время самоустраняется от решения насущных социокультурных, духовно-нравственных задач. В результате у индивидов исчезает чувство общности, а с ним и дух солидарности.

В условиях аномии существенно расширяются возможности для свободных волеизъявлений, в том числе для тех из них, что выходят за пределы цивилизованной нормативности. Распространяются эгоистические умонастроения, пропадает должное уважение к моральным и правовым нормам, ухудшается состояние нравов, возрастает число самоубийств и преступлений.

До тех пор пока разбушевавшиеся социальные стихии, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, любая регламентация оказывается несостоятельной. Тем более, что в такие периоды у большинства исчезает представление о различиях между справедливостью и несправедливостью, законностью и беззаконием, возможным и недопустимым.

Рассматривая общество как средство интеграции индивидов, Дюркгейм дает этиологическую типологию самоубийств, критерием которой выступает характер связи между человеком и обществом. Эта связь рассматривается как степень сплоченности индивидов или как степень регламентации связей и отношений в обществе. Он выделяет две пары полярных типов суицидов. Как только степень сплоченности индивидов в обществе ослабевает, это приводит, по мнению Дюркгейма, к «эгоистическому» самоубийству (утрачен смысл жизни). Наоборот, чрезмерная сплоченность вызывает «альтруистическое» самоубийство (смысл жизни видится за ее пределами). С другой стороны, избыточная регламентация общественных отношений приводит к «фаталистическому» суициду, а ее недостаток или полное отсутствие - к «аномическому».

Как видим, в качестве факторов детерминации «эгоистического» и «аномического» типов самоубийств, по Дюркгейму, выступают не личные свойства индивида, а внешние причины: снижение сплоченности индивидов, а также беспорядочность, неурегулированность человеческой деятельности. Именно с таким состоянием общества во время кризисов, экономических депрессий, политических конфликтов, резких социальных изменений исследователь и связывает массовый рост самоубийств. «В момент общественной дезорганизации - будет ли она проходить в силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований - общество оказывается временно не способным проявлять нужное воздействие на человека».

Следовательно, для Дюркгейма аномия и социальная дезорганизация по сути одно и то же. Нарушение «коллективного порядка», нестабильность общественного развития, разрушение нормативных систем дезориентирует людей, что во многом способствует повышению уровня различных форм социальных отклонений и, в частности, преступности. Дюркгейм подчеркивает, что уровень преступлений значительно ниже в обществах, где наблюдается социальная солидарность и сплоченность. Когда единство социума разрушается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают.

Таким образом, в определенные периоды социального развития складывается ситуация, когда либо отсутствует, либо резко понижается сила нормативной регуляции. В подобных случаях обычные правила, удерживающие индивидов от выполнения социально неприемлемых действий, могут не действовать. И если синномия - условие совпадения норм и ценностей, то явление их разрегулированности, безнормности есть аномия. Следовательно, в широком смысле аномия - это состояние общества, при котором нарушается нормативная регуляция поведения индивидов и социальных групп, поскольку общепринятые прежде нормы, законы, культурные ценности либо не соответствуют новым, либо новые еще отсутствуют.

Социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности и различающихся по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экологической, экономической, духовной, политической и т. д.) взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.

Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.

Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные (или шире, социально - психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Взаимодействие, то естьинтерактивноедействие, бывает различных видов и выражаться в разных формах.

1.Межличностное(непосредственное) взаимодействие – имеет многообразные модификации, зависит от социального положения взаимодействующих субъектов, выполняемых ими социальных ролей, наличия власти.

2.Опосредованное взаимодействие (через промежуточные звенья, или с использованием посредников) – предполагает распределение ролей между участниками, наличие оговоренных норм, системы ценностей, регулирующих это взаимодействие.

Социальный конфликт

Социальный конфликт— это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Социальные статусы и роли

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями.

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной стороной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи, взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.

Социальный статус — это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система.

Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.

Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др.

В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как от развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Социальное поведение индивида, общности, института, организации зависит не только от их социального статуса (прав и обязанностей), но и от окружающей социальной среды, состоящей из таких же социальных субъектов. Они ожидают определенного социального поведения в соответствии со своими потребностями и «ориентациями на других». В этом случае социальное поведение приобретает характер социальной роли.

Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу.

В обществе наличествует механизм санкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека.

