Концепция социальных институтов

По Спенсеру, социальные институты – это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов:· семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты)· обрядовые(церемониальные) – призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п.· политические· церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества(речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви.)· профессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделения трудаТеория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическим организмом.

Типы общества

Различая два главных типа общества: воинственный и промышленный, Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за существование; в первом случае речь идет о военных конфликтах и истреблении или порабощении побежденного победителем, во втором же борьба за существование представляется главным образом как промышленная конкуренция, где побеждает “сильнейший” в отношениях усердия способностей и т. п. За промышленным типом Спенсер видел будущее.

Вопрос №18

Институт церкви: сущность и основные функции.

Еще одним важным институтом является церковь(религия является духовной основой церкви).

Церковь – есть мезосоциальный институт общества, основанный на религиозном вероисповедании, объединяющих единоверцев религиозными обрядами и ритуалами церковной организации и удовлетворяющий потребность в обретении смысла жизни и в спасении души.

Главные функция церкви:

· оказывание помощи в спасении души, обретении смысла жизни

· религиозно-воспитательная

· религиозно-интерактивная – церковь дает возможность верующим выходить на непосредственной общение с Богом

Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего – результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отношения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви.

Современная религиозная ситуация характеризуется:

    1. тем, что высвободившие из-под влияния административно-командной системы все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав и свободы совести,
    2. среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения,
    3. интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию плечо в плечо идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов,
    4. развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и других верований в чудодейственные силы.

Вопрос №19

Социология марксизма.

Представитель – К. Маркс

Это диалектико-материалистическое учение об общественных экономических формациях. Социология марксизма – это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895) в середине — второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, — это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества. Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, —способ материального производства. Никакое другое положение, не подвергается самой интенсивной критике, что Маркс исходит из экономического детерминизма, т.е. объясняет возникновение определенных социальных структур и отношений, политических и культурных институтов всецело из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют на экономику, на характер реального производства.

Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты прежде всего в материальной жизни.

Социальная революция – есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости.

Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношения и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены, прежде всего, экономическими отношениями.

В работах начального периода Маркс акцентирует жесткую социальную дифференциацию, характер которой приводил к рельефно выраженному делению всех людей на две группы – угнетателей и угнетаемых, а классовая борьба трактуется им не иначе как сердцевина исторического процесса.

Марксистская социология заинтересовалась не только конфликтными моделями общества и революционными моделями социального изменения (Теория конфликта), но также методологическими конфликтами.


Вопрос №20

Наши рекомендации