Обладать следующими дополнительными профессиональными компетенциями

Ø умение использовать современные инновационные технологии в практической и научной деятельности;

Ø организацией проведения различных видов научно-производственных исследований.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, темы и краткое содержание

МодульI. Методология организации исследовательской деятельности

Тема 1. Методология исследовательской деятельности как научная

проблема

Понятие о методологии как о системе принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности.

Уровни методологии. Характеристика методологических принципов

научного исследования: объективности, сущностного анализа, единства логического и исторического оснований, концептуального единства. Логика

развития науки: от эпизода через опыт и его систематизацию к методике, теории и методологии, и отражение данной логики в научно-исследовательском подходе.

Тема 2. Современные подходы к организации исследовательской

работы

Исследования и их роль в научной и практической деятельности людей.О природе творчества. Формы реализации творчества — наука, научное исследование. Логика и тенденции развития науки. Условия эффективности

научных исследований. Виды научных исследований. Научные возможности

человека. Методы диагностики исследовательских возможностей человека.

Тема 3. Структура научной деятельности: вопросы тактики и

стратегии

Общая логика исследовательской деятельности - основные этапы.

Стратегия исследования определение темы, определение степени её актуальности, выявление противоречия, выявление и формулировка проблемы, постановка целей выявление проблемы, Тактика научного исследования — объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, определение задач, отбор источников и базы исследования, выбор методов, разбивка на этапы выполнения.

Основные показатели качества исследовательской деятельности:

актуальность, теоретическая новизна и практическая значимость, обоснованность и достоверность результатов, уровень внедрения, рекомендации по использованию результатов.

Тема 4. Программа научных исследований

Общие сведения о методологии научного исследовании. Критерии классификации исследований. Многообразие видов социологического исследования. Описательные и аналитические исследования. Плотное (зондажное) исследование. Панельное и лонгитюдное исследования. Когортные и трендовые исследования. Сопоставимость результатов исследования. Когортные и трендовые исследования. Выбор инструментария ограничения, накладываемые на повторные исследования. Комплексный и междисциплинарный характер социологического исследования.

Понятие программы социологического исследования. Программа как документ, содержащий концепцию исследовательского проекта, его методологические, методические, технические и организационные решения. Значение программы в социологическом исследовании. Необходимость, эксплицитность (ясность, четкость), гибкость, логическая последовательность и другие требования к программе. Виды программ и их структура. Последовательность действий социолога при разработке программы.

Методологический раздел программы. Анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, цели и задач. Интерпретация понятий концепции исследования. Системный анализ объекта исследования. Выдвижение и формулировка гипотез.

Процедурный (методический или процедурно-методический) раздел программы. Обоснование методов сбора эмпирической социологической информации, единиц инструментария и сценария их использования. Определение обследуемой совокупности единиц исследования. Обоснование характера и форм обработки и анализа полученной информации.

Рабочий план исследования. Определение порядка сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. Сетевой график исследовательских мероприятий с расчетами временных, финансовых, людских и других затрат.

Пилотаж и проверка программных установок. Учет результатов пилотажного исследования при доработке программы.

Наши рекомендации