Поведенческая сторона социального статуса, выраженная в роли, позволяет их разграничить: социальный статус может включать несколько ролей. Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Обучение важнейшим ролям начинается в детстве с формирования установок (хорошо-плохо), ориентирующих на определенную последовательность действий и операций. Дети играют разные роли, подражают повседневному поведению окружающих. Они сознают свои права и обязанности: детей и родителей, товарищей и врагов и т. п. Постепенно приходит сознание причин и результатов своих действий.

Любая социальная роль описывается четырьмя характеристиками:

· Эмоциональность

· Способ приобретения..

· Формализация.

· Мотивация

Социальная мобильность

В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные позиции, называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность – это изменение положения индивида в стратификационной системе.

Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой.

Социология семьи

Социологическое изучение различных форм и типов семьи начинается во второй половине 19 века. Одним из первых к этой проблеме обратился американский ученый Льюис Морган, который исследовал семейно-родственные отношения, существовавшие в ряде племен северо-американских индейцев. Морган впервые поставил под сомение господствовавшие в науке того времени представление, что на всём протяжении истории человечества существует один единственный тип семьи. Как показал Морган, семья претерпевала определенные изменения в ходе истории развития. К изучению семьи с позиций марксистской теории обращался Фридрих Энгельс, также рассматривающий историческую эволюцию различных типов семьи. С точки зрения Энгельса, важнейшую роль в такой эволюции играли экономические причины, и в частности он считал важнейшим событием, определившим дальнейшее развитие семьи, возникновение частной собственности.

В российской социологии начала 20 века изучением семьи занимался Сорокин. Он проводил эмпирические исследования семейно-родственных отношений, существовавших у народностей Коми. Кроме того, он обобщил и систематизировал результаты исследований некоторых зарубежных социологов. В целом, по мнению Сорокина, на структуру семьи влияли несколько различных факторов, не только экономических, но также демографических и культурных, в том числе и религиозные идеи.

В дальнейшем проводились многочисленные эмпирические исследования особенностей семейных отношений в различных обществах и на основе таких исследований были выделены разнообразные формы брака и типы семьи. В начале рассмотрим основные формы брака. Выделяются эндогамный и экзогамный брак.

Эндогамный брак предполагает заключение брака между представителями одной и той же социальной общности. Такой брак существует в различных кастовых и сословных обществах (например в древней Индии в брак могли вступить лишь представители одной и той же касты, а в странах средневековой Европы браки заключались, как правило между выходцами из одного сословия).

Экзогамный брак предполагает, что партнеры принадлежат к двум различным социальным общностям.

Например в некоторых первобытных племенах брак мог заключаться лишь между представителями двух различных родов данного племени.

Помимо этого, еще одним критерием классификации браков выступает число партнеров, заключающих брак. Здесь различают моногамный брак (один мужчина и одна женщина) и полигамный (когда с одной из сторон вступают в брак два или более партнеров).

Полигамный брак делится на полигимию (один мужчина и несколько женщин) и полимандрию (одна женщина и несколько мужчин). Как показали результаты этнографических исследований во многих обществах за пределами европейской христианской цивилизации считался допустимым полигамный брак, но почти исключительно в форме многоженства.

Например в странах ислама религиозная традиция позволяет мужчине иметь до четырех жен при условии, что он может их содержать.

Что касается полимандрии, то данная форма брака наблюдается чрезвычайно редко, но существует у некоторых народностей Индии.

В целом же даже в тех обществах, где полигамный брак считался допустимым и даже предпочтительным, он не получил широкого распространения в силу естественных соотношений численности полов. И большинство браков оставались моногамными.

В социологических исследованиях выделялись также различные типы семьи. Например по такому признаку как распределение власти и влияния между супругами выделялись следующие типы:

1. патриархальная семья (власть в руках мужа)

2. матриархальная семья (власть в руках жены)

3. эгалитарная семья (примерно равное распределение прав и обязанностей между супругами)

В целом в традиционных доиндустриальных обществах преобладает патриархальная семья, тогда как в современном обществе более широкое распространение получает семья эгалитарного типа.

Еще один критерий классификации семьи—число поколений родственников, образующих семью. В данном случае проводятся различия между расширенной семьей, которая включает более двух поколений родственников, и нуклеарной семьей

43 Социология образования

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - область социологии, изучающая образование как социальный институт, его состав и функции, деятельность его организаций, а также политику государства в сфере образования.

Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, которые рассматривали образование с точки зрения его социальных функций. Позднее концепцию образования как института социализации развил Т. Парсонс. Он рассматривал институт образования и составляющие его структурные элементы (вузы, школы, специальные учебные заведения и т.п.) в контексте их влияния на процессы социальной стратификации.

В России социология образования прошла сложный путь становления и развития. Это было связано с общими проблемами российской социологической науки и социологического образования, которые с момента своего возникновения испытали идеологические запреты и недоверие со стороны властей. Данное направление в российской социологии развивалось в основном силами ученых энтузиастов. Среди них исключительное место принадлежит М.М. Ковалевскому, его сподвижникам и последователям — Н.И. Карееву, Е.В. Де Роберти, П.А. Сорокину, Н.С. Тимашеву, К.М. Тахтареву и др. Возникнув первоначально за границей, в Париже, образовательные социологические центры позднее вошли в структуру крупных российских исследовательских учреждений социального профиля (Психоневрологический ин-т (1908), Социобиблиографический ин-т (1918), Социол. ин-т (1920) и др.). В 1920 году в Петроградском государственном университете открывается первая в России университетская кафедра социологии во главе с Сорокиным. Это был последний содержательный и организационный всплеск, после чего до начала 60-х годов 20 века преподавание социологии в вузах не производилось. С начала 1960-х годов вновь интенсивно развивается социологическая наука, в рамках которой закладываются основы современной социологии образования.

Социология образования изучает виды и формы деятельности различных образовательных учреждений, которые обеспечивают членов общества знаниями, фундаментальными представлениями и профессиональными навыками в соответствии с социально-экономическими и культурными нормами и ценностями, в условиях которых функционирует система образования.

Социология образования исследует механизм отношений общества и образования, выявляет роль образования в обществе, возникновение институтов образования, их функции, внутренние источники и резервы развития.

Предметом социологии образования является также совокупность иерархических межличностных связей учеников и педагогов, особенности профессионального труда преподавателей, условия, образ жизни и учеников, и преподавателей.

Значительное место в социологии образования отводится исследованию соотношения образования и воспитания. В этой связи социология образования опирается на три взаимосвязанные категории: социализация, образование, воспитание (И.В. Бестужев-Лада, В.Я. Нечаев, В.И. Добренькое). В социологии образования воспитание и образование рассматриваются как персонифицированные формы взаимодействия двух субъектов: ученика и педагога или воспитателя и воспитуемого. При этом происходит перманентный процесс социализации в рамках воспитательно-образовательной деятельности.

В теоретико-методологическом плане российская концепция социологии образования опирается на деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) и концепцию социальной детерминации (Э.В. Ильенков). Согласно этому социология образования акцентирует внимание на изучении обществ, практики как источнике социализации и методов обучения, рассматривает личность (субъект образования) как носителя процесса усвоения предметной деятельности.

В современной структуре социологии образования сложился ряд концептуальных подходов, которые отражают и уровень институлизации образования, и современное состояние социологической науки. Так, правомочно говорить о новосибирской школе (В.Н. Шубкин, Г.А. Чередниченко, Д.Л.

44 "Мировая система и цивилизация"

В ряду макросоциологических понятий они занимают высшую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже, чем цивилизация и мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (человечество).

Мировую систему также надо понимать в узком и широком значении. И.Валлерштайн (1976) предложил различать: а) мировые империи, б) мировые экономически системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.

Мировая экономическая система - совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. В древности они практически совпадали с мировыми империями, либо служили их источником. Что такое империя монголов в XIV веке, куда входила покоренная Русь, - империя или экономическая система? Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Хотя известно, что русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление. А куда отнести английские, испанские и французские колонии в Африке? Скорее к системам, нежели к империям.

Последняя из мировых экономических систем - современный капитализм. Он существует чуть ли не 500 лет, но так и не превращается в мировую империю. Транснациональные корпорации находятся вне контроля единого правительства. Они свободно перебрасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу мировых экономических систем следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в 60 - 80-е годы входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна - суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовало международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества. Его следует называть квазиобществом, чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле. Почему? Дело в том, что восемь признаков Э.Шилза применимы не только к локальному, но также к глобальному обществу. Действительно, мировое сообщество не является частью более крупной системы; браки заключаются только между членами данного объединения, и оно пополняется за счет их детей; оно имеет свою территорию (вся планета), название, историю, управление и культуру. Органами управления мирового сообщества является ООН. Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы ("Голубые каски" ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональные объединения типа Европейского Сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн. человек, объединенных экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество и<

Наши рекомендации